Медико-социальные аспекты курения
Одним из элементов здорового образа жизни является борьба с курением. В настоящее время курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50% мужчин и 25% женщин. В нашей стране курение является широко распространенным явлением, причем ряды курильщиков пополняются в основном за счет подростков, молодежи. 65% курильщиков начинают курить в возрасте 13-20 лет. Почти треть (27,3%) мужчин начинают курить с 14-15-летнего возраста. Женщины приобщаются к курению в возрасте 21 года и старше, и только 14% начинают курить в 19-20 лет.
Большое число лиц, любителей сигарет, в студенческой среде. Количество курящих студентов при поступлении в вуз составляет 21-40% среди юношей и 2-4% среди девушек, к моменту окончания института этот показатель возрастает соответственно до 55-80% и 27-50%.
Желание казаться старше, стремление подражать взрослым, любопытство способствуют тому, что люди начинают курить.
Наиболее ядовитым для организма веществом является никотин. Никотин - алкалоид листьев табака, представляет собой маслянистую бесцветную или светло-желтую жидкость жгучего вкуса, с неприятным запахом. В связи с быстрым привыканием организма к никотину острые отравления этим ядом при курении встречаются относительно редко. Отравления никотином, как правило, наблюдаются при первых попытках курения, при переходе курильщиков от «слабых» (содержащих мало никотина) к «крепким» табачным изделиям или при резком увеличении количества привычных для курильщика табачных изделий.
Одна сигарета, другая, третья... и постепенно организм привыкает к курению. Неприятные ощущения, вызванные первой сигаретой, не повторяются, но отравление организма продолжается с каждой затяжкой.
Курение является одним из вариантов наркомании. К никотину полностью относится характеристика наркотических веществ, вызывающих привыкание или даже болезненное пристрастие, сформулированная Д.Д. Федотовым в 1968 г.:
«потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме данного вещества для получения удовольствия или облегчения физического или психического состояния;
возникновение толерантности (повышенной устойчивости) к действию данного вещества вследствие привыкания к нему организма, поэтому для получения такого же эффекта при повторных приемах приходится прибегать ко все более повышенным дозам препарата;
развитие явлений абстиненции - физических и психических расстройств при прекращении поступления в организм вещества, выезвавшего болезненное пристрастие, снимаемых или облегчаемых после приема очередной дозы его;
проявление токсического действия (специфических нарушений различных функций организма, прежде всего психической деятельности) как при однократном приеме вещества (наркотическое опьянение, отравление), так и при повторном его употреблении (различные острые и хронические психические расстройства, нарушения функций внутренних органов)».
Выделяют три стадии никотиновой наркомании: бытовое (I), привычное (II) и пристрастное (III) курение - Г.П. Андрух, 1977 г.:
«I стадия - несистематическое курение (около 5 сигарет в день), никотиновой абстиненции нет, вегетосоматические явления отсутствуют или выражены слабо, полностью обратимы.
II стадия - курение постоянное (от 5 до 15 сигарет в день), зависимость отчасти физическая, толерантность повышена, умеренная абстиненция, поражения внутренних органов незначительны, в определенной степени обратимы после прекращения курения.
III стадия - толерантность к курению высокая, абстиненция тяжелая, зависимость чисто физическая, влечение непреодолимое (человек курит не менее 1-1,5 пачки сигарет или папирос в день); выработалась привычка курить натощак и сразу после еды, а также среди ночи. Определяются значительные поражения внутренних органов и нервчой системы».
Человек привыкает к никотину, но в начале курения он находится еще на грани болезни. С появлением болезненного влечения - токсикомании развивается настоящее заболевание, интенсивность проявлений которого нарастает по мере увеличения интенсивности курения. Компоненты табачного дыма раздражают слизистую оболочку гортани, трахеи, бронхов, мельчайших бронхиол и легочных пузырьков - альвеол. Происходит изменение клеток, нарушается их строение, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Недаром около 80% курящих людей страдают бронхитом, который так и называется - бронхит курильщика.
