Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
Вторая половина XX столетия ознаменовалась бурным развитием научного прогресса в области нейро- и патопсихологии. Именно благодаря экспериментально-клиническим исследованиям высших мозговых функций, несмотря на анатомическую «зеркальность» двух полушарий головного мозга, удалось выявить основные их функциональные различия.
Под функциональным различием или «полушарностью» в психологии зачастую используется понятие «рукости», т.е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных двигательных актах: правшество, левшество, амбидекстрия.
«Полушарность» («рукость») тесным образом взаимосвязана с познавательными процессами, эмоционально-личностной сферой и чертами темперамента. Так, лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления, более высокий уровень невротизации и низкие показатели по «социальной адаптированности» и «уровню самоконтроля». На сегодняшний день между двумя полушариями головного мозга установлены четкие различия в обеспечении речевой деятельности, протекании когнитивных и творческих процессов, эмоциональном восприятии действительности, распознавании мимики и жестов и др.
Функциональная асимметрия левого и правого полушарий головного мозга, по мнению многих ученых — О.Й. Грюссер (O.I. Grusser), Т. Зельке (Т. Selke), Б. Цинда (В. Zinda) (1995), обусловлена генетическими факторами; она в процессе развития ребенка подкрепляется асимметричным поведением матери и левосторонним положением ее сердца. В подтверждение своих слов О.Й. Грюссером и другими учеными проведены интересные исследования о значении функциональной асимметрии мозга для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества. Так, ими отмечено, что действительно, после рождения ребенка, когда мать держит его преимущественно на левой руке, лицо матери, как главный социальный сигнал для ребенка, смещается в левую часть его поля зрения.
Эта асимметрия взгляда, закрепляясь, остается на весь период жизни. Вот почему, когда взрослый человек рассматривает лицо или его фотографию, или изображение на телеэкране, он, как правило, направляет свой взор в левую, а не в правую часть поля своего зрения. Такая левосторонняя асимметрия научно подтверждена в количественном измерении, установлено также, что едва заметные эмоциональные реакции выражаются левой, а не правой половиной лица. Все это указывает на то, что правое полушарие головного мозга больше, чем левое, связано у правшей с эмоциональными переживаниями. Однако эмоциональное восприятие и воспроизведение песни, мелодии, ритма имеют двустороннюю связь обоих полушарий. Так, в вербальном воспроизведении песни и восприятии ритма правшей доминирует левое полушарие, а звуковысотные отношения, мелодичность, музыкальность находятся в компетенции правого. Вероятно, именно с этой асимметрией связано то, что ведущие первые скрипки в оркестрах обычно располагаются слева от слушателей и дирижера, т.е. в той части пространства, которая воспринимается главным образом правым полушарием, анализирующим мелодию и гармонию.
Двусторонняя асимметрия проявляется также в изобразительном искусстве. Рассмотрение картины, как правило, начинается с левой половины, постепенно направляется вправо. Целостное восприятие картины складывается из анализа и синтеза отдельных ее сюжетов, образов (левое полушарие) и эмоционального воздействия (правое полушарие).
Важная роль взаимосвязи обоих полушарий проявляется в жизненно экстремальных ситуациях, зачастую опасных для жизни, когда логическое мышление (левое полушарие) в сочетании с эмоциональным сопереживанием (правое полушарие) оказывают влияние на различные ответные реакции и действия. Таким образом, генетически запрограммированная функциональная асимметрия головного мозга является одним из важных факторов в формировании поведения человека.
Таким образом, обобщая имеющиеся в научной литературе факты, авторы придерживаются характеристики лево-правополушарных стратегий переработки информации, данной В.Г. Степановым и Е.А. Смирновой (1999).
Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности, сукцессивная организация протекания различных психических процессов. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно. Вид информации, которой оперирует полушарие, - слово и другие условные знаки. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Данное полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, выполняется схематическое распознавание отдельных объектов. Данному полушарию присуща большая вербализованность. В нем осуществляются собственно языковые (грамматические в самом широком смысле слова) операции над текстом. В этом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторические программы поведения, которые общество присваивает человеку.
Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, симультанная обработка больших объемов информации. Вид информации, которой оперирует полушарие: образы и другие невербальные сигналы, направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и естественный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с «зафиксированными» для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса). Малая вербализованность: художественное видение мира также связано с правым полушарием.
Описанная функциональная асимметрия мозга человека присуща только праворукому большинству человечества. Она состоит в разграничении функций правого и левого полушарий мозга в осуществлении психической деятельности. Каждый левша выглядит имеющим свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у других левшей и амбидекстров. Совершенно очевидно также и то, что левши не являются полными функциональными антиподами правшей (Е.А. Смирнова, 1999).
Большой вклад в изучение обусловленных межполушарной организацией мозга индивидуальных различий внесла сравнительно молодая и очень перспективная отрасль современной нейропсихологии — нейропсихология индивидуальных различий. За основу типологии создателями данного направления исследований (коллектив авторов под руководством проф. Е.Д. Хомской) взяты фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа — межполушарные отношения в трех основных анализаторных системах: моторной, слуховой и зрительной. Было введено понятие «профиль латеральной организации» (ГОТО) мозга, что и означает право-левое соотношение функций в указанных анализаторных системах. В результате выделено 27 вариантов профилей, которые укладываются в пять типов:
A. «Чистые» правши.
Б. Праворукие.
B. Амбидекстры.
Г. Леворукие.
Д. «Чистые» левши.
Типы межполушарной организации мозга тесно связаны с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний (Е.А. Смирнова, 1999).
Для определения ПЛО (профиля латеральной организации мозга) авторы придерживаются методик, предложенных Е.Д. Хомской и И.В. Ефимовой, 1991):
1) использование трех типов асимметрий: мануальной, слухоречевой и зрительной;
2) оценка не только факта асимметрии, но и его степени (т.е. выделение степени «рукости», «ухости», «глазости»);
3) признание разной значимости мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрии, что находит отражение в порядке их расположения при описании варианта ПЛО: рука-ухо-глаз. Соответственно каждый вариант характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где П — преобладание правых функций над левыми, А — их равенство, Л — преобладание левых функций. Методика исследования ПЛО включает три группы тестов:
1. Методы для оценки моторной сферы (ведущей руки).
2. Методы для оценки слуховой сферы (ведущего уха).
3. Методы для оценки зрительной сферы (ведущего глаза).
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128