§ 1. Развитие как характеристика человека
Развитие не является специфически человеческой характеристикой. К числу основных результатов науки и философии, последних трех веков относится вывод о том, что ведущую роль в существовании Вселенной играют целостные саморазвивающиеся системы-процессы. К числу таковых относится и сама Вселенная, которая сегодня представляется эволюционирующей.
В развитии как одном из определений человека следует выделить следующие главные аспекты:
• в ноосферной традиции человек — закономерное порождение эволюции Вселенной, призванное перестроить бытие на основе принципов разума, гармонии и красоты;
• в условиях нашей планеты человек - антропосоциогенез - результат развития геобиоценоза;
• человек-неандерталец, а затем неоантроп-кроманьонец появился в результате развития гоминид, отличавшихся от других приматов некоторыми существенными морфологическими особенностями и типом орудийной деятельности, связанным с изменением формы природных предметов;
• важным моментом антропогенеза является замена стадной организации первой формой социальной организации родом, дальнейшая эволюция последнего;
• развитие человека современного физического типа осуществляется на трех уровнях: сущностно-родовом, личностно-типологическом и индивидуально-субъектном;
• развитие человека как рода представляет собой процесс развертывания социальной системы в целостность, основным способом которого является культурно-историческое движение;
• индивидуальное бытие также представляет собой процесс, в качестве главных моментов включающий социализацию, самореализацию, становление самости.
Конкретное содержание указанных аспектов развития человека будет раскрыто ниже.
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения
- §1. Антропологический принцип познания
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
- §3. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.
- Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом
- § 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике
- § 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время
- § 3. Педагогическая антропология к.Д. Ушинского
- § 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков
- Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии
- § 1. Природа человека
- § 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия
- Глава IV. Специфика развития человека
- § 1. Развитие как характеристика человека
- § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
- § 3. Психологические закономерности, присущие только человеку
- § 4. Врожденные и приобретенные особенности человека
- Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности
- § 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции
- § 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека
- § 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека
- § 4. Развитие личности как становление и реализация самости
- Глава VI. Человек и культура
- § 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология
- § 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность
- § 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
- § 4. Основные методологические конструкты истории культуры
- Глава VII. Природа креативности человека
- § 1. Психологические аспекты творческого процесса
- 1. Фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта.
- 2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
- 3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
- § 2. Педагогика креативности
- Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии
- § 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости
- § 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии