logo
1 П Корр

3.1. Речь и ее нарушения

Речь — важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка. Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение при этом имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояния придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. В реализации речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы (схема 6). Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга - преимущественно доминантного полушария (рис. 13). Таким образом, всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на две группы — механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.

Выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную.

Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.

Экспрессивная речь - воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развернутым речевым высказыванием.

Речь неразрывно связана с мышлением, хотя в филогенезе речи и мышления выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи.

В возрасте около 2 лет у ребенка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С. Выготский). Но до становления «внутренней речи» у ребенка как бы появляется речь, обращенная к самому себе — «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью ребенка (интеллектуальная, игровая), когда во время игры либо при решении интеллектуальных задач он начинает рассуждать вслух.

Элементы эгоцентрической речи часто встречаются и у взрослого, когда он, решая какую-либо интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно размышлять вслух и произносить какие-то слова, фразы, понятные только ему.

Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливает разнообразие речевых расстройств. В зависимости от причин их возникновения речевые расстройства разделяются на следующие группы.