3.6. Сознание и его расстройства
Сознание — высшая форма отражения действительности, характеризующаяся функционированием психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, месте, собственной личности и поведении. Оно является свойством высокоорганизованной материи, продуктом ее развития. Сознание воплощено в мозговой нейродинамике, высших мозговых функциях и деятельности человека.
Известно, что деятельность имеет две стороны — внешнюю и внутреннюю. Как правило, она опосредуется и регулируется психическим отражением реальности, т.е. воспринимается, представляется, понимается, удерживается и воспроизводится в памяти.
Психическая реальность — это субъективный мир сознания.
Для психологии важным является то, что явления сознания и круг сознаваемого в процессе жизни человека расширяются, сознание становится универсальной формой психического отражения, претерпевая при этом ряд изменений. Так, первоначальное сознание существует лишь в форме реального психического образа, на следующих этапах осознаются действия других людей, а через них и собственные действия человека, т.е. сознание — образ переходит в сознание — деятельность. Будучи идеальным, сознание взаимосвязано с материальными процессами. Эта взаимосвязь обусловлена актами опредмечивания и распредмечивания. Акт опредмечивания — превращение идеального в материальное: мысли, фантазии, желания превращаются в реальность благодаря активной практической деятельности человека. Акт распредмечивания, наоборот — превращение материального в идеальное, когда реальная действительность (окружающий нас мир, люди, предметы, звуки, речь, песни, написанные слова и др.) оформляются в нашем сознании в виде мыслей, желаний, фантазий и т.д.
В сфере субъективной реальности (мысли, желания, фантазии) человек способен преодолевать любые расстояния, преграды, перестраивать предметный мир и человеческие отношения. Активность сознания может ярко проявляться в творческих, а также волевых качествах человека, в предвидении будущего.
На сегодняшний день проблемы «сознание и мозг» ассоциируются с такими понятиями, как «код», «компьютер», «информатика» и др.
Нейрофизиологический механизм сознания сложен и включает в себя совокупность последних достижений науки по проблемам «сознание и мозг», особенно в областях неврологии, психофармакологии, психологии человека, нейропсихологии, нейролингвистики, нейрокибернетики, психофизиологии, психофизики, медицинской психологии, а также расшифровки мозговых кодов психических явлений.
Сознание по своей сущности нематериально, оно не существует в мозгу в виде уменьшенных материальных копий, ему нельзя приписывать физические и энергетические свойства. Естественно, возникает вопрос: каким образом сознание воздействует и управляет физиологическими и другими телесными процессами человека? Разработано множество гипотез и подходов к этой проблеме. Рассмотрим некоторые из них.
Дуалистический подход (Дж. Эккло, У. Пенфилд и др.) предусматривает существование особой духовной энергии, якобы независимой от материального мира, способной воздействовать на мозг, приводя его в состояние психической активности.
Вульгарный материализм и радикальный физикализм придают явлениям сознания так называемую «материальную основу», отождествляя их с физическими и физиологическими процессами, тем самым устраняя идеальный характер сознания.
Управляющий подход к проблеме сознания рассматривает его как управление отношениями между информацией и ее носителем. Согласно этой гипотезе, любая информация не существует вне материального мира, а всякое явление сознания — отражение объективной реальности и поэтому всегда представляет собой информацию об окружающем мире. Носителем информации выступает мозговая нейродинамическая система, которая представляет ее код (явления субъективной реальности - чувственные образы, мысли, фантазии и т.д.).
При этом управляющий подход сохраняет определение «сознание» как идеальное, интерпретируя его в качестве особого вида информации, отождествляя сознание с мозговыми процессами.
Согласно современным научным представлениям, сознание рассматривается как продукт деятельности головного мозга в виде отражения человеком внешнего и самоотображения его внутреннего мира. Самоотображение проявляется в виде оценок своих действий, мыслей, чувств, самоконтроля, а также собственных установок. Высшие уровни самоотражения представляют собой самосознание, т.е. осознание себя как личности. Таким образом, сознание как целостная субъективная реальность есть диалектическое единство ее гностических (т.е. представляющих совокупность знаний), ценностных и деятельно-волевых параметров (БМЭ. Т. 23).
Психологическими свойствами, характеризующими сознание, являются:
активность, когда действия человека обусловлены не столько внешней ситуацией, сколько внутренними целями;
интенциональность — это направленность на конкретный объект или явление;
рефлексия или самонаблюдение, т.е. осознание самого себя;
уровень активности сознания (сверхбодрствование, бодрствование, ясность суждения, спутанность и оглушение).
Сверхбодрствование — чувство подъема, вдохновения, прозрения, озарения с глубоким погружением в мир самого себя. В психиатрической практике часто встречаются патологические состояния сверхбодрствования, связанные, например, с приемом психостимуляторов .
Бодрствование — состояние, в котором все явления действительности носят адекватный характер.
Ясность — состояние формального осознания действительности, без цельного ее отражения.
Сужение сознания — частичное осознание действительности, одностороннее ее отражение.
Разные степени сужения сознания наблюдаются в состоянии аффекта.
Спутанность сознания — искажение структуры внешнего и внутреннего мира. Реальный мир, как правило, заслоняется мнимыми, галлюцинаторными образами.
Оглушение сознания — блокада психической активности, вплоть до полного ее выключения (кома).
Расстройства сознания многообразны и разделяются по характеру и их глубине. В свою очередь они условно подразделяются на две группы синдромов.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128