logo
1 П Корр

Введение

Интеллектуальные нарушения являются одним из ведущих факторов риска в развитии стойкой инвалидизации человека.

Клиника интеллектуальных нарушений — учебная дисциплина, изучающая клинические особенности ряда заболеваний, основу которых составляют нарушения интеллекта.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, с учетом психолого-педагогических и социальных аспектов, несомненно помогут будущим специалистам в их повседневной профессиональной деятельности.

Учебное пособие разделено на четыре раздела.

Первый раздел «Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций» посвящен характеристике интеллекта и интеллектуальной деятельности. В нем приводятся данные об анатомо-физиологических особенностях головного мозга, даются описания высших мозговых функций и их нарушений с точки зрения неврологии, психиатрии, психологии и комплексной коррекционно-восстановительной терапии, рассматриваются методы их диагностики, факторы риска развития этих нарушений.

Опыт работы в клинике неврологии и психиатрии позволил авторам помимо энциклопедических данных о высших мозговых функциях и их нарушениях, привести собственные клинические наблюдения из своей практической деятельности.

Без глубокого знания о высших мозговых (психических) функциях и их нарушениях практически не возможна деятельность врача, психолога, педагога, дефектолога и любого специалиста, занимающегося проблемами межотраслевых медико-психолого-педагогических дисциплин (юриспруденция, политология, социология, управление и др.).

Действительно, высшие мозговые функции — это повседневная интегральная деятельность высшего создания природы - головного мозга.

Все функции жизнедеятельности человека, различные физиологические и психические процессы регулируются и находятся под строгим контролем головного мозга.

В отдельной главе данного раздела приводится описание функциональной асимметрии мозга с учетом ее клинических особенностей, а также нейро- и патопсихологических синдромов при поражении отдельно правого и левого полушарий.

Во втором разделе — «Клиника интеллектуальных нарушений» авторами дается глубокая и подробная классификация интеллектуальных нарушений, основанная на современной Международной классификации болезней (МКБ-10), с использованием сопоставительного анализа отечественного и международного подходов; рассматриваются основные виды расстройств интеллекта и приводится характеристика отдельных нозологических форм (та или иная конкретная болезнь с типичным для нее сочетанием симптомов) врожденного и приобретенного слабоумия с учетом факторов риска и клиники патологического синдрома.

Ряд научных исследований по вопросам медико-психолого-социальных проблем факторов риска (алкоголизация, табакокурение, наркомания, СПИД, токсикомания, стресс и др.), проведенных и внедренных авторами в практику здравоохранения и образования, позволили, наряду с описанием когнитивных расстройств, более широко представить личностно-поведенческие особенности больных с органической недостаточностью мозга под воздействием этих факторов, а также изучить основные пути их коррекции и профилактики, что, несомненно, имеет важное значение в практической деятельности любого специалиста в области изучения мозга.

Помимо медицинских и психолого-педагогических аспектов, будущим специалистам в своей повседневной практической деятельности постоянно придется сталкиваться с юридической стороной данной проблемы. В связи с чем, в третьем разделе пособия — «Организация специального образования для детей и подростков с интеллектуальными нарушениями» приводятся основные данные по решению вопроса организации специального образования для детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе и с расстройствами интеллекта.

Четвертый раздел пособия — «Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушениями интеллекта». Особый интерес этот раздел представляет для юристов, юридических психологов, а также врачей и педагогов при использовании данных знаний в своей практической деятельности.

Широкий спектр рассмотренных вопросов по клинике интеллектуальных нарушений с описанием более 120 нозологических форм врожденного и приобретенного слабоумия дает авторам основание рекомендовать представленные материалы как учебное пособие для студентов, аспирантов и педагогов медицинских и гуманитарных вузов, а также это пособие может быть использовано в практической деятельности врачей, психологов, педагогов и юристов.

Авторы выражают искреннюю благодарность профессорам А.С. Артюхову, И.Н. Возовикову, Г.Х. Шингарову, Л.Б. Филонову в рецензировании данной работы.