logo

§ 4. Врожденные и приобретенные особенности человека

В нынешний период развития человековедения большинство ученых сходятся в том, что в формировании личности участвуют две группы факторов - наследственные и социальные. «Генетический код, или генетический план, существующий в момент рождения, - лишь отправная точка развития. По этому плану мы наследуем от наших родителей и предков определенные и поведенческие характеристики, а также генетические и хромосомные аномалии. Наша среда, или культура, - другая отправная точка развития. Социализация или то, чему мы научаемся из нашей культуры - в особенности через семью, - и то, как это сказывается на нас, зависит от многих факторов, способов и времени их воздействия, а также от людей, вовлеченных в этот процесс», - подчеркивает автор фундаментального труда «Психология развития» (в другом варианте «Развитие человека»), известная американская исследовательница Грейс Крайг [13.С. 111].

В число унаследованных, врожденных, качеств индивида физиологи и психологи в первую очередь включают комплекс инстинктов, определяющих поведенческие реакции человека. Одним из главных результатов исследований И.П. Павлова, К. Бюлера, Э. Торндайка, К. Коффки, В. Штерна, Г. Айзенка и других был вывод о возможности формирования на базе инстинктов социально обусловленных форм поведения, деятельности.

Возникла и долгое время сохраняла ведущие положения теория конвергенции наследственных признаков и воздействий окружающей среды (В. Штерн). Некоторые ученые, например, К. Бюлер, Г. Айзенк, наследуемые задатки считали превалирующим фактором в развитии ребенка. Г. Айзенк, в частности, полагал, что интеллект на 80% определяется влиянием наследственности и на 20% — влиянием среды.

Аналогичной точки зрения придерживается А. Хорган, исследовавший особенности развития монозиготных и дизи-готных близнецов и обнаруживший большое сходство в уровне развития интеллекта, жизненном пути первых и отсутствие такового у вторых. Однако работавший в данном направлении Т. Бушар советовал не делать слишком поспешных выводов из полученных результатов, в силу небольшой величины выборки и сходности условий проживания разлученных монозиготных близнецов. К тому же, подчеркивал он, и специалистам, и дилетантам свойственно искать и находить общие черты в поведении близнецов даже тогда, когда различия между ними более показательны.

Решение проблемы роли инстинктов в становлении личности требует более тонких подходов. Как отмечает Л.Ф. Обухова, в ходе антропогенеза практически исчезли, какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Дж. Брунером, Я.Я. Рогинским, П.Я. Гальпериным довольно подробно исследованы процессы замены биологических закономерностей поведения гоминид социальными. В ходе антропогенеза между человеком и его природной средой вклинивается система общественных отношений и благодаря этому происходит систематическое торможение инстинктивного отношения к предметам, удовлетворяющим потребности. В результате возникает новая структура поведения: потребности теряют биологический характер и становятся органическими. Для понимания природы человека, сделал вывод на основании проделанных исследований П.Я. Гальперин, важно, что у ребенка нет биологической предопределенности поведения. Тем не менее, безусловные рефлексы являются как бы глубинным фактором социально обусловленного поведения, источником его первичных импульсов.

В настоящее время большинство физиологов и психологов сходятся в том, что динамические особенности психики определяются индивидуально-природными врожденными качествами человека. Их совокупность И.П. Павлов определял понятием «тип высшей нервной деятельности», индивидуальными характеристиками которого являются сила, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. А.В. Петровский трактует содержание данных характеристик следующим образом:

сила нервной системы - самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость;

подвижность нервных процессов: скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;

уравновешенность нервной системы: соотношение тормозного и возбудительного нервных процессов.

Некоторые из сочетаний свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпераментов, которая известна с глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому - сильный уравновешенный медленный тип, холерическому - сильный неуравновешенный тип, меланхолическому - слабый тип нервной системы.

