logo
1 П Корр

Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения

Вторая половина XX столетия ознаменовалась бурным развитием научного прогресса в области нейро- и патопсихологии. Именно благодаря экспериментально-клиническим исследованиям высших мозговых функций, несмотря на анатомическую «зеркальность» двух полушарий головного мозга, удалось выявить основные их функциональные различия.

Под функциональным различием или «полушарностью» в психологии зачастую используется понятие «рукости», т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных двигательных актах: правшество, левшество, амбидекстрия.

«Полушарность» («рукость») тесным образом взаимосвязана с познавательными процессами, эмоционально-личностной сферой и чертами темперамента. Так, лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления, более высокий уровень невротизации и низкие показатели по «социальной адаптированности» и «уровню самоконтроля». На сегодняшний день между двумя полушариями головного мозга установлены четкие различия в обеспечении речевой деятельности, протекании когнитивных и творческих процессов, эмоциональном восприятии действительности, распознавании мимики и жестов и др.

Функциональная асимметрия левого и правого полушарий головного мозга, по мнению многих ученых — О.Й. Грюссер (O.I. Grusser), Т. Зельке (Т. Selke), Б. Цинда (В. Zinda) (1995), обусловлена генетическими факторами; она в процессе развития ребенка подкрепляется асимметричным поведением матери и левосторонним положением ее сердца. В подтверждение своих слов О.Й. Грюссером и другими учеными проведены интересные исследования о значении функциональной асимметрии мозга для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества. Так, ими отмечено, что действительно, после рождения ребенка, когда мать держит его преимущественно на левой руке, лицо матери, как главный социальный сигнал для ребенка, смещается в левую часть его поля зрения.

Эта асимметрия взгляда, закрепляясь, остается на весь период жизни. Вот почему, когда взрослый человек рассматривает лицо или его фотографию, или изображение на телеэкране, он, как правило, направляет свой взор в левую, а не в правую часть поля своего зрения. Такая левосторонняя асимметрия научно подтверждена в количественном измерении, установлено также, что едва заметные эмоциональные реакции выражаются левой, а не правой половиной лица. Все это указывает на то, что правое полушарие головного мозга больше, чем левое, связано у правшей с эмоциональными переживаниями. Однако эмоциональное восприятие и воспроизведение песни, мелодии, ритма имеют двустороннюю связь обоих полушарий. Так, в вербальном воспроизведении песни и восприятии ритма правшей доминирует левое полушарие, а звуковысотные отношения, мелодичность, музыкальность находятся в компетенции правого. Вероятно, именно с этой асимметрией связано то, что ведущие первые скрипки в оркестрах обычно располагаются слева от слушателей и дирижера, т.е. в той части пространства, которая воспринимается главным образом правым полушарием, анализирующим мелодию и гармонию.

Двусторонняя асимметрия проявляется также в изобразительном искусстве. Рассмотрение картины, как правило, начинается с левой половины, постепенно направляется вправо. Целостное восприятие картины складывается из анализа и синтеза отдельных ее сюжетов, образов (левое полушарие) и эмоционального воздействия (правое полушарие).

Важная роль взаимосвязи обоих полушарий проявляется в жизненно экстремальных ситуациях, зачастую опасных для жизни, когда логическое мышление (левое полушарие) в сочетании с эмоциональным сопереживанием (правое полушарие) оказывают влияние на различные ответные реакции и действия. Таким образом, генетически запрограммированная функциональная асимметрия головного мозга является одним из важных факторов в формировании поведения человека.

Таким образом, обобщая имеющиеся в научной литературе факты, авторы придерживаются характеристики лево-правополушарных стратегий переработки информации, данной В.Г. Степановым и Е.А. Смирновой (1999).

Описанная функциональная асимметрия мозга человека присуща только праворукому большинству человечества. Она состоит в разграничении функций правого и левого полушарий мозга в осуществлении психической деятельности. Каждый левша выглядит имеющим свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у других левшей и амбидекстров. Совершенно очевидно также и то, что левши не являются полными функциональными антиподами правшей (Е.А. Смирнова, 1999).

Большой вклад в изучение обусловленных межполушарной организацией мозга индивидуальных различий внесла сравнительно молодая и очень перспективная отрасль современной нейропсихологии — нейропсихология индивидуальных различий. За основу типологии создателями данного направления исследований (коллектив авторов под руководством проф. Е.Д. Хомской) взяты фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа — межполушарные отношения в трех основных анализаторных системах: моторной, слуховой и зрительной. Было введено понятие «профиль латеральной организации» (ГОТО) мозга, что и означает право-левое соотношение функций в указанных анализаторных системах. В результате выделено 27 вариантов профилей, которые укладываются в пять типов:

A. «Чистые» правши.

Б. Праворукие.

B. Амбидекстры.

Г. Леворукие.

Д. «Чистые» левши.

Типы межполушарной организации мозга тесно связаны с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний (Е.А. Смирнова, 1999).

Для определения ПЛО (профиля латеральной организации мозга) авторы придерживаются методик, предложенных Е.Д. Хомской и И.В. Ефимовой, 1991):

1) использование трех типов асимметрий: мануальной, слухоречевой и зрительной;

2) оценка не только факта асимметрии, но и его степени (т.е. выделение степени «рукости», «ухости», «глазости»);

3) признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрии, что находит отражение в порядке их расположения при описании варианта ПЛО: рука-ухо-глаз. Соответственно каждый вариант характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где П — преобладание правых функций над левыми, А — их равенство, Л — преобладание левых функций. Методика исследования ПЛО включает три группы тестов:

1. Методы для оценки моторной сферы (ведущей руки).

2. Методы для оценки слуховой сферы (ведущего уха).

3. Методы для оценки зрительной сферы (ведущего глаза).