Компоненты табачного дыма, растворенные в слюне, попадают в желудок, раздражают его слизистую оболочку. В результате длительного курения может развиться хроническое воспаление слизистой оболочки желудка (гастрит), образоваться язва. У курящих язвенная болезнь желудка возникает в 12 раз чаще, чем у некурящих. Одной из важных проблем, которой занимается современная медицинская наука, являются сердечно-сосудистые заболевания. Многочисленными исследованиями доказана связь между курением и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В медицине появились такие понятия, как «табачный склероз», «табачная гипертония», «табачное сердце».
Наибольшее сожаление вызывает тот факт, что в последнее время часто стали курить девушки. Среди студенток вузов число курильщиц колеблется от 2-4% на первом курсе до 27-50% в конце обучения. Многие девушки считают, что сигарета делает их современнее и независимее. Они, очевидно, не думают о том, что рискуют своим здоровьем и здоровьем своих будущих детей. Сколько восторженных и благородных слов посвящено женщине, ее красоте, уму, добрым ласковым рукам. Многие поэты воспевали женщину. Присущие ей нежность, верность, гордость, достоинство породили в мужчине почитание и уважение к ней.
«От века женщина полна
Таинственности,
И не скрою,
Что в силу этого она
Обожествляется порою».
(Расул Гамзатов)
И тем досаднее видеть девушку с сигаретой. Утрата свежести кожи и чистоты голоса, отталкивающий запах изо рта, ранние морщинки - такова расплата за курение.
Курящая женщина обычно выглядит старше своих лет: преждевременное старение организма происходит в результате табачной интоксикации. Под влиянием табачных ядов набухают голосовые связки и слизистая оболочка гортани, голос теряет свою чистоту и становится грубым и хриплым.
Девушкам надо помнить и о будущем материнстве. Если курит беременная женщина, то она отравляет не только себя, но и еще не родившегося ребенка. Яды табачного дыма через плаценту переходят в кровь плода, отравляют его. Установлено, что в плаценте курящих матерей значительно чаще, чем у некурящих, отмечается фиброз стромы и микроинфаркты ворсин, а также некроз и воспаление. Все это ведет к нарушению нормального развития плода. Ребенок курящей женщины весит при рождении в среднем на 150-250 г меньше, чем у некурящей. У курящих женщин в 2 раза чаще встречаются выкидыши, недоношенные и мертворожденные дети.
Курящие люди в большинстве случаев пренебрегают интересами окружающих, то есть курят там, где им вздумается. Курение в жилых и производственных помещениях, учреждениях и даже в учебных заведениях - далеко не редкое явление. В накуренных помещениях страдают прежде всего некурящие. Они становятся пассивными курильщиками. Пассивное курение так же опасно, как и активное. Первый нарком здравоохранения нашей страны Н.А. Семашко говорил: «Всякий курящий должен знать и помнить, что отравляет не только себя, но и других». Итак, курит один, а в это время пассивно вдыхают табачный дым остальные. В результате у некурящих быстро наступает утомление, появляется головная боль, раздражительность, снижается умственная и физическая работоспособность. Нередки аллергические реакции на табачный дым.
Установлено, что во время курения 20% вредных веществ, содержащихся в табачном дыме, сгорает, 25% задерживается в легких курящего, 5% остается в окурке и остальные 50% загрязняют окружающую среду.
Воздух, загрязненный табачным дымом, вызывает дискомфорт у некурящего, может способствовать обострению заболевания у больных астмой. Наиболее чувствительными к табачному дыму являются глаза (возникает жжение глаз, зуд, слезотечение).
Пассивный курильщик, находясь в помещении с активными курильщиками в течение одного часа, вдыхает такую дозу некоторых газообразных составных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, большей частью попадают в воздух при паузах в курении, которые обычно длиннее, чем момент затяжки».
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления табака проявляются в виде следующих особенностей:
повышенная импульсивность и экстравертность поведения;
более низкий уровень культуры и образования;
повышенная тревожность и агрессивность;
склонность к алкоголизации и застольям;
повышенный процент распада семьи и непостоянства в межличностных и сексуальных отношениях;
снижение концентрации внимания;
ухудшение памяти;
лабильность (неустойчивость) динамики мыслительной деятельности.
