logo
1 П Корр

Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами

У лиц с умственной отсталостью, наряду с интеллектуальными нарушениями, как правило, отмечаются различные расстройства поведения и личности. Причем изменения поведения зачастую являются первыми признаками врожденного слабоумия. В зависимости от степени тяжести и глубины психоорганического синдрома выявляются те либо иные поведенческие и личностные расстройства.

Так, при глубокой степени отсталости дети либо не реагируют на окружающее, либо проявляют злобную, аутоагрессивную реакцию в виде вырывания волос, покусывания пальцев, нанесения себе повреждений и др. Из за повышенной прожорливости и невозможности отличить съедобное от несъедобного, горячее от холодного, они тащат в рот все, что попадает им в руки, вплоть до собственных испражнений. Удовольствие или неудовольство выражается у них двигательным возбуждением, криками. Как отмечено выше, у них полностью отсутствует познавательная деятельность, в связи с чем они даже не узнают своих родных.

Из-за непредсказуемости поведенческих реакций больные с глубокой умственной отсталостью нуждаются в постоянном наблюдении и присмотре.

Неадекватность поведения и личностные расстройства при умственной отсталости тяжелой степени носят полиморфный характер — от повышенной активности и непоседливости до вялой пассивности и равнодушия, и сочетаются с глубокими интеллектуальными нарушениями. В связи с низким уровнем мышления, его конкретностью и непоследовательностью больные приобретают запас «знаний», позволяющий им ориентироваться в быту, в привычной и знакомой обстановке, обслуживать себя, есть, одеваться. Благодаря подражательным действиям они могут приобретать элементарные трудовые навыки: уборка помещения, склеивание коробок, перематывание ниток, поливка цветов и др. Инертность и тугоподвижность психических процессов в сочетании с безынициативностью не позволяют им заниматься самостоятельной трудовой деятельностью.

В отличие от глубокой умственной отсталости у детей и подростков с тяжелым слабоумием отмечаются выраженные эмоциональные реакции, они узнают близких и быстро к ним привязываются. При этом у одних больных выявляются добродушность, покладистость, послушность, у других, наоборот, злобность, агрессивность и упрямство.

Больные с тяжелой умственной отсталостью нуждаются в постоянном квалифицированном наблюдении и контроле.

Клиническая картина психоорганического синдрома при умственной отсталости умеренной и легкой степени, как отмечено выше, проявляется не грубыми нарушениями познавательной сферы и широким диапазоном поведенческих и личностных расстройств. Причем эти расстройства порой характеризуются непредсказуемыми клиническими проявлениями, основными из которых являются повышенная внушаемость и слепая подражательность в действиях. Именно эти характерные особенности поведения и способствуют взрослым асоциальным лицам и преступным «элементам» вовлекать таких детей и подростков в различные неформальные группировки, а также привлекать их к совершению противоправных действий и преступлений.

С целью предупреждения антиправовых действий и асоциальных поступков лиц с умственной отсталостью легкой степени и с органической недостаточностью мозга, а также для своевременного проведения медицинских мероприятий и психолого-педагогической коррекции, приводящих зачастую к регрессу клинической картины заболевания, будущим специалистам уже при первом же общении с такими детьми и подростками необходимо обратить внимание на их личностные особенности и особенности их поведения. Именно выраженные поведенческие и личностные расстройства при незначительных интеллектуальных нарушениях лежат в основе клиники резидуальной стадии психоорганического синдрома.

Рассмотрим их более подробно.

Характерические особенности больных с умственной отсталостью легкой степени варьируются довольно в широком диапазоне: от доброжелательности, общительности, подчиняемости и послушания до злобной враждебности, аффективной агрессивности, вспыльчивости, упрямства, патологической настойчивости и непоколебимой убежденности в правильности своих действий и поступков, а также некритичности к своей несостоятельности и низкому уровню интеллекта.

Перечисленные особенности поведения больных с легкой умственной отсталостью укладываются в клинику психопатии, или так называемого психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение прежде всего для признания больного невменяемым при совершении того или иного преступления или правонарушения.

Психопатия - группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально-волевой сферы, с более или менее выраженной социальной дезадаптацией.

Для обозначения психопатий используются такие термины: «психопатическая личность», «психопатическая конституция», «патологический, или аномальный характер».

Основными причинами возникновения психопатий являются:

1. Наследственные (конституционально-генетические) факторы.

2. Негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах развития (травма, инфекция, интоксикация).

3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния (О.В. Кербиков)*.

* Кебриков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов: Актовая речь. М., 1962.

В зависимости от факторов риска (1,2,3) все психопатии условно разделяются на следующие виды:

1) конституционально-генетические (ядерные);

2) органические;

3) приобретенные.

Приобретение психопатии, по данным разных авторов, еще описываются как:

Учитывая, что в развитии органических психопатий негрубые экзогенно-органические повреждения являются основными факторами риска умственной отсталости,что, по-видимому, целесообразнее рассматривать органическую психопатию у ребенка с умственной отсталостью легкой или умеренной степени как психоподобный синдром.

Характерной особенностью всех видов психопатий является то, что по своей клинической картине они не отличаются друг от друга. В связи с вышеизложенным рассмотрим основные виды классификации психопатий с последующей клинической характеристикой каждой из ее форм, которые идентичны и для «психоподобного синдрома» у лиц с умственной отсталостью.

На сегодняшний день описано множество классификаций психопатий, построенных на этиологическом, патогенетическом и др. принципах, однако единой общепринятой классификации психопатий пока не существует.

В качестве примеров авторы приводят некоторые из них, которые являются ведущими и в настоящее время.

Классификация психопатий по Е. Kretschmer:

Классификация психопатий по Г.Е. Сухаревой (1959):

Классификация типов психопатических личностей по Н. Stulte (1960):

Классификация психопатий по О.В. Кербикову (1971):

Классификация психопатий по А.Е. Личко (1977)*:

* Классификация психопатий по А.Е. Личко, 1977 — данная классификация разработана на основе классификаций П.Б. Ганушкина П.Б. (1962), Г.Е. Сухаревой (1959), О.В. Кербикова (1962) и классификаций акцентуаций личности К. Zolonhard (1964, 1968).

Классификация форм психопатии по П.Г. Сметанникову (1995):

Среди различных типов и форм психопатий, по данным В.В. Ковалева (1995), при органических психопатиях наиболее чаще встречаются возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический типы, что практически соответствует современным представлениям о так называемом психоподобном синдроме, подробно описанном В.Я. Гиндикиным (2001). Так, по В.Я. Гиндикину, психоподобный синдром имеет три варианта: возбудимый, тормозимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наиболее часто при органических психопатиях (истероподобные реакции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят примитивно-банальный, наивный характер).

Клиническая и психологическая характеристика каждого из типов и форм психопатий, приведенных в вышеперечисленных квалификациях различных авторов, подробно описаны в учебниках по психиатрии и клинической психологии.

Данное пособие обращает внимание будущих специалистов на изучение основных психических состояний и поведенческих реакций, которые наиболее часто отмечаются при психоподобном синдроме, развившемся вследствие органического поражения головного мозга и лежащем в основе клинических проявлений умственной отсталости легкой и умеренной степени.

Психоподобный синдром (основные психические состояния и поведенческие реакции).