logo search
вовк 2 Обученние и воспитание УО

Методические рекомендации для преподавателя

Цель изучения дисциплины «Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью» состоит в формировании у будущих психологов системы психолого-педагогических компетенций позволяющих им осуществлять практическую деятельность в коррекционно-образовательных учреждениях для детей с интеллектуальным недоразвитием и ЗПР.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Содержательное наполнение предлагаемой программы обусловлено характером дисциплины, который расширяет общедефектологическую подготовку специального психолога. Оно отобрано в соответствии со следующими принципами:

- научности, проявляющимся в соответствии предлагаемого для изучения студентами содержания последним достижениям общей и специальной педагогики и психологии, а также медицинских наук;

- исторического и хронологического подхода к рассмотрению вопросов развития теории и практики помощи детям школьного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием;

- преемственности, предполагающего широкое использование приобретенных ранее студентами знаний, умений и навыков;

- практической направленности, проявляющейся в том, что изучению подлежат конкретные педагогические явления (система образования, подходы к обучению и воспитанию учащихся, содержание, принципы, формы организации педагогического процесса в школьных коррекционно-образовательных учреждениях и т.д.);

- сравнительного анализа в изучении теории и практики обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью и нормальным интеллектуальным развитием, который позволяет раскрыть характерные особенности, прогнозировать тенденции развития детей.

Отбор содержания и форм его изучения определяется следующими факторами: цель и задачи изучения дисциплины; наличие хорошо подготовленных специалистов – преподавателей, обладающих высоким уровнем знаний в области отечественной и зарубежной теории и практики обучения и воспитания школьников с проблемами развития; наличие достаточного количества литературы по изучаемым проблемам; уровень подготовленности студентов к изучаемой дисциплине, их личностная и профессиональная заинтересованность предлагаемым содержанием.

В процессе изучения дисциплины студент овладевает следующими понятиями:

Коррекционная педагогика, специальная педагогика, дефектология, олигофренопедагогика, информационное поле олигофренопедагогики, аспекты педагогической информации, предметная область олигофренопедагогики, категориальный аппарат коррекционной педагогики, развитие, коррекция, компенсация, коррекционно-воспитательная работа, охранительный педагогический режим, интеграция, экстернальная и интернальная интеграция, абилитация, реабилитация, деятельность, ребенок с интеллектуальной недостаточностью, факторы развития ребенка с нарушением интеллекта, умственная отсталость, задержка психического развития, педагогические системы, служба раннего вмешательства, психолого-медико-педагогическая комиссия, дошкольные коррекционно-образовательные учреждения, школьные коррекционно-образовательные учреждения, реабилитационные центры, коррекционно-образовательные услуги, учебно-воспитательный процесс, принципы воспитания, методы воспитания, методы формирования сознания, методы организации поведения и деятельности, методы стимуляции поведения и деятельности, содержание воспитания, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, процесс обучения, технология обучения, стратегия обучения, преподавание, учение, содержание образования, принципы обучения, методы обучения, формы организации обучения.