Таким образом, курение наряду с алкоголизацией также оказывает самое неблагоприятное воздействие на организм человека, приводя к различным соматическим заболеваниям, снижению деятельности высших мозговых функций и развитию слабоумия.
Психические и поведенческие расстройства в результате употребления наркотических и токсических веществ.
В медицине наркотические вещества используются при наличии особых показаний. Учитывая способность организма к привыканию, врачи стремятся ограничить применение наркотических веществ в медицинских целях и заменить их другими лечебными препаратами и немедикаментозными средствами.
Поведение и внешний вид человека зависит от вида употребляемого наркотика, какого-либо лекарства или вещества. Прием любого наркотика вызывает наркотическое опьянение. В одних случаях поведение характеризуется замкнутостью, безразличием к окружающим. В других случаях - приподнятым настроением, приступами беспричинного смеха, которые могут сменяться гневом, агрессивностью. Иногда преобладают явления общего благодушия и довольства. Могут наблюдаться застывания в мечтательной позе.
Кроме того, на возможность употребления того или иного вида наркотика могут также указывать покраснение или бледность кожных покровов, необычный блеск глаз, зрачки могут быть либо резко расширенными, либо значительно суженными, изменение пульса и частоты дыхания, нарушение почерка.
При постоянном употреблении наркотиков, помимо перечисленных симптомов, возникающих после приема наркотического препарата, можно выявить дополнительные признаки, указывающие на возможную наркотизацию: специфический запах кожи, волос, одежды, следы внутривенных инъекций.
Хотелось бы отметить, что для наркомана характерно изменение внешнего облика, прежде всего состояние его волос, зубов, ногтей. Кожа сухая, лицо одутловатое. В связи с многочисленными инъекциями наркотика на теле можно видеть следы нагноений, рубцы в области предплечья, груди, возможно и на других частях тела. У женщин утрачиваются вторичные половые признаки, голос становится грубым, сиплым.
При систематическом применении наркотических веществ развивается изменение реактивности организма, которое характеризуется психической и физической зависимостью от наркотических веществ и тенденцией к повышению количества применяемого вещества при каждом повторном приеме для достижения желаемого эффекта.
Психическая зависимость характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков для ощущения душевного комфорта, повышения настроения. В начале неосознаваемое влечение проявляется косвенными признаками: оживление в предвкушении приема наркотика, разговорами на «наркотические темы», чувством неприязни к людям, препятствующим осуществлению приема наркотиков. Следует отметить, что сфера влечений, эмоций изменяется настолько, что ни одна приятная ситуация не воспринимается наркоманом, если он не находится под действием наркотика. В дальнейшем практически полностью исчезает способность к переживанию положительных эмоций, чувств, если раздражитель не наркотик.
Физическая зависимость характеризуется наличием тягостных и даже мучительных ощущений, болезненного состояния при перерыве в приеме наркотического вещества (абстинентный синдром). Непреодолимое влечение к наркотикам, пристрастие к ним возникает довольно быстро; в некоторых случаях даже после однократного употребления.
В связи с измененной реактивностью организма снижается чувствительность к наркотику, первоначальные дозы не оказывают уже желаемого эффекта. Появляется потребность в увеличении количества наркотика, и больные употребляют дозы, в 10 и более раз превышающие смертельные для здорового человека.
Прием наркотиков обязательно приводит к нарушениям психики человека. Наркоманы становятся грубыми, эгоистичными, пренебрегают семейными обязанностями. Исчезает интерес к общественной жизни, увлеченность работой. Вначале больной пытается скрыть свое пристрастие к наркотикам, обманывает родных и знакомых, ведет двойную жизнь. Затем употребление наркотиков становится открытым. При добывании наркотиков наркоман не останавливается ни перед чем, преступает закон: подделывает рецепты, совершает кражи, убийства и т.п. Лживость наркоманов не имеет границ.
В состоянии абстиненции (воздержание от наркотика) наркоманы, как правило, раздражительны, гневливы или угнетены. В таком состоянии часто наблюдаются рыдания, демонстративное нанесение самоповреждений, разрушительные действия, агрессия.
В клинической картине заболевания начинают преобладать психические нарушения, развивается нравственная и социальная деградация, а также возникают осложнения в зависимости от вида применяемого наркотика.
Конечная стадия заболевания характеризуется тяжелой инвалидностью человека. Кроме того, среди наркоманов регистрируется высокая смертность.
Следует помнить, что пагубное воздействие наркотических веществ на все органы и системы развивается довольно быстро. Обостряются сопутствующие болезни, учащаются другие заболевания. Характерно быстро наступающее снижение интеллекта и столь же быстрое изменение морального и социального облика. Это свидетельствует о том, что наркотические вещества в первую очередь воздействуют на головной мозг, постепенно изменяя личность и приводя к деградаций.
Термин «токсикомания» применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (токсическими, лекарственными) официально не отнесенных к наркотикам. Состояние, вызываемое их действием на мозг, называется состоянием «токсического опьянения».
В связи с высоким ростом нарко(токсико)мании среди подростков («подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами — в 11,4 раза чаще, чем взрослые» — Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова и др., 2001).
Авторы еще раз обращают внимание будущих специалистов на специфические особенности личности несовершеннолетних нарко- и токсикоманов:
изменение поведения (эйфория и полная расторможенность либо апатия и общая скованность, напряженность, высокий уровень конфликтности и агрессии, аффективная неустойчивость);
тенденция к переоценке собственной личности, грандиозности планов;
о изменение зрачков, взгляда (необычный блеск глаз или их мутность, сужение либо расширение зрачков, подозрительность во взгляде);
специфический запах кожи, волос, одежды;
сухость кожи;
ломкость и выпадение ногтей, зубов, волос;
рубцы и следы от внутривенных инъекций;
гнойники на различных участках тела или рубцы от них;
одутловатость лица и отечность ног;
изменение пульса и частоты дыхания;
нарушение почерка;
нарушение координации движений;
шаткость и неуверенность походки;
нистагм (колебания глазных яблок при взгляде в стороны);
кожные эритемы;
смазанная речь;
боли в различных мышцах;
сосудистая гипертензия, иногда гипотония;
чередование профузного пота с ощущением холода;
быстрая потеря веса;
судорожные, эпилептические припадки;
нарушения сознания (оглушенность, ступор вплоть до комы),
слуховые и зрительные галлюцинации;
нарушения памяти ( антероградная амнезия);
резкое снижение умственной продуктивности с быстрым развитием деменции с полным «букетом» ее клинической характеристики.
Кроме перечисленных характерных особенностей личности нарко(токсико)мана, у них отмечается ряд соматических и инфекционных заболеваний как результат быстро развивающегося иммунодефицита.
Будущие педагоги, психологи, логопеды, специальные психологи, олигофренопедагоги и другие специалисты, имеющие отношение к детям, должны также знать об основных признаках отмены приема психоактивных веществ у лип, зависимых от них. Это следующие проявления:
унылое настроение;
заострившиеся черты лица;
страдальческое выражение лица;
запавшие глаза;
«тусклый» взгляд;
землянистый цвет кожных покровов;
общая слабость, разбитость, повышенная утомляемость;
снижение работоспособности;
резко выраженная подавленность, вспыльчивость и злобность;
недовольство всем, что его окружает;
обильное потоотделение, малоподвижность либо общее беспокойство;
появление сильных болей в различных частях тела, в области сердца, головная боль;
отсутствие аппетита, тошнота, рвота;
расстройства желудочно-кишечного тракта.
В заключение данного раздела авторы особо обращают внимание читателя на тот факт, что у детей еще не сформированы физиологические механизмы, «отвергающие» и «обезвреживающие» психоактивные вещества, в связи с чем прием даже незначительных доз вызывает у них быструю зависимость, с одной стороны, и снижение темпов умственного развития с возникновением клиники приобретенного слабоумия — с другой.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128