logo
1 П Корр

3. Неустойчивый вариант:

Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с умственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразными эмоциональными расстройствами, которые у многих детей проявляются в виде основного синдрома.

По данным В.Я. Гиндикина (2001), среди эмоциональных расстройств при умственной отсталости в психиатрической практике наиболее часто встречаются такие синдромы, как эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.

«...При первом из них омечается стойко повышенное настроение с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда - с сюжетно-однообразными фантазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности...

...При апатико-абулическом синдроме в рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.

Для дисфорического синдрома характерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко - с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающего мира...»1

* Гиндикин В.Я. Умственная отсталость (олигофрения) // Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. проф. В.А. Гурьевой М., 2001. С. 176-177

В основе многих поведенческих реакций и эмоциональных расстройств у лиц с умственной отсталостью легкой и умеренной степени лежат разнообразные психогенно травмирующие факторы. Составить полный их перечень практически не представляется возможным в связи с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка и его ответной реакции на то либо иное психогенное воздействие. Так, «безобидная» ситуация для одних может явиться «шокирующим фактором», иногда меняющим всю последующую жизнь человека, для других.

Специалистам разного профиля (врачи, педагоги, психологи, юристы и др. Профессиональная деятельность которых направлена на работу с детьми, авторы рекомендуют учитывать психогенно-травмирующие факторы, которые с большой долей условности сгруппированы В.А. Гурьевой (2001)*.

* Гурьева В.А. Систематика психогенно-травматизирующих факторов // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 196—197.

1. Сверхсильные, острые, внезапные:

а) смерть на глазах ребенка;

б) убийство на глазах ребенка;

в) изнасилование.

2. Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка):

а) смерть матери, отца;

б) неожиданный уход из семьи любимого родителя;

в) известие, что родители - не родные, что ребенок - приемный.

3. Острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. Например, смерть матери, появление «плохой» мачехи, определение ребенка в интернат.

4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств и отличающиеся определенным своеобразием. Это - стрессовое событие (кратковременное или продолжительное) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, сражения, несчастные случаи, роль жертвы пыток).

5. Психогенные травмы, связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка.

6. Психогенные травмы, определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, сенситивно-шизоидные и пр.).

7. Психогенные травмы, сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной).

8. Психогенные травмы в периоды возрастных кризов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств).

9. Психогенные травмы, связанные с неправильным воспитанием (отвержение ребенка, воспитание по типам «кумира семьи», «Золушки», «ежовых рукавиц» и пр.)

10. Хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, служба в армии).

11. Комбинация острых и хронических психогенных травм.

Под влиянием психогенно-травмирующих факторов у ряда лиц с умственной отсталостью легкой степени наблюдаются углубления патохарактерологических реакций*, а у социально-запущенных детей — их появление.

* Патохарактерологические реакции - психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка или подростка, ведут к нарушениям социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими (в частности, соматовегетативными) расстройствами (Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. С. 119).

К патохарактерологическим реакциям относятся:

В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделяются (А.Е. Личко, 1983):

За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркими и проблемными являются:

Рассмотрим основные клинические особенности этих реакций.

Реакция протеста (оппозиция).

Реакции протеста (делать все наоборот, назло) — преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфликтными переживаниями личности ребенка (обиды, ущемленное самолюбие, недовольство близкими, конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадаптация, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.).

Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, которые, по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависимости от характера нарушений поведения различают два вида реакций протеста:

Активные реакции протеста характеризуются различными патологическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гневными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.

Пассивные реакции протеста характеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суицидальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частичным мутизмом и др.

«Одна из основных причин реакций протеста - нарушение отношений в семье. Без своевременных (ранних) лечебно-педагогических мероприятий реакции протеста постепенно превращаются в устойчивое неправильное поведение и являются основой для формирования патологического характера»*.

* Гурьева В.А. — Психогенные расстройства // Клиническая и судебная подростковая психиатрия. С. 225.

Реакции отказа — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, напоминающая собой атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка, страдающего шизофренией.

Клинические проявления реакций отказов характеризуются такими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и потребностей, от учебы, появление чувства страха перед новым, «потеря перспективы» («ситуация фрустрации»), безсистемный и необдуманный характер ответов на поставленные вопросы и др.

Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и средней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и помещенных в интернаты, детские дома, приюты и др.

Реакции имитации — психогенные личностные реакции, клинически проявляющиеся подражанием поведению отдельных личностей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными, (в детском возрасте — это родители и воспитатели, в подростковом — старшие подростки, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка).

В детском и подростковом возрасте практически каждый ребенок создает себе образ личности, на которую он хотел бы быть похожим. Это образы знаменитых артистов, спортсменов, художников, музыкантов, врачей, педагогов, ученых и др. Создавая себе «кумира» и, перенимая от него многие положительные качества, подросток, уже на подсознательном уровне, развивает в себе такие свойства личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, повышенное стремление к учебе, творчеству, здоровому образу жизни и др.

