8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
В 1688 г. в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила почву для промышленного переворота. Эта революция, возвестившая наступление нового времени – времени господства пришедшей к власти буржуазии.
Сыном классового компромисса 1688 года был, по выражению Ф. Энгельса, Джон Локк. Маркс характеризовал его как представителя новой буржуазии во всех ее проявлениях. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1693).
Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет – благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.
Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк, – это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”.
Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. “Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья”, – говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка, давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”, – писал Локк. Главными воспитательными средствами всегда будут не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. “Примите за несомненную истину, – говорил Локк, – что... наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним”.
Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает, чтобы “заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности”; надо выявлять у детей различные качества, “сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы”, писал Дж. Локк.
Он считал необходимым бороться с детскими капризами и ленью, ни в коем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, если они сопровождаются плачем. Надо быть внимательным к малышу, понять, чем вызван каприз, установить, чем обусловлена его леность. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, воспитатель должен найти, что именно может заинтересовать его.
Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что “рабская дисциплина создает и рабский характер”. Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.
Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное – не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.
Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств. “Добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами”,— говорил он. Джентльмена надо обучить чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, географии, арифметике, геометрии, астрономии, этике, дать основные сведения по истории и законоведению, обучить бухгалтерии, верховой езде и танцам. Эта программа решительно порывала со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести ребенку определенную пользу, подготовить его к жизни. Локк рекомендовал также занять воспитанника каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, парфюмерным делом, лакированием, гравированием.
Необходимость трудового воспитания он мотивировал главным образом тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, к тому же труд предотвращает возможность. вредной праздности. Чтобы привлечь ребенка к занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям, но надо также приучить его заниматься и неинтересным. Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям.
Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено крепить могущество буржуазной Англии. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния “грубой массы”, от детей простолюдинов. Локк составил проект закона о бедных, в котором указывал, что следует применять жесткие меры против нищих и бродяг, получающих пособие от приходов, заставлять “лентяев работать”. Он предложил целую систему наказаний, которым считал. возможным не подвергать только детей до 14 лет: их надо устраивать в рабочие школы. По мнению Локка, в каждом приходе следует организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направлять тех детей (с 3 до 14 лет), родители которых обращаются за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только “хлебом досыта”. В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей нужно продавать, и это, по расчетам Локка; будет окупать их содержание. Особенно важно, указывал он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет сильным воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Следовательно, дети будут работать на мастеров и фабрикантов.
Таким образом, педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.
Своими философскими трудами, своей теорией договорного происхождения государства и естественного права Локк оказал весьма значительное влияние на французских просветителей, в частности – на Жан-Жака Руссо. Руссо (1712–1778) – мыслитель, гуманист и демократ – придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.
Как и все французские просветители XVIII в., Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания. В 1762 г. Руссо издал свой роман-трактат “Эмиль, или О воспитании”, где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в "феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека.
Руссо верил в существование бога как первопричины мира, в бессмертие души, однако, придерживаясь “естественной религии”, он резко разоблачал религиозное лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства. Разгневанные церковники добились того, что его труд «Эмиль, или О воспитании» по приговору французского парламента был публично сожжен на одной из площадей Парижа, а его автор вынужден был бежать от преследовании. Вернулся во Францию он много позже, разбитый физически и морально.
Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. “Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, – писал он, – обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей”. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.
Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским. В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.
Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все. то, что этому может помешать. Естественное воспитание – это и свободное воспитание. По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т.е. нужно широко применять метод “естественных последствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя “Без сомнения, – писал Руссо, – он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать”. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.
Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль...”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.
Первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.
Второй период – от 2 до 12 лет – Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства. Третий период – от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.
Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.
Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.
Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или О воспитании”.
В первой книге «Эмиля...» Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания, гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должны принадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своим молоком. “Нет матери, нет и ребенка! – восклицал он. С первых дней жизни малыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его туго свивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо – противник изнеживания детей. “Приучайте, – писал он, – детей к испытаниям... Закаляйте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости”.
Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако, потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка может превратить его в тирана. Дети, по словам Руссо, “начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают, тем, что заставляют себе служить”.
С двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. “Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств... – писал он. – Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума”. Во второй книге «Эмиля ...» Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.
Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают
Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.
Он допускал, конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть «Робинзон Крузо» Д. Дефо – книга, в наибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Руссо.
Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода “естественных последствии”, при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. “Лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным”.
Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.
В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.
Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).
Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. “Пусть он, – говорил Руссо,— достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам”. Это требование Руссо выражало его страстный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка. Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.
В 12–15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут.
Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, – возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. (Эмиль должен работать, как крестьянин, а думать, как философ, говорил Руссо.) Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла. Наиболее подходящим в данном случае, говорил он, является столярное ремесло: оно достаточно упражняет тело, требует ловкости и изобретательности, столяр делает полезные для всех вещи, а не предметы роскоши. Научившись столярному ремеслу как основному, ребенок может затем познакомиться и с другими ремеслами. Делать это следует в естественной трудовой обстановке, в мастерской ремесленника, приобщаясь к жизни трудового народа, сближаясь с ним.
15 лет – это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным Средствами “воспитания сердца у Руссо служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим орем и несчастьем, а также хорошие примеры.
Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.
Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Руссо крайне ограничивал образование невесты Эмиля, но считал, что уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится. Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена – религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.