Исследованиями Б.М. Теплова, В. Д. Небылицина, А.В. Петровского, B.C. Мерлина, В.М. Русалова, Э.А. Голубевой и др. были открыты и иные свойства нервной системы - лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса), активированность (интенсивность и устойчивость активности, зависящие от силы нервной системы), реактивность (повышенная возбудимость), определенность темперамента общей конституцией организма, связь типа темперамента с различными типами сочетания экстраверсии-интроверсии, с эмоциональной устойчивостью-неустойчивостью.

Несомненно, что наследственность определяет морфологически-соматическую организацию индивида, в том числе и его половозрастные особенности, появляющиеся и развивающиеся в пору отрочества и юности. Важную роль при этом играют качество и состояние органов чувств, от которых во многом зависят успехи социализации индивида.

Г. Крайг полагает, что многие черты личности обусловлены генетически - по крайней мере, частично. К трем наиболее часто связываемым с генетическим фактором свойствам относятся эмоциональность, социабельность и уровень активности. Эмоциональность - склонность легко поддаваться страху или гневу. Социабельностъ - то, насколько люди предпочитают проводить время с другими людьми, вместо того, чтобы это делать в одиночку. Содержание понятия активность общеизвестно. Вместе с тем следует учитывать, что более активный ребенок способствует созданию вокруг себя определенной среды и интенсифицирует отношения с последней. Поэтому разделить в данной ситуации последствия влияний генетического и социального факторов практически невозможно.

Рассматривая проблемы индивидуальной наследственности, нельзя обойти вниманием проблемы наследственности социальной. К настоящему времени сложилось несколько разноплановых ее теорий. К их числу можно отнести концепцию архетипов К.Г. Юнга, развитую его последователями. Однако в ней проблемы индивидуальной и социальной наследственности как бы совмещены: коллективное бессознательное - это наследуемая часть психики, в равной степени присущая каждому члену человеческого сообщества.

Однако существуют теории социальной наследственности совершенного иного рода: они связаны с поиском собственного социального гена, механизмов наследственности в социуме и т.д.

Одну из таких концепций предложил М.К. Петров. Есть лишь один возможный претендент на роль социального гена, считал ученый, — знак в его способности фиксировать и неопределённо долго хранить значение. Знак, как правило, оказывается носителем смысла и основанием его преемственного изменения, результатом, адресом и поводом общения. Контакт поколении, уподобление последующего поколения предшествующему возможны лишь при опосредовании этого контакта знаком.

Систему знаков, выражающих сущность и содержание культуры данного социума и обеспечивающих наследование социальной информации последующими поколениями, М.К. Петров назвал социокодом.

«Социокод - основная знаковая реалия культуры, удерживающая в целостности и различении фрагментирован-ный массив знания, расчлененный на интерьеры мир деятельности, и обеспечивающая институты общения» [14.С.14].

По мнению М.К. Петрова, в европейском регионе до настоящего времени существовало три основных типа социального кодирования: личностно-именное, профессионально-именное, универсальное.

Первый тип кодирования существовал в дописьменных, первобытных культурах. В социумах того периода индивид, пройдя обряд инициации и получив взрослое имя, попросту «растворялся» в контексте этого имени, отождествляя себя со всеми прежними его носителями и принимая на себя как свои собственные все роли подвиги и нормы поведения в типизированных ситуациях коллективного действия, которые содержатся в тексте, привязанном к данному имени.

Профессионально-именное кодирование характерно для обществ «азиатского», античного и феодального типов. На этом этапе социокод представляет собой семейство вечных имен богов - покровителей профессий. При этом имя выполняет две функции. Во-первых, оно программирует некоторую массу индивидов в деятельность, удерживая их в тексте имени и изолируя от текстов других имен. Во-вторых, имя экстралингвистическим способом, опираясь на идею кровнородственной связи богов, приводит деятельность массы программируемых им индивидов к единству общесоциального корпуса необходимой деятельности.

Универсальное кодирование впервые возникло в Европе, оно связано с появлением научного знания, с теми особенностями античной «архитектуры духа», о которых шла речь выше. Благодаря развитию науки, люди приобрели возможность формализовать любую проблему, следовательно, перевести ее в измеримую и разрешимую форму.

Возникновение и развитие универсального типа кодирования, выразившееся, в частности, во внедрении в образовательный процесс «свободных искусств», обусловило особый путь эволюции западной культуры с доминированием научного рационализма («логического ига», по И. Киреевскому), императива экологической рентабельности с преобладанием тенденции к демократизации внутри собственного социума и агрессивности, колонизаторской направленности в отношении обществ, основанных на иных принципах.

Приобретенные особенности человека формируются в процессе социализации. Этот тотальный процесс в конечном счете обусловливает все качества и свойства личности, развитие которых происходит поэтапно. В сенсомоторный период через игру с предметами ребенок осваивает элементарные формы предметной деятельности, развивает память, перцептивную организацию, вырабатывает способности и жестовой и мимической символической репрезентации. Затем наступает этап раннего когнитивного и языкового развития, позже — период усвоения социальных эталонов и культурных знаний, становления «Я», автономии, дисциплины, просоциального поведения.

Развитие ребенка от двух до шести лет только в западной психологии описывается как минимум четырьмя теориями: психодинамического подхода, социального научения, когнитивного подхода, генетической психологии. В отечественной психологии наибольшим авторитетом пользуются концепции раннего детства Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.

Всеми названными теориями признается, что в указанный период происходит дальнейшая эволюция просоциального поведения, через разрешение конфликтов развития формируется Я-концепция, происходит дальнейшее усвоение социальных понятий, норм и навыков, тендерных схем, приучение к дисциплине и самореализации, развитие умений общаться со сверстниками, игровых навыков.

В дальнейшем индивид переживает периоды среднего детства, подросткового и юношеского возраста, ранней, средней и поздней взрослости, или старения, умирания и смерти.

В каждый из этих периодов личность отличают физическое и психосоциальное состояние, содержание Я-концепции, уровень развития и реализации способностей, талантов, уровень самоактуализации, социального признания, содержание семейных отношений и т.д.

Иными словами, в процессе социализации человек приобретает всего себя, свою индивидуальность и свою общность, реализуя и унаследованные качества.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ

1. Каково содержание понятия «развитие»?

2. Раскройте специфику антропосоциогенеза.

3. Осветите содержание проблемы «биологического» в человеке. Правомерно ли ставить вопрос о «биосоциальной природе человека»?

4. В чем состоит специфика «биологического» в сравнении с «социальным»?

5. Каково отличие трудовой функции от орудийной деятельности животных?

6. Какова роль репетиционного рефлекса в возникновении человеческого сознания?

7. Выделите основные характеристики сознания как высшей формы отражения.

8. Раскройте содержание проблемы идеального.

9. Выделите основные формы существования объективированного идеального.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Основные этапы антропосоциогенеза.

2. Проблема идеального в современной философии.

3. Сознание как идеальное.

4. Проблема биологического в человеке.

5. Современная наука о возникновении сознания.

6. Социальное кодирование.

Литература

1. Ломов Б.Ф. Изучение человека на основе системного подхода. // Человек в системе наук. — М., 1989.

2. Федосеев ПЛ. Философское понимание человека. // Человек в системе наук. — М.,1989.

3. Давыдов BJB. О понятии человека в современной философии и психологии. // Человек в системе наук. — М.,1989.

4. Ленинская теория отражения в свете развития современной науки и практики. Т.1. — София, 1981.

5. Альжанов РТ. К проблеме гносеологического статуса категории идеального. // Философ, науки, 1985, № 2.

6. Сагатовский ВЛ., Элентух Я Л, Методологические основы решения проблемы идеальности сознания. // Философ, науки, 1984, № 4.

7. Дубровский ДЛ. Проблема идеального. — М., 1983.

8. Ильенков B. Проблема идеального. // Вопр. философии, 1979, №7.

9. Соколов А. Идеальное: проблемы и гипотезы. // Вопр. философии, 1985, № 9.

10. Шулевский Н.Б. Проблемы идеального в «Капитале» К. Маркса. // Философ, науки, 1985, № 3.

11. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов. // Соч., 2-е изд. Т.46.4.1.

12. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. //Соч., 2-еизд.Т.13.

13. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

14. Петров MJC. Язык, знак, культура. — М., 1991.