14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
Ст. 53 УПК РФ обязывает защитников «использовать иные не запрещенные настоящим Кодексом средства и способы защиты».
Такими средствами и способами защиты нередко бывают и те, которые устанавливаются путем проведения различного рода экспертиз, которые в соответствии со ст. 74, 80, 195 УПК РФ являются самостоятельным источником доказательств.
Закон (ст. 196 УПК РФ) предусматривает обязательное назначение судебной экспертизы, если необходимо установить:
1) причины смерти;
2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;
3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. Судебная экспертиза включает в себя следующие виды:
судебно-медицинская;
судебно-психиатрическая;
судебно-психологическая;
комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.
Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) проводится как по уголовным, так и по гражданским делам. По уголовным делам она назначается с целью установления причин смерти, характера телесных повреждений, истинного возраста и физического состояния освидетельствуемого при расследовании преступлений против личности и др.
По гражданским делам СМЭ проводится в необходимых случаях при рассмотрении дел о расторжении брака, алиментных исках, возмещении материального ущерба в связи с нарушением или утратой трудоспособности и др.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в уголовном или гражданском процессе для оценки психического состояния лица, направленного на экспертизу, определения его невменяемости в момент совершения им опасного деяния, недееспособности, выбора мер медицинского характера в отношении психически больного и др. «...Эксперт должен определить характер болезни, установить глубину и тяжесть болезненных расстройств, чтобы решить вопрос, как влияет та или иная психическая болезнь на способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, на способность рассудительно вести свои дела. К области судебно-психиатрической экспертизы относятся также определение психического состояния лиц, обнаруживающих признаки психического расстройства в период отбывания наказания; предупреждение общественно опасных действий психически больных путем применения мер медицинского характера, как в отношении невменяемых, так и заболевших после совершения преступления»*.
* БМЭ. М., 1983. Т. 21. С. 312.
Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.
Поэтому вопрос о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы адвокатами должен ставиться тогда, когда психическая полноценность подзащитного не вызывает у них сомнений или подтверждена судебно-психиатрической экспертизой. Если психическое состояние подзащитного вызывает сомнение, то вопрос должен ставиться или о назначении судебно-психиатрической экспертизы или о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза — это исследования, затрагивающие пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Особенностью этого вида экспертизы является применение специфических методов, сложившихся в психологии и психиатрии, интеграция данных психологического и психиатрического исследования.
Юристами, психологами и психиатрами высказывается мысль о целесообразности проведения комплексной экспертизы в отношении несовершеннолетних, страдающих «олигофренией в степени де-бильности», несовершеннолетних с признаками психического инфантилизма, несовершеннолетних, страдающих неврозами, т.е. функциональными нарушениями высшей нервной деятельности, при которых наблюдаются специфические изменения личности, выражающиеся, в частности, в недостаточной способности к произвольной регуляции поведения. Случаем, при котором необходима постановка вопроса о проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, является и диагностика аффекта у психических больных, когда необходимо четко разграничить в состоянии испытуемого специфические признаки аффекта и проявления заболевания. По общепризнанному мнению специалистов в области судебной психиатрии и психологии, экспертиза аффективных состояний (физиологический аффект) требует от судебного эксперта прежде всего знаний возрастной психологии, без которых невозможна объективная оценка характера и глубины «не болезненного» аффекта, а также его влияния на поведение обвиняемого при совершении им правонарушения или преступления.
Каждая из вышеперечисленных экспертиз имеет свои особенности и должна проводиться честными и объективными специалистами с высоким уровнем профессиональной подготовки.
Учитывая специфику судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, имеющих свои цели и задачи, авторы останавливают внимание адвокатов и будущих специалистов на некоторых особенностях судебно-психологической экспертизы, имеющей важное значение по делам несовершеннолетних.
Среди множества задач судебно-психологической экспертизы выделим лишь некоторые из них, имеющие важное значение для правоохранительных органов и судебных инстанций при вынесении ими того либо иного решения, определяющего дальнейшую судьбу несовершеннолетнего.
- Введение
- РазделI. Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций Глава 1. Интеллект и высшие мозговые функции
- Глава 2. Морфологические особенности отдельных структур головного мозга и клиника их нарушений
- 2.1. Кора больших полушарий
- Локализация функций в коре больших полушарий
- Лобная доля
- Теменная доля
- Височная доля
- Затылочная доля
- 2.2. Стрио-паллидарная система
- 2.3. Лимбическая система
- 2.4. Ретикулярная формация
- 2.5. Барьеры мозга
- Неспецифические барьеры мозга
- Специфический барьер
- Глава 3. Высшие мозговые функции
- 3.1. Речь и ее нарушения
- 1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
- 2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- Дизартрия
- 2. Функциональные нарушения речи Мутизм
- Сурдомутизм
- Заикание
- 3. Патопсихолингвистические речевые нарушения
- 3.2. Гнозис и его расстройства
- Зрительная агнозия
- Слуховая (акустическая) агнозия
- Сенситивная агнозия
- 3.3. Праксис и его расстройства
- 3.4. Память и ее нарушения
- 1. Классификация памяти по времени сохранения материала.
- 2. Классификация памяти по выделению преобладающего анализатора в процессах запоминания.
- 3. Классификация памяти по характеру волевых качеств человека.
