6.3. Психологическое мышление
Психологическое мышление — это совершенно особый вид мыслительной деятельности, его анализа и синтеза, направленный на формирование и совершенствование психологических знаний и умений, применение их в практической деятельности при общении с индивидом.
Психологическое мышление является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, врача, юриста и любого специалиста, имеющего отношение к проблемам человеческого общения.
Все аспекты педагогического и клинического мышления полностью соответствуют аналитико-синтетическим особенностям так называемого психологического мышления. Поэтому авторы решили остановить свое внимание на тех профессионально-психологических знаниях и умениях, на которые и должна быть направлена мыслительная деятельность психолога.
Рассмотрим основные требования к знаниям и умениям в профессиональной деятельности будущего психолога согласно анализу государственного образовательного стандарта и других нормативных документов.
Специалист-психолог должен:
иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;
владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в устной и письменной речи правильно (логично) оформлять его результаты;
уметь на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
быть способен в условиях изменяющейся социальной практики и переоценки накопленного опыта к анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, связанных с конкретной областью своей деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
знать основные функции психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
знать историю становления и развития психологической науки;
понимать специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;
иметь представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики, социогенезе сознания;
знать критерии нормы и патологии психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;
понимать природу деятельности человека и ее внутреннее строение; происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;
иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;
понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности; генезис и многообразие его разновидностей; знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти, законы их развития;
понимать мозговые механизмы высших психических функций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических процессов и поведения в целом;
иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, индивидуальной устойчивости к стрессу, индивидуально-типологических характеристиках, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья;
знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования различных коллективов, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи;
знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии;
иметь представление о психологическом профессиоведении, методах изучения субъекта трудовой деятельности, методах профессиональной ориентации, консультации и профотбора, стимулирования труда и оптимизации функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов; о психологических аспектах профилактики травматизма и аварийности; основах формирования и оптимизации функционирования субъекта труда;
знать основные направления решения проблемы связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, стратегические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нравственного развития личности в обучении;
знать основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, уметь пользоваться методами диагностики обученности и воспитанности;
владеть методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;
иметь представления и определенные навыки, умения в области классической логики, основных разделов не классических логик, познавательных приемов правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного рода рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики;
знать содержание основных этических учений от античности до современности, сущность, функции и структуру нравственности, основные условия формирования и развития личности, ее свободы и ответственности, понимать роль нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; обнаружить знание основных этических категорий, исторических форм морали и современных проблем нравственного сознания;
иметь целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основных видах искусств; понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, значение эстетических категорий в философском осмыслении действительности;
свободно ориентироваться в методологических проблемах психологии, в исторических типах научного познания, в стилях и образах психологического познания;
понимать роль генотипа в поведении человека, иметь представление о детерминантах генетической изменчивости, владеть методами психогенетики;
знать основы теории вероятностей, дисперсионного и факторного анализа, анализа семантических структур, владеть математическими методами измерения личностных свойств и тестирования способностей человека;
иметь представление о роли и месте психологии в системе обучения и воспитания, о методике преподавания психологии;
иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности соответственно профилю специализации в общей, социальной, возрастной, педагогической, клинической, организационной психологии, психофизиологии и др.
Таким образом, эффективность профессиональной деятельности психолога зависит прежде всего от такого количества знаний и умений, которые он приобрел в процессе обучения и умения применять их на практике. Иными словами, эффективность деятельности психолога зависит от уровня его интеллектуального развития, т.е. от интегрального функционирования высших мозговых функций, от степени его профессионального мышления.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128