3. Неустойчивый вариант:
повышенная внушаемость;
попадание под влияние криминальных структур («их воля без энергии» П.И. Ковалевский);
отсутствие постоянства в занятиях, работе;
стремление уходить от любых трудностей;
недостаточное чувство долга и ответственности;
повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»);
склонность к реакциям имитации;
асоциальное поведение (школьная дезадаптация, бродяжничество и др.).
Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с умственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразными эмоциональными расстройствами, которые у многих детей проявляются в виде основного синдрома.
По данным В.Я. Гиндикина (2001), среди эмоциональных расстройств при умственной отсталости в психиатрической практике наиболее часто встречаются такие синдромы, как эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.
«...При первом из них омечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда - с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности...
...При апатико-абулическом синдроме в рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.
Для дисфорического синдрома характерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко - с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира...»1
* Гиндикин В.Я. Умственная отсталость (олигофрения) // Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. проф. В.А. Гурьевой М., 2001. С. 176-177
В основе многих поведенческих реакций и эмоциональных расстройств у лиц с умственной отсталостью легкой и умеренной степени лежат разнообразные психогенно травмирующие факторы. Составить полный их перечень практически не представляется возможным в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на то либо иное психогенное воздействие. Так, «безобидная» ситуация для одних может явиться «шокирующим фактором», иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других.
Специалистам разного профиля (врачи, педагоги, психологи, юристы и др. Профессиональная деятельность которых направлена на работу с детьми, авторы рекомендуют учитывать психогенно-травмирующие факторы, которые с большой долей условности сгруппированы В.А. Гурьевой (2001)*.
* Гурьева В.А. Систематика психогенно-травматизирующих факторов // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 196—197.
1. Сверхсильные, острые, внезапные:
а) смерть на глазах ребенка;
б) убийство на глазах ребенка;
в) изнасилование.
2. Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка):
а) смерть матери, отца;
б) неожиданный уход из семьи любимого родителя;
в) известие, что родители - не родные, что ребенок - приемный.
3. Острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. Например, смерть матери, появление «плохой» мачехи, определение ребенка в интернат.
4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств и отличающиеся определенным своеобразием. Это - стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, сражения, несчастные случаи, роль жертвы пыток).
5. Психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка.
6. Психогенные травмы, определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, сенситивно-шизоидные и пр.).
7. Психогенные травмы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной).
8. Психогенные травмы в периоды возрастных кризов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств).
9. Психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием (отвержение ребенка, воспитание по типам «кумира семьи», «Золушки», «ежовых рукавиц» и пр.)
10. Хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, служба в армии).
11. Комбинация острых и хронических психогенных травм.
Под влиянием психогенно-травмирующих факторов у ряда лиц с умственной отсталостью легкой степени наблюдаются углубления патохарактерологических реакций*, а у социально-запущенных детей — их появление.
* Патохарактерологические реакции - психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка или подростка, ведут к нарушениям социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими (в частности, соматовегетативными) расстройствами (Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. С. 119).
К патохарактерологическим реакциям относятся:
реакции протеста (оппозиции);
реакции отказа;
реакции имитации;
реакции компенсации и гиперкомпенсации.
В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделяются (А.Е. Личко, 1983):
реакции эмансипации;
реакции группирования со сверстниками;
реакции увлечения;
реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркими и проблемными являются:
побег из дома;
реакция одиночества;
дромомания;
малолетняя проституция;
делинквентное поведение.
Рассмотрим основные клинические особенности этих реакций.
Реакция протеста (оппозиция).
Реакции протеста (делать все наоборот, назло) — преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфликтными переживаниями личности ребенка (обиды, ущемленное самолюбие, недовольство близкими, конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадаптация, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.).
Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, которые, по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависимости от характера нарушений поведения различают два вида реакций протеста:
активные;
пассивные.
Активные реакции протеста характеризуются различными патологическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гневными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.
Пассивные реакции протеста характеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суицидальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частичным мутизмом и др.
«Одна из основных причин реакций протеста - нарушение отношений в семье. Без своевременных (ранних) лечебно-педагогических мероприятий реакции протеста постепенно превращаются в устойчивое неправильное поведение и являются основой для формирования патологического характера»*.
* Гурьева В.А. — Психогенные расстройства // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 225.
