logo
1 П Корр

2.2. Стрио-паллидарная система

Стрио-паллидарная система анатомически относится к подкорковым образованиям головного мозга, а в функциональном отношении имеет связи с разными отделами нервной системы (мозжечок, ствол мозга, спинной мозг и др.) и находится под контролем высших корковых центров (рис. 10). Вот почему поражение этой системы также приводит к определенным нарушениям высших мозговых функций.

Основная функция стрио-паллидарной системы — регуляция последовательности, силы, длительности мышечных сокращений и регламентирующий выбор необходимых мышц при совершении двигательного акта. Каким бы примитивным не был этот акт, он требует согласованного участия многих мышц. Так, самое простейшее движение — поднимание руки — обеспечивается сокращением не только мышц плечевого пояса, но одновременно и мышц туловища и нижних конечностей, восстанавливающих правильное положение центра тяжести тела.

Выполняя то или иное действие, работу, человек не задумывается о том, какую включить мышцу в нужный момент, в его сознании отсутствует «рабочая схема» двигательного акта. Привычные движения производятся механически, незаметно для внимания, смена одних мышечных сокращений другими совершается непроизвольно, автоматически. Экономичное расходование мышечной энергии в процессе выполнения движения гарантируется именно автоматизмом двигательного акта. Незнакомые движения всегда энергетически более расточительны, чем привычные, автоматические. Примеров таких двигательных актов можно привести множество: отточенный «бег» пальцев музыканта, пластичность балерины, ловкость жонглера, быстрота реакции спортсмена и др. Таким образом, качество движений, их пластичность и длительность, быстрота либо замедленность, совершенствование и автоматизм двигательного акта обеспечиваются деятельностью стрио-паллидарной системы.

По анатомо-морфологическим особенностям, функциональному значению стрио-паллидарная система разделяется на стриатум и паллидум. К стриарной системе относятся хвостатое ядро и скорлупа чечевидного ядра, а к паллидарной - бледный шар чечевидного ядра, черная субстанция и красное ядро ножек мозга, а также субталамическое ядро зрительного бугра. Анатомо-морфологические особенности этих систем заключаются в том, что паллидум содержит большое количество нервных волокон и относительно немного крупных нейронов, а стриатум, наоборот, включает в себя множество мелких и крупных клеток и небольшое количество нервных волокон.

Стрио-паллидарная система обеспечивает диффузные, массовые движения тела, согласованную работу всей скелетной мускулатуры в процессе передвижения, плавания, полета и др. Однако жизнедеятельность человека и высших животных требует более тонкой дифференцировки двигательных актов, в связи с чем в процессе эволюции, в онто- и филогенезе произошло совершенствование высшего аппарата нервной системы в виде образования в коре переднего мозга координирующего центра, руководящего выполнением сложных движений. Несмотря на переход в «подчиненное» положение стрио-паллидарная система не утратила присущих ей функций.

Функциональные различия стриатума и паллидума носят взаимоуравновешенный характер. Так, паллидарная система обеспечивает излишества, свободу, щедрость и раскованность движений, а стриарная — скупость, энергетическую расчетливость и автоматизм двигательного акта. Моторика новорожденного носит явно паллидарный характер. Движения ребенка до 3—4 лет характеризуются излишеством, свободой, щедростью движений. Богатая мимика ребенка также свидетельствует о некотором превосходстве паллидарности над стриарностью. С возрастом движения становятся более скупыми, энергетически расчетливыми, привычными и автоматизированными. Солидность и степенность взрослого человека - это торжество стриатума над паллидумом, победа тонкого автоматизма двигательного акта над расточительной щедростью паллидарной системы ребенка (Л.О. Бадалян, 1984).

Только благодаря тесной связи стриатума и паллидума, стрио-паллидарная система осуществляет совершенствование праксиса и автоматизма, которые реализуются высшими корковыми центрами — моторики и праксиса.

Нарушения функций стрио-паллидарной системы проявляются в виде двух видов синдромов: паллидарного и стриарного.