Взгляды Руссо на назначение женщины в обществе и ее воспитание весьма консервативны. Восставая против развращенных нравов, которые господствовали в его время среди высшего дворянства и духовенства Франции, Руссо возводил в идеал скромную, благонравную женщину, принадлежащую к третьему сословию, но он неправомерно противопоставлял воспитание юноши и девушки.
Значение педагогической теории Руссо. Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли. Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания. Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями. Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил. Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.
Таким образом, педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо представляется определить в качестве следующих:
1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. "Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. "Пусть он – писал Руссо – достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам".
2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны.
3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т.е. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
- Тема 1.1.: Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- Педагогика – это:
- 2. Функции педагогической науки. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие, самовоспитание, самообразование.
- 3. Взаимосвязь педагогической теории и практики.
- 4. Объективная потребность общества в образовании и воспитании человека. Исторический и социальный характер воспитания.
- 5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 1.2.: Методология и методы педагогических исследований
- 1. Методология, методы и логика педагогического исследования
- Тема 1.3.: Основные этапы развития педагогической мысли
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 9. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци.
- 10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования.
- 11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега.
- 12. Педагогические взгляды р. Оуэна.
- 13. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- Тема 1.4. : Развитие, социализация и воспитание личности
- 1. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности в современных социально-экономических условиях.
- 3. Наследственность и ее роль в развитии личности. Становление личности в процессе социализации.
- 4. Понятие среды, ее влияние на формирование личности.
- 5. Самовоспитание как решающий фактор развития личности. Деятельность личности как важнейшее средство воспитания и развития.
- Тема 1.5.: Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 2. Принцип природосообразности я.А. Коменского, ж.Ж. Руссо,
- 3. Периодизация возрастного развития личности (по д.Б. Эльконину).
- 4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 5. Детская одаренность.
- Тема 1.6.: Проблема цели воспитания в педагогике
- 1. Понятие цели воспитания. Обусловленность воспитания объективными закономерностями общественного развития.
- 2. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания на современном этапе развития общества.
- 3. Иерархия целей воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 4. Современные зарубежные педагогические концепции воспитания.
- 5. Педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их устранения.
- 6. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.
- Тема 1.7.: Целостный педагогический процесс
- 1. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 2. Основные компоненты педагогического процесса.
- 3. Движущие силы педагогического процесса.
- 4. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 5. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в целостный педагогический процесс.
- 6. Уровни педагогической деятельности.
- 7. Педагогические умения.
- Тема 2.1.: Сущность процесса обучения
- 1. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 2. Сущность процесса обучения. Функции обучения.
- 3. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 4. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- Тема 2.2.: Содержание образования
- 1. Понятие «содержание образования». Факторы, определяющие содержание образования.
- 2. Основные подходы к формированию содержания образования.
- 3. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 4. Виды образования и их взаимосвязь.
- 5. Концепция физкультурного образования.
- 6. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 7. Государственные образовательные стандарты.
- Тема 2.3.: Принципы обучения
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 2. Система принципов обучения и их характеристика.
- 3. Взаимосвязь принципов обучения. Значение и особенности реализации дидактических принципов в учебном процессе по физическому воспитанию и спорту.
- Тема 2.4.: Современные методы и средства обучения
- 1. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 2. Классификация методов обучения (по ю.К. Бабанскому).
- 3. Сущность и содержание методов обучения.
- 4. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 5. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.
- Тема 2.5.: Современные образовательные технологии
- Понятие «технология обучения».
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- Тема 2.6.: Виды и формы обучения
- 1. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 2. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 3. Групповые формы обучения.
- 4. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 5. Педагогические требования к уроку.
- 6. Типология и структура уроков.
- 7. Этапы подготовки к проведению урока.
- 8. Нестандартные уроки.
- 9. Особенности урока физической культуры.
- 10. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 11. Факультативные занятия и их организация.
- Тема 2.7.: Контроль и оценка в процессе обучения
- 1. Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 2. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 3. Технология педагогического контроля и оценки.
- 4. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 5. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- Тема 3.1.: Сущность и принципы воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 2. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 3. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 4. Основные компоненты организации самовоспитания. Технология разработки программы самовоспитания.
- Тема 3.2.: Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 2. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 3. Методы и приемы работы над собой.
- 4. Условия выбора и эффективного применения методов воспитания и самовоспитания.
- 5. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 6. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- Тема 3.3.: Личность, семья и коллектив
- 2. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 3. Принципы и содержание семейного воспитания.
- 4. Стили семейного воспитания. Основные типы ложного родительского авторитета.
- 5. Типы семей и особенности их влияния на детей.
- 6. Условия успешного воспитания в семье.
- Тема 3.4.: Формирование мировоззрения личности. Умственное воспитание
- 1. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 2. Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 4. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 5. Характеристика важнейших структурных компонентов мировоззрения.
- 6. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 7. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности.
- 8. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- Тема 3.5.: Формирование основ нравственной культуры личности. Экологическое воспитание
- 1. Понятие духовности. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
- 2. Сущность нравственной культуры личности.
- 3. Понятие «гражданское воспитание», его цель и сущность. Структура гражданственности.
- 4. Воспитание политической культуры – важнейшая задача гражданского воспитания. Показатели политической культуры.
- 5. Взаимосвязь патриотизма и культуры межнациональных отношений, их сущность и содержание.
- 6. Система правового воспитания. Причины правонарушений среди школьников. Условия успешного правового воспитания школьников.
- 7. Средства и методы нравственного воспитания.
- 8. Формы учебной и внеклассной воспитательной работы по решению задач нравственного воспитания.
- 10. Средства и методы экологического воспитания.