Реакции отказа — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, напоминающая собой атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка, страдающего шизофренией.
Клинические проявления реакций отказов характеризуются такими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и потребностей, от учебы, появление чувства страха перед новым, «потеря перспективы» («ситуация фрустрации»), безсистемный и необдуманный характер ответов на поставленные вопросы и др.
Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и средней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и помещенных в интернаты, детские дома, приюты и др.
Реакции имитации — психогенные личностные реакции, клинически проявляющиеся подражанием поведению отдельных личностей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными, (в детском возрасте — это родители и воспитатели, в подростковом — старшие подростки, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка).
В детском и подростковом возрасте практически каждый ребенок создает себе образ личности, на которую он хотел бы быть похожим. Это образы знаменитых артистов, спортсменов, художников, музыкантов, врачей, педагогов, ученых и др. Создавая себе «кумира» и, перенимая от него многие положительные качества, подросток, уже на подсознательном уровне, развивает в себе такие свойства личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, повышенное стремление к учебе, творчеству, здоровому образу жизни и др.
Таким образом, реакции имитации зачастую являются источником воспитания у ребенка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств и носят позитивный характер. В этих случаях их относят к положительным реакциям имитации.
Однако у многих детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у лиц с чертами эмоционально-волевой неустойчивости развивается склонность к отрицательным реакциям имитации, которые становятся источником возникновения асоциального поведения, а также многих вредных привычек.
Особенно печальные и драматические последствия реакций имитации в подростковом возрасте отмечаются при вовлечении ребенка в преступные группировки и религиозные секты, когда подросток оказывается в полной эмоциональной зависимости от уважаемого им лица и готов выполнить любое его распоряжение, вплоть до самоубийства.
На фоне реакций имитации у многих детей развиваются различные расстройства невротического характера. «Такая динамика возможна при реакциях имитации, связанных с сексуальными действиями окружающих (например, возникновение мастурбации у ребенка, бывшего свидетелем половой связи взрослых или подражающего онанизму сверстников), а также в некоторых случаях невротического заикания, возникшего из подражания речи заикающихся близких» (Н.П. Тяпугин, 1966)*.
* Цит по: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. С. 128.
В своей повседневной практической деятельности педагоги, психологи и воспитатели должны помнить, что реакции имитации у детей имеют также важное психодиагностическое значение. Так, по изменившемуся поведению подростка можно предположить о той зоне ближайшего окружения, которое оказывает на него то либо иное влияние, и при малейших признаках появления отрицательных реакций имитации необходимо применять самые активные методы психолого-педагогического воздействия, направленного на переориентацию интересов и поведения ребенка в позитивное русло.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, которые характеризуются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывания слабых его сторон и являющихся «психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный характер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадаптации ребенка.
Клинические реакции компенсации и гиперкомпенсации у физически слабого ребенка проявляются компенсаторными фантазиями или мечтами о том, что он сильный, смелый и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации («психологический пресс»), - компенсаторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверстников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др.
Таким образом, реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «неполноценности», с физическим дефектами, хроническими инвалиди-зирующими заболеваниями, психо-невротическими расстройствами и др., а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, подавляющими его активность и др.).
Реакции эмансипации — стремление подростков к самостоятельности и независимости. Это своего рода самоутверждение его личности. Основной причиной развития реакций эмансипации у детей являются гиперопека и деспотизм родителей. Чем выше гиперопека и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами избавиться от влияния взрослых.
При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже «взрослый» и «самостоятельный». В младшем возрасте, в виду прямой зависимости от родителей, дети еще подчиняются их давлению, в подростковом же — они стараются «делать все по-своему», вопреки советам взрослых, критически относятся к старшим, в крайних случаях они избирают уход из дома и бродяжничество.
Реакция группирования со сверстниками.
«Этот вид реакции проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков (А.Е. Архангельский, 1971)»
Опасность группирования со сверстниками заключается в том, что она может достигнуть степени крайних, асоциальных проявлений. Это возникает в тех случаях, когда «лидером» становится более сильный и «крутой» подросток с криминальными наклонностями, имеющий уже «опыт» употребления алкогольных напитков, а может быть, токсичных веществ и наркотических препаратов. Естественно, ребенок, вступивший в подобную группу, довольно быстро попадает под «дурное» влияние такого «лидера», который становится для него непререкаемым авторитетом. При этом, если «новичок» в чем-то попытается выразить свое несогласие с лидером, то в дальнейшем его «воспитание» в группе проводится с позиции «силы».
