logo

§ 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости

Одна из главных сущностных характеристик человека -конечность его земного бытия. Человек смертен - такова непреложная истина, и с нею рано или поздно приходится считаться каждому. Отношение людей к этой истине неоднозначно. Даже отдельный человек может пережить разные психологические состояния от ее осознания. Л.Н. Толстой, например, вспоминал, что осмысление факта собственной смертности в юности первоначально повергло его в психологическую депрессию, одно время он был даже близок к самоубийству. Однако затем, осознав, что жизнь - необходимый момент в естественном развитии человеческой общности, что имеется возможность персонализации личности в потомстве и продуктах творчества, он стал относиться к собственному бытию с большей ответственностью.

Неизбежная смерть задает вполне определенный ракурс оценки земного индивидуального существования. С этой позиции, как отмечает психолог А.А. Алексеев, развитие человека рассматривается в перспективе жизненного пути и понимается как динамическая система, образованная взаимодействием созревания и научения, переплетением процессов физической, психической и социальной эволюции. Индивидуальное бытие вписывается в историко-культурный контекст, и фактор времени играет очень важную роль в процессе личностной самореализации.

Определенный возраст, с его проблемами, задачами и конфликтами, следует рассматривать как самостоятельный период жизни, как фазу перехода в непрерывном движении человека по жизненному пути, как одну из основных характеристик личностной представленности его существования. Каждый возраст означает определенный уровень развития существенности индивида и вместе с тем подчиняется объективным, в том числе и генетически заданным закономерностям. Именно это делает возможным существование таких наук, как возрастная психология, педагогика, геронтология, танатология и т.д.

Для большинства людей возраст определяется количеством прожитых лет, и именно оно лежит в основе классификации возрастных ступеней, для каждой из которых характерен определенный уровень физического, социального развития личности. Однако существуют люди, рано достигшие зрелости, долго сохраняющие молодость, или, наоборот, инфантильные, быстро стареющие и т.п. В целом возраст можно дефинировать как уровень развития, самореализации личности определенного социального и исторического типа, в большинстве случаев зависящий от количества прожитых лет. Для нормальной, психически здоровой личности - это конкретный этап становления самости.

Как отмечалось ранее, в философско-научный оборот понятие самости введено Гегелем, а в понятийный аппарат психологии включено К. Юнгом для обозначения центра целостного субъекта, охватывающего и сознательную, и бессознательную сферы последнего. В процессе развития личности вокруг такого центра объединяются все другие элементы.

По своей главной функции самость направлена на раскрытие смысла и цели жизни. Юнг утверждал, что жизнь без смысла не стоит того, чтобы жить. Обретение самости, осознание своей неповторимости, своего предназначения есть важнейшее условие свободного развития человека.

Развитие и реализация собственной самости осуществляются в результате важнейшего для каждого человека процесса индивидуации (самоосуществления), в ходе которого происходит синтез взаимопереработанных и измененных сознательных и бессознательных элементов субъекта.

Юнг полагал, что истинной гармонизации всех аспектов души - сознательных и бессознательных - достичь невозможно. К уравновешенности и единству личностных структур можно прийти, по меньшей мере, не ранее среднего возраста, имея большой жизненный опыт, познав не только свое сознательное Я, но и все многообразие бессознательной сферы.

В настоящее время самость рассматривается с разных позиций в зависимости от общего подхода и основания анализа. Р. Берне, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э.Эриксон и другие психологи используют это понятие и Я-концепцию как взаимозаменяемые.

Эти предварительные замечания позволяют рассмотреть возрастную периодизацию Э. Эриксона, в которой автор фактически выводит микропериоды развития внутренней жизни человека и в определенном смысле - стадии становления его самости, Э. Эриксон представил единственный в своем роде обоснованный вариант осмысления возрастных ступеней становления самости. Его концепция, согласно которой человек в течение жизни проходит восемь стадий развития, базируется на идее развития психосоциальной идентичности личности.

На протяжении жизни человеку приходится вступать в многообразные взаимоотношения с другими людьми, брать на себя и выполнять различные социальные роли и функции, принимать решения, делать переоценку своих ценностей и т.д. При этом он постоянно создает себя, определяет себя и свое место в жизни, осознает свое подлинное Я, т.е. свою идентичность, самотождественность. Переход из одной возрастной группы в другую связан с определенной сменой социальных ролей и позиций и, как правило, сопровождается кризисом развития - ломкой ранее сложившихся позиций, форм поведения, отношения к себе и другим и т.д.

