14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
Учитывая рассмотренные в предыдущих главах возрастные и психо-физиологические особенности несовершеннолетних, закон особо регламентировал вопрос участия защитника по делам несовершеннолетних на предварительном следствии.
В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 49, ст. 420-423 УПК РФ и п. 3 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14.02.2000 г. участие защитника по делам несовершеннолетних является обязательным с момента, предусмотренного ч. 1 п. 2, 3 ст. 51 УПК РФ. С момента допуска к участию в деле, как это предусмотрено в ст. 53 УПК РФ, защитник приобретает весь комплекс прав, предусмотренных этой нормой, и, в частности, право на свидание с подзащитным, на ознакомление с материалами задержания, процессуальными документами, составленными с участием подзащитного, право выписывать из них любые сведения и в любом объеме и др. Следует при этом помнить, что с момента допуска к участию в деле адвокат приобретает не только предусмотренные права, но прежде всего обязанности «использовать иные не запрещенные Кодексом средства и способы защиты».
Не зная содержания собранных правоохранительными органами материалов, на основе которых несовершеннолетнему подростку предъявляется то или иное подозрение или обвинение, не оценив их с точки зрения их доказательственной значимости, относимости к существу предъявленного подозрения или обвинения, непротиворечивости, законности и прочее, защитник не может выполнить должным образом возложенные на него законом обязанности использовать все предусмотренные средства и способы защиты, и по существу его роль в таких случаях низводится до формального присутствия при допросе несовершеннолетнего.
Изучение материалов дела и беседа с несовершеннолетним подзащитным — важная стадия работы защитника, и по существу в этой стадии должна быть выработана позиция по делу.
При изучении материалов дела защитник должен, прежде всего исходить из требований ст. 73 и 421 УПК РФ о круге обстоятельств, которые должны быть доказаны по делу (время, место, способ совершения преступления, точный возраст, характерные черты личности и состояние здоровья, условия жизни и воспитания, наличие или отсутствие взрослых подстрекателей, вина и мотив и др. важные обстоятельства).
Исходя из содержания указанных норм, в досье адвоката должны найти отражение все сведения, относящиеся к предмету доказывания. Выписки должны быть исчерпывающими, позволяющими свободно ориентироваться в материалах дела как на предварительном следствии, так в дальнейшем и в суде.
По результатам изучения дела защитник должен разъяснить несовершеннолетнему сущность предъявленного ему обвинения и доказательственную значимость собранных по делу материалов. При этом, как представляется, защитник не вправе навязывать подростку признание или непризнание вины. Беседу с подростком необходимо использовать для установления с ним психологического контакта, отношений доверия, выявления объективных сведений об условиях жизни и воспитания подростка, учебы в школе, об отношениях к родителям, наличии заболеваний, травм и т.п.
Следует помнить о нравственно-этической и воспитательной стороне взаимоотношений защитника и несовершеннолетнего обвиняемого. Психологический контакт с подростком, как представляется, должен быть установлен так, чтобы подросток, видя искреннюю, неподдельную заинтересованность защитника в своей судьбе, доверяя ему, в то же время видел и ощущал, что совершенное им преступление морально осуждается и его защитником.
При необходимости сведения о личности подростка можно получить при беседе с родителями или заменяющими их лицами или представителями органов опеки и попечительства. Если в результате изучения материалов дела и беседы с подростком и его родными возникает необходимость в истребовании дополнительных данных, то, используя положения «Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности», адвокат может путем направления запросов получить необходимые сведения от соответствующих организаций, учреждений, предприятий или иных структур.
В зависимости от анализа и оценки изученных материалов дела адвокатом могут быть заявлены различные ходатайства, в том числе:
о прекращении дела в целом или части;
об истребовании дополнительных доказательств;
о проведении дополнительных следственных действий;
о назначении различного вида экспертиз;
о переквалификации действий;
об изменении меры пресечения;
и других, в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Особое внимание по этой категории дел необходимо обращать на установление точного возраста несовершеннолетнего. При этом следует руководствоваться разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7от 14.02.2000 г. о том, что лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная с ноля часов следующих суток. Если возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой, то днем рождения привлеченного к ответственности лица надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.
Одной из особенностей деятельности защитника по делам несовершеннолетних является четкая формулировка позиции в отношении избранной подростку меры пресечения. Согласно действующему законодательству (ст. 421 УПК РФ) и руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда (п.2 упомянутого постановления) избрание в отношении несовершеннолетнего в качестве меры пресечения содержания под стражей правомерно лишь в исключительных случаях, обусловленных тяжестью совершенного подростком преступления, и при наличии оснований, предусмотренных в ст. 98, 99, 108, 224, 423 УПК РФ. Поэтому защитникам следует в каждом конкретном случае, исходя из материалов дела в их совокупности, возраста и состояния здоровья подростков и других заслуживающих внимания обстоятельств, ставить вопрос и добиваться отмены необоснованно избранной в отношении их меры пресечения в виде содержания под стражей, имея в виду, что необоснованное и не вызванное необходимостью изолирование подростка может привести к неблагоприятным для подростка и интересов законности последствиям, к искусственному извращению целей, стоящих перед уголовным судопроизводством и сведению на нет воспитательного воздействия уголовного процесса.
Итогом этой кропотливой, исключительно важной работы защитника на предварительном следствии должна быть глубоко продуманная, основанная на материалах дела и положениях действующего законодательства, объективная и в соответствии с законом юридически грамотная позиция по делу, направленная на защиту прав и законных (и только законных) интересов несовершеннолетних обвиняемых.
Таким образом, знание правовых и психологических особенностей защиты несовершеннолетних является одним из определяющих критериев высокого профессионализма и широкого научного кругозора каждого адвоката.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128