Постепенно группа может превратиться в преступную группировку, «банду», основным кругом интересов которой становится употребление алкоголя, наркотиков, сексуальные оргии, изнасилования, грабежи, воровство, разбойные нападения и другие криминальные действия.
Основным контингентом таких групп являются, как правило, лица с умственной отсталостью легкой степени, а также подростки из неблагополучных семей.
Реакции увлечения. Эти реакции часто называют «хобби-реакции» (А.Е. Личко, 1973, Ю.А. Скроцкий, 1974).
По мнению А.Е, Личко (1983), наличие тех или иных увлечений -одна из важнейших черт психологии подростка. Увлечениями он называет структурные компоненты личности, которые тесно связаны, с одной стороны, с влечениями, а с другой - наклонностями и интересами. Автор различает информативно-коммуникативные увлечения: жажда получения новых сведений, потребность в контактах, являющихся источником этих сведений; увлечения, основанные на чувстве азарта, связанные с различными играми; эгоцентрические увлечения, связанные со стремлением быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях, увлечение иностранными языками, литературой, историей и т.п. в целях демонстрации своей «необычности»); увлечения, обусловленные страстью к накопительству (разные виды коллекционирования; увлечения, основанные на стремлении к лидерству, и наконец, интеллектуально-эстетические увлечения (углубленные занятия каким-либо одним видом деятельности познавательного или эстетического характера)*.
* Цит. по: Ковалеву В.В. Психиатрия детского возраста. С. 130.
В большинстве случаев реакции увлечения не относятся к каким-либо патологическим проявлениям, так как со временем они проходят, а если и остаются, то никакого негативного воздействия на поведение подростка они не оказывают.
Однако чрезмерно выраженные увлечения часто приводят к расстройствам поведения и личности подростка и явлениям социальной дезадаптации, когда практически большая часть суток отдается любимому «хобби». Основными проявлениями этих нарушений являются:
школьная дезадаптация;
изменение направленности, уровня самооценки и ценностных ориентацией личности подростка;
смена зоны его ближайшего окружения, вплоть до связей с асоциальными лицами;
развитие негативизма и других видов агрессивного поведения в ответ на замечания педагогов, родителей и близких ему людей;
совершение противоправных действий (воровство, попрошайничество, хулиганские поступки и др.) с целью добывания материальных средств для удовлетворения своих увлечений и др.
Среди большого выбора различных видов увлечений особое внимание взрослых должно быть обращено на увлечения, имеющие непредсказуемые, как положительные, так и отрицательные, последствия. К ним, по мнению авторов, относятся:
увлечение боевыми и силовыми видами спорта (бокс, борьба, каратэ, дзюдо, самбо и др.), которые могут быть использованы в криминальных целях;
увлечения ночными дискотеками, приводящие, как правило, к развитию аффективно заряженного поведения, с одной стороны, и появлению различных видов патохарактерологических реакций (эмансипации, сексуальных влечений, делинквентного поведения и др.) — с другой;
увлечения, основанные на чувстве азарта (игральные автоматы, игры в карты, конные скачки и др.), требующие вложения денежных средств и, естественно, их изыскание;
увлечение компьютером (компьютерные игры, Интернет и др.), оказывающее, при ежедневном, длительном его использовании, отрицательное воздействие на еще не сформировавшийся организм подростка, отучающее его от дружбы с книгами, и формирующая в нем так называемую «виртуальную» личность.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Подростковый возраст (пубертатный период, или период полового созревания) характеризуется выраженными изменениями в психофизическом развитии ребенка.
Так, физические изменения характеризуются резким «рывком роста» и бурным формированием внутренних половых органов и наружных гениталий.
У девочек эти изменения проявляются появлением менструаций (менархе), увеличением молочных желез и ростом волос на лобке, у мальчиков — увеличением наружных половых органов, способностью к эякуляции, понижению тембра голоса, росту волос на лице и теле, нарастанием мышечной силы.
Реакция «рывок роста» наблюдается у девочек в возрасте 11 — 12 лет, у мальчиков в 13—15 лет и обусловлена усиленной продукцией половых гормонов. Именно нарастающая выработка гормонов в период полового созревания и способствует пробуждению сексуальных ощущений, как у мальчиков, так и у девочек.