Паллидарный синдром развивается при поражении паллидарной системы (бледный шар, черная субстанция и др.) и характеризуется скованностью и бедностью движений на фоне повышенного мышечного тонуса (гипокинетическо-гипертонический синдром, синдром паркинсонизма). Такие больные малоподвижны, инертны, скованны. При совершении двигательного акта они часто застывают в неудобной позе (поза восковой куклы, манекена). Своеобразен внешний вид больных: туловище слегка согнуто, голова наклонена вперед, руки согнуты и приведены к туловищу, взгляд устремлен вперед, неподвижен. Затруднено начало двигательного акта — паркинсоническое топтание на месте. Больной передвигается с трудом, мелкими, но частыми шажками, руки при этом практически неподвижны. Если больного подтолкнуть, то он бежит в сторону толчка и не может остановиться до тех пор, пока на пути не возникнет препятствие (стена, дверь и др.). На фоне общей скованности наблюдается также паркинсонический тремор покоя, который локализуется в пальцах кисти и проявляется в «феномене катания пилюль, счета монет». Повышение мышечного тонуса характеризуется равномерностью сопротивления в начале и конце движений, при исследовании мышечного тонуса (восковидная гибкость, повышение мышечного тонуса по пластическому типу). (Исследования мышечного тонуса производятся путем сгибания конечностей в различных суставах).

Отчетливо выявляются своеобразные изменения высших мозговых функций и эмоциональной сферы. Речь монотонна, тиха (брадилалия), с постепенным затиханием в конце. Почерк мелкий, нечеткий (микрография). Отмечается вязкость и прилипчивость (акайрия) в общении. Четко выражена замедленность мышления (брадипсихия). Эмоциональные нарушения проявляются аффективными вспышками. К примеру: больные, целыми днями сидящие в кресле, в момент аффективных вспышек неожиданно могут взбегать по лестнице, прыгать, танцевать.

Синдром паркинсонизма развивается при различных видах поражения мозга (инфекция, интоксикация, черепно-мозговая травма, сосудистая патология — атеросклероз и др.).

Синдром паркинсонизма, как правило, носит прогрессирующий характер с постепенным обездвиживанием больного и развитием слабоумия и деменции с разнообразным симптомокомплексом нарушений высших мозговых функций.

Стриарный синдром развивается при поражении стриарной системы (хвостатое ядро и скорлупа) и характеризуется непроизвольными автоматическими чрезмерными движениями (гиперкинезы) в различных мышечных группах на фоне понижения мышечного тонуса (гиперкинетическо-гипотонический синдром, хореический синдром). Движения таких больных напоминают танец (хореография), как результат быстрых непроизвольных, не зависящих от сознания больного сокращений различных мышечных групп (лица, туловища и конечностей). Одновременно может отмечаться нахму-ривание бровей, лба, высовывание языка, беспорядочные движения конечностей. Из-за понижения мышечного тонуса (гипотония мышц) нередко наблюдается разболтанность суставов, искривление позвоночника и взбухание живота.

Хореический синдром приводит к истощению психоэмоциональной сферы, что проявляется снижением высших мозговых функций (память, мышление, речь, праксис, гнозис и др.) и развитием астении (раздражительность, плаксивость, ухудшение сна, быстрая утомляемость). Наиболее часто хореический синдром развивается при малой хорее (ревматическое поражение стриарной системы). Как правило, эта патология развивается у детей. В своей повседневной практической деятельности педагог любой квалификации и школьный психолог зачастую сталкиваются с этой грозной патологией. Учителя, не подозревающие о болезни ребенка, расценивают его гримасы, беспорядочность движений, изменение почерка, непоседливость за партой как шаловливость. Ребенку делаются замечания, вызываются родители, к нему применяются различные авторитарные меры, что еще больше усиливает степень гиперкинезов и астенического синдрома, а также снижает уровень деятельности высших мозговых функций.

Таким образом, в связи с вышеизложенным будущие педагоги и психологи всегда должны помнить, что «шаловливость» ребенка может быть и как проявление неврологического заболевания и отношение к таким детям должно быть доброжелательным, щадящим их психику.