Таким образом, реакции имитации зачастую являются источником воспитания у ребенка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств и носят позитивный характер. В этих случаях их относят к положительным реакциям имитации.

Однако у многих детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у лиц с чертами эмоционально-волевой неустойчивости развивается склонность к отрицательным реакциям имитации, которые становятся источником возникновения асоциального поведения, а также многих вредных привычек.

Особенно печальные и драматические последствия реакций имитации в подростковом возрасте отмечаются при вовлечении ребенка в преступные группировки и религиозные секты, когда подросток оказывается в полной эмоциональной зависимости от уважаемого им лица и готов выполнить любое его распоряжение, вплоть до самоубийства.

На фоне реакций имитации у многих детей развиваются различные расстройства невротического характера. «Такая динамика возможна при реакциях имитации, связанных с сексуальными действиями окружающих (например, возникновение мастурбации у ребенка, бывшего свидетелем половой связи взрослых или подражающего онанизму сверстников), а также в некоторых случаях невротического заикания, возникшего из подражания речи заикающихся близких» (Н.П. Тяпугин, 1966)*.

* Цит по: Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. С. 128.

В своей повседневной практической деятельности педагоги, психологи и воспитатели должны помнить, что реакции имитации у детей имеют также важное психодиагностическое значение. Так, по изменившемуся поведению подростка можно предположить о той зоне ближайшего окружения, которое оказывает на него то либо иное влияние, и при малейших признаках появления отрицательных реакций имитации необходимо применять самые активные методы психолого-педагогического воздействия, направленного на переориентацию интересов и поведения ребенка в позитивное русло.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации — одна из разновидностей патохарактерологических реакций, которые характеризуются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывания слабых его сторон и являющихся «психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный характер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадаптации ребенка.

Клинические реакции компенсации и гиперкомпенсации у физически слабого ребенка проявляются компенсаторными фантазиями или мечтами о том, что он сильный, смелый и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации («психологический пресс»), - компенсаторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверстников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др.

Таким образом, реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «неполноценности», с физическим дефектами, хроническими инвалиди-зирующими заболеваниями, психо-невротическими расстройствами и др., а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, подавляющими его активность и др.).

Реакции эмансипации — стремление подростков к самостоятельности и независимости. Это своего рода самоутверждение его личности. Основной причиной развития реакций эмансипации у детей являются гиперопека и деспотизм родителей. Чем выше гиперопека и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами избавиться от влияния взрослых.

При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже «взрослый» и «самостоятельный». В младшем возрасте, в виду прямой зависимости от родителей, дети еще подчиняются их давлению, в подростковом же — они стараются «делать все по-своему», вопреки советам взрослых, критически относятся к старшим, в крайних случаях они избирают уход из дома и бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками.

«Этот вид реакции проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков (А.Е. Архангельский, 1971)»

Опасность группирования со сверстниками заключается в том, что она может достигнуть степени крайних, асоциальных проявлений. Это возникает в тех случаях, когда «лидером» становится более сильный и «крутой» подросток с криминальными наклонностями, имеющий уже «опыт» употребления алкогольных напитков, а может быть, токсичных веществ и наркотических препаратов. Естественно, ребенок, вступивший в подобную группу, довольно быстро попадает под «дурное» влияние такого «лидера», который становится для него непререкаемым авторитетом. При этом, если «новичок» в чем-то попытается выразить свое несогласие с лидером, то в дальнейшем его «воспитание» в группе проводится с позиции «силы».

Постепенно группа может превратиться в преступную группировку, «банду», основным кругом интересов которой становится употребление алкоголя, наркотиков, сексуальные оргии, изнасилования, грабежи, воровство, разбойные нападения и другие криминальные действия.

Основным контингентом таких групп являются, как правило, лица с умственной отсталостью легкой степени, а также подростки из неблагополучных семей.

Реакции увлечения. Эти реакции часто называют «хобби-реакции» (А.Е. Личко, 1973, Ю.А. Скроцкий, 1974).

По мнению А.Е, Личко (1983), наличие тех или иных увлечений -одна из важнейших черт психологии подростка. Увлечениями он называет структурные компоненты личности, которые тесно связаны, с одной стороны, с влечениями, а с другой - наклонностями и интересами. Автор различает информативно-коммуникативные увлечения: жажда получения новых сведений, потребность в контактах, являющихся источником этих сведений; увлечения, основанные на чувстве азарта, связанные с различными играми; эгоцентрические увлечения, связанные со стремлением быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях, увлечение иностранными языками, литературой, историей и т.п. в целях демонстрации своей «необычности»); увлечения, обусловленные страстью к накопительству (разные виды коллекционирования; увлечения, основанные на стремлении к лидерству, и наконец, интеллектуально-эстетические увлечения (углубленные занятия каким-либо одним видом деятельности познавательного или эстетического характера)*.

