Литература
1. Алкоголизм: Руководство для врачей / Под ред. Г. В. Морозова, В.Е. Рожкова, Э.А. Бабаян. М., 1983.
2. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Высшие мозговые функции и их нарушения. М., 1999.
3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2000.
4. Ашипов В.И., Корхов В.В. Алкоголизм и материнство. СПб., 1988.
5. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. Ставрополь, 2000.
6. Бадалян Л. О. Детская неврология. М., 1984.
7. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Вопросы определения нормы и отклонений. - Донецк, 1998.
8. Барретт С. (Susan L. Barrett) Тайны мозга. Как развить свои умственные способности: Пер. с англ. Н. Мальчина. СПб., 1997.
9. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок - левша. Тула, 1996.
10. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., 1995.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
12. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. М., 2001.
13. Береславская М.И. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. редакцией М.М. Семаго. М., 2001.
14. БМЭ. М., 1981. Т. 16. Мышление.
15. БМЭ. М., 1981. Т 17. Олигофрении.
16. Брагина Н.Н., Доброхотова ТА. Функциональная асимметрия человека. М., 1988.
17. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Проблема «мозг-сознание» в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга / В сб.: Мозг и разум. М., 1994.
18. Брайт Л. (Leonard D'briht) Развиваем интеллект: Пер. с англ. Н. Кириленко. СПб., 1997.
19. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М., 1997.
20. Виноградова О.С. Гипокамп и память. М., 1975.
21. ВолковаЛ.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектал. фак. педвузов. М., 1999.
22. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школа интерната (школы VIII вида) для детей с умственной отсталостью. Дефектологи. 1996. № 3
23. Выготский Л. С. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Под ред. и со вступительной статьей А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. М., 1956.
24. Гарибян С. Школа памяти. СПб., 1993.
25. Герасимова М.М. Нервные болезни: Учебное пособие для студентов мед. вузов и врачей-неврологов. Тверь, 2000.
26. Грюссер О.Й. (Otto-Joachim Grusser), Зельке Т. (Tomas Selke), Цин-да Б. (Barbara Kinda). Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества// В кн. Красота и мозг. М., 1995.
27. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1994.
28. Гурьева В.А., Дмитриева Т.Б., Гиндикин В.Я., Макушкин Е.В., Морозова Н.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. проф. В.А. Гурьевой. М.,2001.
29. Гусев Е.И., Гречко В.Е., Бурд Г.С. Нервные болезни. М., 1988.
30. Деглин В.Л., Балонов Л.Я. Язык и функциональная асимметрия мозга. М., 1988.
31. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. СПб., 1999.
32. Доброхотова Т.Л. Функциональная асимметрия мозга. М., 1988.
33. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества// Вопросы философии. 1980. №1. С. 128-134.
34. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.
35. Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.
36. Доброхотова Т.Л. Федорчук А.Г., Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии в деятельности человека. Взаимоотношение полушарий мозга. Тбилиси, 1982.
37. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
38. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М., 1998.
39. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991.
40. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического . обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1985, 2003.
41. Завилянский И.Я., Блейхер В.М. Психиатрический диагноз. Киев, 1979.
42. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.
43. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
44. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2000.
45. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания. М., 1996.
46. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995.
47. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
48. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитание школьников. М., 1976.
49. Леви Д. (Levy D.) Церебральная асимметрия и эстетическое переживание // В кн.: Красота и мозг. 1995.
50. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
51. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.
52. Левченко. И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
53. Леонтьев А.Н. Прсблемы развития психики. М., 1972.
54. Ломброзо Н. Новейшие успехи науки о преступнике: Пер. с итал. СПб., 1892.
55. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962.
56. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963. Т. 1.
57. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., 1996.
58. Лурия А.Р.. Основы нейропсихологии. М., 1973.
59. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
60. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М., 1974. Т. I.; 1976. Т. II.
61. Маджидов Н.М., Амасъянц Р.А. К клинической характеристике лейкоэнцефалита Ван-Богарта. Актуальные вопросы детской неврологии и клинической генетики. Ташкент, 1978.
62. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1996.
63. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
64. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
65. Мастюкова Е.М. Иполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.
66. Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика. Практическое руководство для врачей и студентов. М., 1997.
67. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
68. Назарова Н.М., Батов Г.Н. Математика с методикой преподавания. М. 1998.
69. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986.
70. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь, издание 3-е, допол. и перераб. Ярославль, 1999.
71. Основы специальной психологии / од ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
72. Павлов И.П. Полное собрание трудов. М.; Л, 1940-1949. Т. 1-4.
73. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М., 1989.
74. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии. М., 2000.
75. Пиаже Ж. (Piaget J.) Психология интеллекта. Избр. психологические труды. М., 1969.
76. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1998.
77. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб., 2000.
78. Психические расстройства и расстройства поведения / Под. общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда. М., 1998.
79. Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 2000.
80. Ренчлер И. (Ingo Rentschler), Херцбергер Б. (Barbara Herzberger), Эпстайн Д. (David Epstein) и др. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ. / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергера, Д. Эпстайна. М., 1995.
81. Рестэк Ричард М. Доктор медицины - Мозг. Нью-Йорк, 1998 (New York: Books, ins., 1988).
82. Рубенштейн С.Я. Эксперементальные методики патопсихологии: Практическое руководство. М., 1970.
83. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках: Справочное пособие. СПб., 2001.
84. Самойлов В. И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. СПб., 1998. Т. I—II.
85. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М., 1997.
86. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. М., 2001.
87. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961.
88. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов мед. вузов. М., 2000.
89. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1978.
90. Скоромец А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л., 1989.
91. Сметанников П.Г. Психиатрия: Краткое руководство для врачей. Издание 2-е, доп. СПб., 1995.
92. Смирнова Е.А. Межполушарная асимметрия мозга и обучение иностранному языку в подростковом возрасте. Канд. дисс, 1999.
93. Специальная педагогика. / Под ред. Назаровой Н.М. М., 2001.
94. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М., 1983.
95. Степанов В.Г., Ларин И.В., Хатемлянская Е.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и новые педагогические технологии. М., 1995.
96. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
97. Фомечева М.Ф., Волосовец Т.В. Основы дошкольной логопедии с практикумом по звукопроизношению. М., 2000.
98. Халперн Дайона (Diane F. Halpern). Психология- критического мышления (An introduction to Criticae Thinking — 1996, Mahwah, New Jersey): Пер. с англ. Н. Малыиина, С. Рысев, Л. Царук. СПб., 2000.
99. Хомская Е.Д. Психологические особенности исследования в СССР. Проблема межполушарной асимметрии мозга // Психологический журнал. 1980. Т. 1.
100. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
101. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1996. № 2.
102. Хомская Е.Д., Ефимова И.В. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ., сер. IV. «Психология», 1991, № 4.
103. Хофман И. (Hoffman I.) Активная память. Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М., 1986.
104. ЦветковаЛ.С. Мозги интеллект. М., 1995.
105. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., 1978.
106. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М., 1997.
107. Шизофрения: Изучение спектра психозов / Под ред. Р.Дж. Энсила, С. Холлидея, Дж. Хигенботтэма. (Ancill R.J., Holliday S. and Higenbottam J.): Пер. с англ. О.С. Лебедева. М., 2001.
108. Шипицына Л.М. Специальное образование в развитии. СПб., 1996.
109. Шипицына Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001.
110. Шипицына Л.М., Назарова Н.М. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация. Специальная педагогика. М., 2000.
111. Шипицына Л.М., Рейсвейк К.ван. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998.
112. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., ДанловаЛ.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
113. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазий. М., 2000.
114. Штернберг Р.Дж. (Robert Sternberg). Отточите свой интеллект: Пер. с англ. Минск, 2000.
115. Штернберг Р.Дж. (Robert Sternberg). Интеллект, приносящий успех: Пер. с англ. СИ. Ананин. Минск, 2000.
116. Annet M. Distribution of manual asymmetry // Brit J. psyhol. / - 1972. - v. p. 343-358.
117. BurtS. (1940) The factors of the mind. London: University of London Press.
118. Robenson R. (1950) Definition. Oxford: Oxford university Press.
119. Boring E.J. (1923, June 6) Intelligence as the tests test it. New Republic, p. 35-37.
120. Jalton F. (1883) Inguiry into human faculty and its development. London: Macmillan.
121. Jensen A.R. (1969) How much can we boost IQ and scholastic achievement? Harvard Educational Review № 59. P. 1-123.
122. Piaget J. (1972) The psychology of intelligence. Totowa, NJ: Little-field, adams.
123. Ferguson J.A. (1956) On transfer and the adilities of man. Janadian journal of psychology № 10. P. 121-131.
Приложение 9
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128