logo search
Лекции по педагогике (Лозицкий В

6. Система правового воспитания. Причины правонарушений среди школьников. Условия успешного правового воспитания школьников.

Правовое и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школа и другие типы учебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. Найти гармонию между уникальностью собственного "Я" и универсальностью общественных требований личность сможет лишь в том случае, если с детских лет ребенок осознает важность таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения.

Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Результаты существующих научных исследований дают основание утверждать, что одной из отличительных особенностей мотивационной стороны многих преступлений, совершенных учащимися, является непредумышленный характер действий несовершеннолетних, когда правонарушитель импульсивно, под влиянием сложившейся обстановки или же бездумно следует примеру других лиц. Отмеченные особенности скрывают большие возможности в предупреждении указанных деяний, облегчают действия правоохранительных органов, общественных формирований и других специализированных и неспециализированных субъектов по выявлению и устранению причин и условий совершения учащимися правонарушений, выступающих как объект профилактического воздействия.

Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аномального способа удовлетворения естественных для всех детей потребностей, неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов поведения и т.п. Противодействие воспитательному влиянию становится для такого подростка нормой поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна.

Гражданская направленность всего учебно-воспитательного процесса - это и цель, и средство правового и политического воспитания учащейся молодежи, призванных формировать у личности активную жизненную позицию.

ЦЕЛЬ: приобщить учащуюся молодежь к правовой и политической культуре, целенаправленно ориентируя личность на усвоение всех 4-х её составляющих - знаний, умений, опыта творческой деятельности, а также опыта эмоционально - ценностного отношения.

ЗАДАЧИ:

- сформировать у учащихся знания и дать им систему представления о правовом и политическом устройстве общества, заложив основы правового и политического сознания личности;

- научить учеников приема безопасного и ответственного поведения, сформировать умения пользоваться своими правами, личными свободами и соблюдать свои обязанности, научить школьников анализировать политическую информацию;

- сформировать эмоционально целостное отношение к Закону, нормам и ценностям демократического общества, законопослушному поведению, чувство гражданственности и позитивного отношения к будущему своей Отчизны, сформировать толетарность и эмпатию.

СРЕДСТВА И ФОРМЫ правового и политического воспитания школьников, основные приоритетные направления деятельности:

1. Изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;

- преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;

- технология педагогики ненасилия;

- создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискусси;

- формирование гражданской позиции педагога;

- формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.

2. Выстраивание школьной жизни на основе идеи "Школа - демократическое общество в миниатюре" по следующим направлениям:

- расширение участия членов школьного коллектива, а также представителей общественности в управлении школой;

- расширение свободы выбора в учебном процессе;

- осуществление законотворческой деятельности педагогов и учащихся как основа создания правового пространства школы;

- создание органов самоуправления школьным коллективом;

- становление и распространение опыта правового поведения.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПТИМАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

1. Игровые ситуации с элементами правовых знаний, знакомство с деятельностью судебных и правоохранительных органов, факультативы "Правоведение", "Закон и ты", Закон и право".

2. Школы и лектории правовых знаний, философские часы, беседы, диспуты, дискуссии, конференции, вечера вопросов и ответов, правовые лабиринты на темы: "Общество и дети", " Что значит быть гражданином", "Право в нашей жизни", "Подросток и закон".

3. Встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.

4. Сюжетно - ролевые игры, разбор проблемных ситуаций, клубные встречи "Тема", уроки правовые видеосалоны.

5. Тематические выставки литературы, выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль", "Уроки жизни".

6. Работа клубов и отрядов "Юные друзья милиции", "Юные инспектора движения".

7. Встречи с ветеранами, беседы, классные часы: "Положение детей в мире", "Детские международные организации и движения".

8. Конкурсы, викторины: "Планета людей", "Страны и континенты", "Кого можно считать миролюбивым человеком?".

9. Круглые столы: "Я и мир", "Я в мире не один", "Что такое народная дипломатия", "Возможен ли вечный мир", "Диалог с веком".

10. Конкурсы рисунков, фотографий: "Моя планета", "Мир нашему дому".

11. Акции "Мир, в котором мы живём, делаем лучше" (забота о школе, доме, где живём, улице и т.д.)

Критерии сформированности: наличие у учащихся правовой и политической информированности, нравственно - правового (ответственного, безопасного поведения), потребности в участии в общественной жизни, как школы, так и микросоциума, проявления позиции гражданина своего Отечества, а также чувства гражданственности.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Одним из необходимых компонентов профилактической работы по предупреждению правонарушений и преступлений является формирование правовой культуры подростков. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, последствий в случае правонарушений, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: поиск таких форм и методов воспитательной работы, которые способствовали бы воспитанию законопослушной личности, умеющей защищать свои права, анализировать свои поступки, способной к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

- разъяснение учащимся основных положений законодательных актов

- развитие способностей к адекватной самооценке; самоуважение, самовоспитание

- формирование личностного иммунитета к воздействию неблагоприятных факторов

- формирование опыта конструктивной социально значимой деятельности.

Правовое просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов.

Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропоганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.