* Цит. по: Ковалеву В.В. Психиатрия детского возраста. С. 130.

В большинстве случаев реакции увлечения не относятся к каким-либо патологическим проявлениям, так как со временем они проходят, а если и остаются, то никакого негативного воздействия на поведение подростка они не оказывают.

Однако чрезмерно выраженные увлечения часто приводят к расстройствам поведения и личности подростка и явлениям социальной дезадаптации, когда практически большая часть суток отдается любимому «хобби». Основными проявлениями этих нарушений являются:

Среди большого выбора различных видов увлечений особое внимание взрослых должно быть обращено на увлечения, имеющие непредсказуемые, как положительные, так и отрицательные, последствия. К ним, по мнению авторов, относятся:

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Подростковый возраст (пубертатный период, или период полового созревания) характеризуется выраженными изменениями в психофизическом развитии ребенка.

Так, физические изменения характеризуются резким «рывком роста» и бурным формированием внутренних половых органов и наружных гениталий.

У девочек эти изменения проявляются появлением менструаций (менархе), увеличением молочных желез и ростом волос на лобке, у мальчиков — увеличением наружных половых органов, способностью к эякуляции, понижению тембра голоса, росту волос на лице и теле, нарастанием мышечной силы.

Реакция «рывок роста» наблюдается у девочек в возрасте 11 — 12 лет, у мальчиков в 13—15 лет и обусловлена усиленной продукцией половых гормонов. Именно нарастающая выработка гормонов в период полового созревания и способствует пробуждению сексуальных ощущений, как у мальчиков, так и у девочек.

К примеру: у мальчиков в пубертатном периоде увеличивается секреция тестостерона, что, в свою очередь, приводит к возрастанию частоты и силы эрекции, а повышение его концентрации в крови оказывает прямое воздействие на головной мозг, чем и объясняется пробуждение у подростков сексуальных мыслей, ощущений и фантазий.

К реакциям, обусловленным формирующимся сексуальным влечением, относятся:

* Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998. С. 219.

Ранняя сексуальная активность подростков имеет ряд отрицательных последствий, среди которых наиболее серьезными являются:

Наличие каждого из вышеперечисленных последствий ранней сексуальной активности подростка приводит, с одной стороны, к психологическому «надрыву» всех сторон его личности, развитию различных видов функциональных расстройств центральной нервной системы, вплоть до психических нарушений, с другой - к медицинским проблемам, связанным со здоровьем.

Рассмотрим некоторые медико-психологические аспекты этих последствий.

1. Непредвиденная беременность и прерывание беременности. Многие девочки-подростки, вступая в интимную близость со своими сверстниками, с мужчинами более старшего возраста, стараются скрывать эти отношения от родителей, педагогов, воспитателей, продолжая в их глазах вести «невинный» образ жизни.

Сообщение о непредвиденной и нежелательной беременности «поражает» их как «гром среди ясного неба». Они неосознанно начинают метаться, изыскивая способы избавления от этой беременности. Партнер-подросток практически оказывается не готовым к оказанию своей девушке какой-либо психологической поддержки, а более взрослый мужчина, стараясь уйти от ответственности, в большинстве случаев просто исчезает.

И девочка-подросток остается наедине со своей «взрослой» проблемой, решение которой она ищет у ближайшей подруги, и, как правило, в последнюю очередь советуется с матерью.

Прерывание беременности в этом возрасте, естественно, несет за собой тяжелые медицинские и психологические последствия.

2. Становление матерью в подростковом возрасте (подростки-матери). Чем моложе девочка-подросток, тем больший риск здоровью создает для нее беременность, которая сопровождается повышенной частотой тяжелых клинических осложнений (выкидыш, токсикоз, кровотечение, разрыв промежности, кесарево сечение и др.), а также высоким уровнем материнской смертности по сравнению с женщинами в возрасте старше 20 лет.

По данным многих зарубежных ученых (Smith, Mutford, 1980, Me. Cormick, 1981 и др.), дети, рожденные женщинами этой возрастной группы, имеют низкую массу при рождении и почти вдвое чаще умирают в младенчестве, чем дети 20—30-летних женщин.

После родов перед матерью-подростком возникает тяжелая социально-психологическая проблема, включающая в себя множество аспектов:

В случаях, когда при незапланированной беременности или уже после родов, девочка-подросток все же выходит замуж, то, по статистическим данным, к сожалению, они чаще других заканчиваются разводом, а риск самоубийства среди таких женщин намного выше, чем в общей популяции.