logo search
Мастюкова Коррекция

3.5. Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом

Психическое развитие детей с врожденными нарушениями слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые ме­сяцы жизни у них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздраги­вании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются со­четательные рефлексы на звуковые стимулы.

При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжет­ной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем за­трудняет проведение с ними специальной сурдологической рабо­ты. Поэтому очень важно раннее начало сурдологической работы с этими детьми.

Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической исто­щаемое™, эмоциональной возбудимости, склонности к негативиз­му, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязатель­но консультироваться у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении.

Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, мало кон­тактные дети, они также нуждаются в консультации психоневро-

Особенности психического развития глухих детей раннего воз-

Р ста наиболее подробно представлены в работах Л.А. Венгер,

• оыготской, Э.И. Леонгард, особенности их речевого развития

51

I

представлены в исследованиях Л.П. Носковой, развитие нарушен­ной слуховой функции—в работах Е.П. Кузьмичевой, Т.В.Пелым-ской, Н.Д. Шматко и др.

При оценке психического развития детей с нарушениями слуха важное значение имеет комплексный клинико-психолого-педаго-гический анализ с учетом этиологии, патогенеза, объективной оценки слуха, данных психолого-педагогического, неврологиче­ского и психопатологического обследования.

В настоящее время более 40% детей с нарушениями слуха имеют сложную структуру дефекта за счет различных психонев­рологических расстройств. Многие из этих форм имеют генети­ческую этиологию. Выделяют несколько основных групп наслед­ственных нарушений слуха, сочетающихся с другими пороками развития:

— с пороками развития и заболеваниями органа зрения;

— с нарушениями развития скелета и соединительной ткани;

— с почечной патологией;

— с эндокринной патологией;

— с патологией сердечно-сосудистой системы;

— с заболеваниями кожных покровов.

В зависимости от этиологии, времени возникновения дефекта слуха, времени начала коррекционной работы психическое разви­тие широко варьирует от нормального интеллекта до глубоких форм умственной отсталости.

Подобный полиморфизм характерен и для детей с нарушения­ми зрения, а также для детей с бисенсорным дефектом.

Асинхронный психический дизонтогенез при раннем детском аутизме может сочетаться также с умственной отсталостью.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие существуют современные классификации умственной отстало­сти? Дайте определение понятию умственная отсталость.

2. Какие нарушения познавательной деятельности характерны для умст­венно отсталых детей?

3. Сравните нарушения познавательной деятельности у детей с задерж­кой психического развития и умственной отсталостью.

4. В чем специфика нарушений познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами?

5. Какие особенности познавательной деятельности характерны для детей с различными формами церебрального паралича?

6. Какие особенности познавательной деятельности наиболее часто встречаются у детей с нарушениями слуха?

52

В чем сходство и различие особенностей познавательной деятельно-сти у детей с нарушениями зрения и слуха?

Какие особенности познавательной деятельности характерны для аутичных детей?

Рекомендуемая литература

Башина В.М. Аутизм в детстве. М., 1999.

Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.

Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в разви­тии. М., 1973.

Гилевич ИМ., Забара Е.А., Ипполитова М.В. и др. Дети с отклоне­ниями в развитии. Составитель Н.Д. Шматко. М., 1997.

Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. М., 1990.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1996.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонения­ми в развитии. М., 2000.

Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности детей с церебральными параличами //Дефектология. 1973. № 6.

Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классифи­кация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.

Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П., Мастюкова Е.М. Дошкольное воспитание аномальных детей. М., 1993.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в разви­тии? М., 2000.

Ранний детский аутизм / Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. М., 1981.

Гржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического разви­тия. М., 1990.

льенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. М., 1994. Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. М., 1996.

53