11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
Термин «стресс» в медицинской науке был впервые предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г. Проводя многочисленные эксперименты, Г. Селье установил, что различные заболевания, вызванные любой причиной, например, холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряжением и т.д., несмотря на разнообразие клинических проявлений, имеют однотипную реакцию организма, которая, по его наблюдениям, заключалась в потере аппетита, мышечной слабости, повышении артериального давления, утрате мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил состояние, независящее от природы соматического расстройства, «синдромом просто болезни». Он в своих ранних работах использовал термин «стресс» для описания «совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических» или, проще говоря, степени телесных передряг.
В более поздних работах дает следующее определение стресса: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, также обязательный компонент жизненной деятельности человека. Он способствует удовлетворению потребности человека в энергии, необходимой для жизни. Без стресса человек не мог бы приспособиться к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый физиологический стресс: его органы кровообращения и пищеварения находятся в работе, мозг не полностью отдыхает во время сновидений. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. «Полная свобода от стресса означает смерть» (Селье Г.).
Приятное или неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса (но не обязательно дистресса). Что касается психологического стресса, то он характеризуется изменением условий удовлетворения не биологических потребностей человека, а тех, которые присущи ему как социальному существу: страдания от неудач на работе, конфликтов в семье, утраты близких людей и т.д. Физиологические нарушения в данном случае (если они есть) являются следствием психических, а не наоборот (как это происходит при физиологическом стрессе).
Анализ психологического стресса требует учета таких моментов, как значимость для субъекта ситуации, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В психологическом стрессе они индивидуальны, специфичны, в отличие от физиологического, и не всегда предсказуемы. Так, один человек на угрозу отвечает страхом, а другой — гневом. По мнению американского психолога Г. Лазаруса, стресс — это реакция, опосредованная оценкой угрозы и защитными процессами.
В последние десятилетия в центре внимания врачей-специалистов и психологов находится проблема профилактики эмоционального стресса и перенапряжения. Обычно их связывают с возникающими в жизни критическими ситуациями, при которых блокируются или нарушаются значимые для индивида потребности: неурядицы в семье, болезнь близких, длительное физическое напряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д.
Обострение этой проблемы в наше время связано с резким увеличением количества информации и знаний, которые должен усваивать современный человек (перегрузка памяти), выраженным ускорением темпов повседневной жизни, возросшей динамикой перемен жизненных ситуаций, значительным увеличением числа контактов современного человека с другими людьми. Мозг оказывается к этим повышенным нагрузкам неподготовленным, а повышенные темпы, ритмы и скорости протекающих процессов вызывают срывы в деятельности центральной нервной системы. Именно в наше время появились «неврозы часов пик», «тревога ожидания», «неврозы очереди» и т.д. Постоянный дефицит времени, в котором оказался человек, — один из весомых факторов преждевременного износа нервной системы. Согласно утверждению ученых, мы вступили в эпоху, когда стресс играет определяющую роль в развитии большинства болезней человека. Установлено, что до 90% всех заболеваний прямо или косвенно связаны со стрессом. Многочисленные ученые и практики медицины, физиологи и психологи соотносят с избыточным стрессом заболевания системы пищеварения (язвенная болезнь желудка, неспецифический язвенный колит), расстройства сердечно-сосудистой системы (эссенциальная гипертония, аритмия, мигренозные головные боли), расстройства системы дыхания (аллергия, бронхиальная астма, гипервентиляция), расстройства скелетно-мышечной системы, иммунной системы, кожные заболевания и др.
Эмоциональный стресс в той или иной форме связан также с разнообразными психическими расстройствами. Постоянные травмирующие факторы среды при отсутствии достаточного сопротивления им со стороны человека могут разрушать его устойчивую структуру «Я», порождать комплексы неполноценности, характеризующиеся повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, депрессивным состоянием и т.д. Возможно также проявление маниакально-депрессивных форм поведения, развитие шизофрении, психопатий и т.д.
Под влиянием эмоционального стресса, на фоне функциональных изменений со стороны нервной системы (тревога, страх, астения и др.), зачастую отмечаются и органические поражения некоторых отделов головного мозга, регулирующих, в частности, иммунитет и некоторые другие защитные реакции организма. В результате, по типу цепной реакции, снижается барьерная роль тканей и систем организма, защищающих головной мозг от проникновения в него многочисленных вредоносных и токсических веществ, что в свою очередь приводит к снижению деятельности высших мозговых функций, и прежде всего — памяти.
В последние годы установлено, что в головном мозге из аминокислот образуются специфические соединения — эндогенные пептиды (вещество «Р»), участвующие в механизмах памяти, обучения и усиливающие устойчивость организма к эмоциональному стрессу. При снижении вещества «Р» в крови уменьшается устойчивость организма к стрессу, нарушается сон, усиливаются астенические явления (раздражительность, плаксивость, тревога, быстрое утомление и др.). Уменьшение вещества «Р» является результатом многих факторов риска, в частности — курения, алкоголизации, нарко(токсико)мании и др.
Рассмотрим клинические особенности отдельных нозологических форм невротических расстройств, связанных со стрессом.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128