Первая стадия (1 год жизни). В этот период, согласно Эриксону, развивается социальное взаимодействие, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным - недоверие. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Бели он не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность к миру вообще и к людям в частности, качества, которые он переносит и на стадии своего развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития.

Вторая стадия (2 и 3 годы жизни). В это время у ребенка возникает самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей; он осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, дергать, отпускать и бросать. Если родители предоставляют ребенку возможность делать то, на что он способен, а не торопят его, - у него вырабатывается ощущение, что он владеет самим собой и в значительной мере свой средой, т.е. появляется самостоятельность. Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он сам способен, у него развивается чувство стыдливости и нерешительности. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны, и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Третья стадия (от 4 до 5 лет). Дошкольник уже приобрел множество физических навыков. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто подражать другим. Изобретательность его проявляет себя в речи, в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины - на другом.

От того, как реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

Четвертая стадия (от 6 до 11 лет). В процессе, которой развивается способность к дедукции, к организационным играм и регламентированным занятиям. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности - с другой. В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Окружение его уже не ограничивается домом и семьей; важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Пребывание в школе и отношения, которые там складываются, оказывают большое влияние на становление его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности. Зато склонность мастерить что-нибудь, заглохшая из-за насмешек дома, может оживиться в школе благодаря заботам и помощи чуткого, опытного учителя.

Пятая стадия (12 -18 лет). У подростка развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Возникающий в этот период психосоциальный параметр колеблется между положительным полюсом индентификации Я (самоопределением) и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком встает задача объединить все, что он знает о себе как о школьнике, сыне, друге и т.д. Если он успешно справляется с этим, у него появляется ощущение того, кто он есть и куда он идет.

В отличие от предыдущих стадий влияние родителей теперь оказывается более косвенным.

Если из-за неудачного детства подросток не может положительно определить свое Я, он начинает проявлять симптомы путаницы ролей. У него нет уверенности в том, к какой среде он принадлежит, он не может решить, каким он обладает характером. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», т. е. отождествляет свое Я с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен на неприкаянность до конца жизни. А тот, кто опознал себя еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившимся у него представлениям о себе.

Шестая стадия (от конца юности до начала среднего возраста) это уже сложившийся этап психических образований, включения человека в семейную и трудовую деятельность. Эриксон указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным полюсом одиночества.

Под близостью понимается не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять себя. Так же, как в случае индентификации, социальные условия могут затруднять или облегчать этот аспект. И если ни в браке, ни в дружбе с другими человек не достигает близости, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь.

Седьмая стадия (зрелый возраст) - период, когда ваши собственные дети становятся подростками, а вы как родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности: общечеловечность на одном полюсе и самопоглощенность — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность личности интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться о жизни грядущих поколений, об устройстве будущего мира. Тот, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе, главной его заботой становятся удовлетворение личных потребностей и собственный комфорт.

Восьмая стадия (старость) - время размышлений, воспоминаний, забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворение. Тот, кому она представляется цепью упущенных возможностей, осознает, что начинать все с начала уже поздно, прошлого не вернуть, время ушло. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться жизнь, но почему-то не сложилась.

Приведенная возрастная периодизация достаточно специфична. Но возраст в данном случае — это лишь общий фон развития человека и его сознания, а выделенные стадии — этапы становления или перестройки Я-концепции.

Наиболее важным с этой точки зрения самости является период детства. Именно в это время формируются базовые личностные характеристики, определяющие пути развития индивидуальности в дальнейшем. Поэтому вопрос о месте проблем детства в психолого-педагогической антропологии необходимо выделить.

Ребенок как предмет антропологии является предметом изучения ряда научных дисциплин: возрастной психологии, дошкольной, креативной, семейной педагогики, педагогической социологии, психологии личности т. д. В психолого-педагогической антропологии он изучается с точки зрения того, как в развитии личности проявляются закономерности эволюции человеческого рода, как в процессе социализации осуществляется единство родового и личностного, как происходит наращивание человеческого в индивиде.

Что касается основных аспектов рассмотрения детства в антропологическом плане, то в их число входят:

- исторический анализ проблем развития ребенка и феномена детства. Как подчеркивает Л.Ф. Обухова, этапы детства человека - продукт истории, столь же подверженный изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие;

- развитие принципа природосообразного воспитания ребенка, показ его многозначности, непрерывное наращивание новых сторон реализации данного принципа;

- развитие принципа культуросообразности воспитания детей;

- учет и использование достижений «антропологических» наук в исследовании детства и организации учебно-воспитательного процесса.