logo

§ 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время

Одним из главных идеологов и апологетов антропологического подхода в философии и педагогике Возрождения был Николай Кузанский. Им были сформированы важнейшие определения родовой человеческой сущности, выявлены главные траектории эволюции человека.

Выдающийся вклад в развитие психолого-педагогической антропологии внесли Франсуа Рабле, Мишель Монтень, несколько ранее Эразм Роттердамский. Как педагог-практик прославился руководитель школы «Дома радости» Виторино де Фельтре. Примечательно, что с опытом школы ознакомилось специально посетившее ее русское посольство.

Характерные антрополого-педагогические идеи в художественной форме представлены Ф. Рабле, а в философско-научной — М. Монтенем.

Обучение Понократом главного героя выдающегося произведения Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Гаргантюа фактически осуществляется в соответствии с античной моделью калокагатии - гармонично развитой личности. Программа включала изучение семи свободных искусств, в первую очередь квадривиума; и не только в арифметике - Гаргантюа показывал успехи и в других математических науках: в геометрии, астрономии, музыке.

Особое место отводилось изучению античной философии и науки. Чего стоит один перечень имен изучаемых авторов: Диоскорид, Юлий Поллукс, Порфирий, Оппиан, Полибий, Гелиодор, Аристотель, Элиан и др.

Гаргантюа брал уроки игры на шести музыкальных инструментах. В программу обучения входили также гимнастические упражнения и спортивные игры на свежем воздухе, верховая езда с вольтижировкой, фехтование на всех видах холодного оружия, владение копьем, борьба, плавание, искусство мореплавания, лазанье по деревьям, начала альпинизма, владение всеми видами стрелкового оружия, а также то, что сейчас называют культуризмом. Кроме того, он изучал растения, собирал гербарии. Основу программы обучения составляло изучение Священного Писания.

В этом плане аналогична и позиция М. Монтеня, но, будучи младшим современником Ф. Рабле, он многие вопросы гармоничного развития ребенка решает тоньше и глубже. Основные компоненты всестороннего воспитания личности во все эпохи практически тождественны: образованность, физическое совершенство, развитие социальных навыков, прежде всего умение общения, основы высокой нравственности. Однако реальное наполнение этих компонент может существенно различаться.

Исходная педагогическая позиция М. Монтеня имеет античные корни. «Воспитывают не одну душу и не одно тело, но всего человека: нельзя расчленять его надвое», - подчеркивает ученый. Его подход к содержанию образованности соответствует духу времени. Нельзя требовать от ребенка поглощения всех знаний без разбора: «С самого начала необходимо сообразовываться с душевными склонностями ребенка, предоставить ему возможность свободно проявлять эти склонности и, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно» [15.С.71].

В процессе преподавания ученику должны предлагаться различные точки зрения на один и тот же предмет: пусть он или сделает выбор, или останется в сомнении, что лучше догматического усвоения сведений.

Учащийся не должен рабски следовать мнениям ученых. Нужно, чтобы он проникался духом былых мыслителей, а не заучивал их наставления. Истина и доводы разума принадлежат всем, и они не в большей мере достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их впоследствии. Внимание ученика должно быть направлено на постижение сути веществ, анатомии и философии.

М. Монтень предлагает и обосновывает собственный вариант последовательности изучения учебных предметов. Образование лучше начинать с примеров, а затем приступать к философии. «Поскольку философия учит жизни и детский возраст совершенно так же нуждается в подобных уроках, как и все прочие возрасты, почему бы не приобщить к ней и детей? А между тем нас учат жить, когда жизнь уже прошла. Сотни школяров заражаются сифилисом прежде, чем дойдут до того урока из Аристотеля, который посвящен воздержанию» [15.С.73].

После этого следует ознакомить учащихся с основами логики, физики, геометрии, риторики и остальными предметами (теперь уже образование не ограничивается семью свободными искусствами).

Важное место в образовательной программе занимает развитие «социальных» способностей и умений - «умений разнообразного общения с людьми». При этом важно привить обучаемому « благородную любознательность », направленную как на людей, так и на дела их рук.

Совесть и добродетели учеников должны быть разумно обоснованны и разумно усвоены, у них не должно быть «иного, руководителя, кроме разума» (здесь М. Монтень предвосхищает основополагающие идеи эпохи Просвещения). Однако недостаточно закалять только душу ребенка; столь же необходимо закалять и мышцы.

Широкий и крепкий мост культурной традиции, связывающий античное наследие, христианскую антропологию Средневековья, Возрождение, Реформацию и Новое время, проложило творчество великого Коменского.

Общепризнанно, что именно он отделил педагогику от философии и создал педагогическую научную теорию. Разработанная им система школы, его дидактическое наследие, пансофия, — грандиозный проект исправления дел человеческих.

Однако великий педагог еще и создатель новой христианской педагогической антропологии. Свое движение к решению педагогических проблем он начинал с сущностных определений человека. По его мнению, молодёжи должна быть тщательно привита цель нашей жизни, т. е. идея о том, что мы родимся не только для себя, но и для Бога, для ближнего, для общества.

Жить для Бога, в Боге, перед Божественным взором - главное назначение человека, преисполненного «внутренним христианским светом». «Человеку, этот мир населяющему, - подчеркивает Я.А. Коменский, - он (Бог) не предложит ничего неизвестного, о чем бы он не мог как-то судить и чего бы он не мог разумно использовать для определенной цели» [16.С.67].

Вопрос о том, как жить для Бога, Я. А. Коменский решал как человек Нового времени, т.е. с позиций науки. Основу теории и практики воспитания христианина должна составить «общая философия, открывающая людям глаза на все сущее», долженствующая включать «универсальное описание объектов природы», «знание всего, что дано совершить человеку в этой жизни», законы хорошо организованной школы.

Л.А. Степашко отмечает, что в системе христианско-антропологического мировоззрения Я.А. Коменского «принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания» [2.С.56].

В трудах ученого встречаются и более конкретные характеристики человека, тем не менее распространяющиеся на всех представителей человеческого рода. Так, в работе «О развитии природных дарований» он отмечает: «Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовая для вещей. На втором месте воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец речь – истолковательница всего и всех» [17.С.181].

Все эти качества человека должны быть использованы и развиты в образовательном процессе с тем, чтобы достичь уровня, отвечающего понятию образованного человека.

Более того, выделенные человеческие способности, вернее, их реальное состояние, могут быть использованы для «сопоставления образованных народов с необразованными, или так называемыми варварами» [17.С.182].

В «Великой дидактике» и других произведениях Я.А. Коменского на высоком теоретическом уровне освещен личностный аспект человеческой эволюции и показано, как знание об этом должно быть использовано в организации образовательной системы.

Педагогико-антропологическую традицию продолжали Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.В.А. Дистервег.

Ж.Ж. Руссо дал новую трактовку природосообразности, исходя из созданной им теории естественных природных сил, способностей, прав человека; сформировал идею создания учебно-воспитательного процесса, имеющего целью не допустить деформацию индивидуальности ребёнка, сохранить и развить ее; обратил внимание на такие качества личности, как эмоциональная организация, способность к переживанию, интуиция, способность к творчеству.

И.Г. Песталоцци приступил к разработке теории родовых сущностных сил человека (развитой затем К. Марксом), законов природы человека и составил трактовку природосообразности воспитания, близкую к современной.

И.Ф. Гербарт, опираясь на достижения немецкой классической философии, подготовил переход от принципа природосообразности воспитания к принципу его культуросообразности.

Ф.В.А. Дистервег осуществил синтез принципов природосообразности и культуросообразности в организации учебно-воспитательного процесса.

Однако радикальный сдвиг в развитии психолого-педагогической антропологии и выделение ее в особую научную дисциплину были сделаны русскими учеными-педагогами и философами.