К примеру: у мальчиков в пубертатном периоде увеличивается секреция тестостерона, что, в свою очередь, приводит к возрастанию частоты и силы эрекции, а повышение его концентрации в крови оказывает прямое воздействие на головной мозг, чем и объясняется пробуждение у подростков сексуальных мыслей, ощущений и фантазий.
К реакциям, обусловленным формирующимся сексуальным влечением, относятся:
мастурбация (онанизм);
петтинг (ласки) — сексуальные прикосновения «ниже талии»;
раннее начало половой жизни;
беспорядочные сексуальные половые связи;
вуайеризм (от французского «виар» — видеть) — разглядывание обнаженных или полуобнаженных тел;
орально-генитальный секс («для некоторых подростков эта форма половой активности безопасна и в психологическом плане, поскольку позволяет сохранить девственность и одновременно
обеспечивает возможность в высшей степени интимного полового контакта»*), а также ряд поведенческих реакций с использованием различных видов сексуальных поведений.
* Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998. С. 219.
Ранняя сексуальная активность подростков имеет ряд отрицательных последствий, среди которых наиболее серьезными являются:
непредвиденная беременность;
прерывания беременности;
становление матерью и отцом в подростковом возрасте:
подростки-матери;
подростки отцы;
опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (СПИД, сифилис, гонорея, мягкий шанкр, генитальный герпес, хламидийные инфекции, остроконечные кондиломы — генитальные бородавки, контагиозный моллюск, лобковые вши — площицы, вагинит, трихомонадные инфекции, кандидозы, вирусный гепатит и др.).
Наличие каждого из вышеперечисленных последствий ранней сексуальной активности подростка приводит, с одной стороны, к психологическому «надрыву» всех сторон его личности, развитию различных видов функциональных расстройств центральной нервной системы, вплоть до психических нарушений, с другой - к медицинским проблемам, связанным со здоровьем.
Рассмотрим некоторые медико-психологические аспекты этих последствий.
1. Непредвиденная беременность и прерывание беременности. Многие девочки-подростки, вступая в интимную близость со своими сверстниками, с мужчинами более старшего возраста, стараются скрывать эти отношения от родителей, педагогов, воспитателей, продолжая в их глазах вести «невинный» образ жизни.
Сообщение о непредвиденной и нежелательной беременности «поражает» их как «гром среди ясного неба». Они неосознанно начинают метаться, изыскивая способы избавления от этой беременности. Партнер-подросток практически оказывается не готовым к оказанию своей девушке какой-либо психологической поддержки, а более взрослый мужчина, стараясь уйти от ответственности, в большинстве случаев просто исчезает.
И девочка-подросток остается наедине со своей «взрослой» проблемой, решение которой она ищет у ближайшей подруги, и, как правило, в последнюю очередь советуется с матерью.
Прерывание беременности в этом возрасте, естественно, несет за собой тяжелые медицинские и психологические последствия.
2. Становление матерью в подростковом возрасте (подростки-матери). Чем моложе девочка-подросток, тем больший риск здоровью создает для нее беременность, которая сопровождается повышенной частотой тяжелых клинических осложнений (выкидыш, токсикоз, кровотечение, разрыв промежности, кесарево сечение и др.), а также высоким уровнем материнской смертности по сравнению с женщинами в возрасте старше 20 лет.
По данным многих зарубежных ученых (Smith, Mutford, 1980, Me. Cormick, 1981 и др.), дети, рожденные женщинами этой возрастной группы, имеют низкую массу при рождении и почти вдвое чаще умирают в младенчестве, чем дети 20—30-летних женщин.
После родов перед матерью-подростком возникает тяжелая социально-психологическая проблема, включающая в себя множество аспектов:
отсутствие материальной и моральной поддержки от отца ребенка;
решение основного вопроса: растить ребенка самой или отдать его приемным родителям;
совмещение учебы в школе и уход за младенцем;
психологическая неподготовленность к изменившемуся к ней отношению со стороны многих подруг, учителей, соседей, родственников, знакомых и др.
В случаях, когда при незапланированной беременности или уже после родов, девочка-подросток все же выходит замуж, то, по статистическим данным, к сожалению, они чаще других заканчиваются разводом, а риск самоубийства среди таких женщин намного выше, чем в общей популяции.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128