- 3.5. Мышление и его расстройства
- 3.6. Сознание и его расстройства
- 1. Синдромы выключения сознания:
- 2. Синдромы (психопатологические) помрачения сознания:
- 3.7. Стеническое психодинамическое состояние и его расстройства
- Глава 4. Методы диагностики нарушений высших мозговых функций
- 4.1. Диагностика речевых нарушений (афазия, аграфия, алексия, акалькулия)
- Исследование экспрессивной моторной речи
- Исследование импрессивной сенсорной речи
- Исследование письма
- Исследование чтения
- Исследование счета
- 4.2. Диагностика нарушений гностических функций и праксиса Агнозии и апраксии
- 4.3. Диагностика нарушений памяти
- 4.4. Диагностика нарушений мышления
- Глава 5. Функциональная (межполушарная) асимметрия головного мозга и синдромы его избирательного поражения
- 1. Оценка мануальной асимметрии
- 2. Оценка слухоречевой асимметрии
- 3. Оценка зрительной асимметрии
- Синдромы, возникающие при поражении правого полушария
- Синдромы, возникающие при поражении левого полушария
- Глава 6. Роль интеллекта в деятельности педагога, психолога, врача и юриста
- 6.1. Педагогическое мышление
- Квалификационная характеристика выпускника педагога-психолога
- Квалификационная характеристика выпускника учителя-логопеда
- Квалификационная характеристика выпускника олигофренопедагога
- 6.2. Клинические мышление
- 6.3. Психологическое мышление
- 6.4. Юридическое мышление
- Разделii.Клиника интеллектуальных нарушений Глава 7. Классификация интеллектуальных нарушений
- Перечень нозологических форм с учетом факторов риска, обусловливающих стойкие интеллектуальные нарушения
- Психологические (психические) и поведенческие расстройства, приводящие к снижению уровня интеллекта и личности
- Клиническая картина временного ослабления интеллекта
- Глава 8. Врожденное слабоумие. Умственная отсталость (олигофрения)
- 8.1. Клиническая картина умственной отсталости
- 8.2. Клиническая характеристика различных степеней умственной отсталости
- Классификация умственной отсталости (мкб-10)
- 8.3. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность)
- 8.4. Умственная отсталость умеренная (не резко выраженная имбецильность, умеренная олигофрения)
- 8.5. Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность, тяжелая олигофрения)
- 8.6. Умственная отсталость глубокая (идиотия, глубокая олигофрения)
- Глава 9. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 9.1. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
- 9.2. Умственная отсталость, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
- 9.3. Умственная отсталость, обусловленная фенилкетонурией
- 9.4. Умственная отсталость, обусловленная хромосомными нарушениями
- 9.5. Умственная отсталость, обусловленная гипертиреозом
- 9.6. Умственная отсталость, обусловленная гипотиреозом
- 9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
- 9.8. Умственная отсталость, обусловленная другими уточненными причинами
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция
- 10.1. Клиническая картина деменции
- 10.2. Клинические особенности отдельных нозологических форм
- 10.2.1.Деменция при ряде органических психических расстройств
- 10.2.2.Деменция вследствие употребления психоактивных веществ
- Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
- Медико-социальные аспекты курения
- Глава 11. Снижение уровня интеллекта и личности
- 11.1. Расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.1. Специфические расстройства развития речи и языка
- 11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков
- 11.1.3.Смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития
- 11.1.4.Общие расстройства психологического (психического) развития
- 11.2. Невротические расстройства, связанные со стрессом,
- 11.2.1.Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
- 11.2.2.Диссоциативные (конверсионные) расстройства
- 11.2.3. Другие невротические расстройства
- Глава 12. Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами
- 1. Возбудимый вариант:
- 2. Тормозимый вариант:
- 3. Неустойчивый вариант:
- 3. Становление отцом в подростковом возрасте (подростки-отцы).
- 4. Опасность заражения болезнями, передаваемыми половым путем (бппп).
- Сравнительный анализ различных теоретических подходов к феномену одиночества
- II. Цель и задачи проекта.
- III. Объект и предмет исследования.
- IV. Организация и теоретико-методологические основы проводимой разработки.
- V. Научная новизна, эмпирическая база и практическая значимость работы.
- РазделIv.Правовые и психологические особенности защиты несовершеннолетних с нарушением интеллекта Глава 14. Психолого-правовые аспекты
- 14.1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
- 14.2. Характеристика и особенности различных видов экспертиз
- 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
- 2. Установление способности психически здоровых, потерпевших по делам об изнасиловании, правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
- 5. Установление у обвиняемого индивидуально-психологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных деяний.
- 14.3. Особенности деятельности защитника на предварительном следствии по делам несовершеннолетних
- Приложения
- II. Организация деятельности коррекционного учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида
- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида
- Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида
- Типовое положение об образовательном учреждении
- II. Организация деятельности учреждения
- III. Образовательный процесс
- IV. Участники образовательного процесса
- О приведении в соответствие с законом
- Российской федерации
- «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
- Нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями
- Положение
- II. Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения
- III. Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
- IV. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
- I. Общие положения
- II. Цели и задачи
- III. Структура и организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
- IV. Порядок подготовки и проведения консилиума
- Порядок
- Литература
- Формы нарушений
- Содержание
- Глава 10. Приобретенное слабоумие - деменция 128