4.4. Диагностика нарушений мышления
Существует множество методик для диагностики нарушений мышления. Все они, так же как методики исследований других высших мозговых функций, подробно описаны в психологической литературе, однако все они относительно единичны и направлены на выявление различных видов мыслительной деятельности. Наиболее информативными из этих методик являются следующие.
«Классификация предметов». Больному предлагается ряд карточек с изображением на них различных предметов (яблоко, груша, лошадь, овца, стол, стул, шкаф и др.). Пациент объединяет предметы по «сортам», т.е. раскладывает эти карточки на столе по принципу что к чему подходит. Метод применяется для исследования процессов обобщения, абстрагирования, анализа, последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больного.
«Установление последовательности событий» выявляется по серии рисунков. Больной раскладывает карточки с рисунками в логической последовательности и составляет по ним рассказ. Методика направлена на исследование логического мышления.
«Исключение предметов». Больному даются несколько карточек, на каждой из которых изображены 4 предмета. Три из них можно объединить одним названием, а четвертый к ним не подходит. Пациент рассматривает карточки и называет предмет, который не подходит (который надо исключить), при этом объясняет, почему он исключает именно этот предмет. Методика направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больных, на их умение строить обобщение.
«Сравнение и понятие». Больному предлагается набор пар слов, подлежащих сравнению. Например: «утро — вечер», «поезд — самолет», «земля — небо», «море — птицы», «ветер — сахар» и др. Если пара слов не сравнима («ветер — сахар»), больной дает объяснение. При оценке ответов учитывается правильность выделения существенных признаков сходства и различий понятий. Неумение выделить признаки сходства и различия указывает на слабость обобщений больного со склонностью к конкретному мышлению.
«Соотношение пословиц, метафор и фраз». Пациенту называют пословицы, метафоры и отдельные фразы и просят ответить, как он понимает их сущность. Например: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «куй железо, пока горячо», «цыплят по осени считают», «не все то золото, что блестит», «золотая голова», «железный характер», «золото ярче железа», «сильный характер») и др. Больные со слабоумием воспринимают, как правило, все в буквальном смысле и не могут истолковывать их переносного значения. Мышление таких больных диффузно и нецеленаправленно. Эта методика позволяет выявить конкретность и поверхностность суждений олигофренов, а также соскальзывание и паралогические суждения больных шизофренией.
«Заполнение пропущенных в тексте слов». Методика, предложенная Эббингаузом, направлена на выявление развития речи и продуктивности ассоциаций и критичности больного.
«Объяснение сюжетных картин». Больной при виде предъявленной ему сюжетной картинки рассказывает о ее содержании. Методика применяется для исследования сообразительности и эмоционального отклика больного.
«Решение задач». Больному предлагается ряд задач различной сложности, и путем логического мышления он находит правильное решение.
Нами предлагается одна из таких задач: дано 8 шаров, одинаковых по форме, величине и внешнему виду. 7 из них имеют один и тот же вес, а один несколько тяжелее любого из этих семи. Двумя взвешиваниями на весах-разновесах нужно найти этот шар.
Ответ: вначале на разные чаши весов кладутся по три шара; если они на одном уровне, то вторым взвешиванием из двух оставшихся определяется нужный шар. Если перетягивает одна чаша весов из трех шаров, то вторым взвешиванием на каждую чашу весов устанавливается по одному шару из этой тройки. Если они находятся на одном уровне, то оставшийся шар и является более тяжелым из всех восьми.
В данном пособии авторами представлены основные направления в диагностике нарушений высших мозговых функций. Более глубокое и детальное описание перечисленных частных методов и методик исследований речевых, гностико-праксических функций, памяти и мышления можно найти в различных пособиях по психологии, психодиагностике.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128