§ 1. Психологические аспекты творческого процесса
Способность человека к творчеству обусловливается характером его жизнедеятельности. Орудийная деятельность человека, как уже отмечалось, в отличие от таковой у животных, связана с непременным изменением формы природных предметов. Даже простейшие галечниковые орудия не имели аналогов в природной действительности. А творчество — это всегда создание чего-то принципиально нового, это всегда обогащение бытия.
В дальнейшем развитие социальных отношений, человеческого интеллекта, эстетического и энергетического сознания, воображения, фантазии создало новые возможности для креативной деятельности, т.е. разработки идеальных и материальных конструкций, не имеющих аналогов.
Креативность человеческого интеллекта определяется его социальной природой и, в частности, диалогической природои его формирования и функционирования. Известный ученый B.C. Библер доказал, что диалогически организованное мышление эволюционировало к возникновению такого его качества, как диалогика. Диалогика, или логика внутреннего диалога, представляет собой технологию обоснования мыслителем-творцом формирования и преобразования, логических начал собственного мышления.
Существуют философские теории, обосновывающие сверхъестественную природу человеческой креативности. Так, Н.А. Бердяев полагал, что творческое начало в человеке - необходимый момент его богоподобия, который, вместе с тем, определяет ход истории, путь человечества к Царству Божьему, и призывал творчески активно понимать эсхатологию.
Как бы там ни было, ясно одно: креативность человека определяется природой последнего как существа, в отличие от других не адаптирующегося к природной действительности, а преобразующего ее (удачно или с опасными издержками), создающего «вторую природу».
Зависимость научно-технического прогресса от творческих процессов (открытий, изобретений и т.д.) обусловливает необходимость изучения их психологических аспектов. Усилия психологов направлены здесь на выявление сущностных признаков и закономерностей творческого процесса, разработку методов его диагностики и стимуляции.
В.Н. Дружинин выделяет две формы внешней активности человека: адаптивное поведение и преобразование. Адаптивное поведение включает реактивное поведение, осуществляемое по типу реакции на изменение среды, и целенаправленное. Преобразование включает творчество и разрушение. Предметную деятельность В.Н. Дружинин относит к адаптивным формам поведения, поскольку она, как и все формы такого поведения, осуществляется по принципу «отрицательной обратной связи»: достижение цели исчерпывает цикл деятельности. Творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности и принципиально отличается от предметной деятельности. На это отличие обращали внимание многие философы и психологи. В частности, Я. А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, тогда как для творческого процесса характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. Творческий процесс может возникать в процессе предметной деятельности, и связан с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть творчества как психологического свойства, по Я.А. Пономареву, сводится к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижении цели, проходя мимо новизны.
К. Роджерс под творческим процессом понимает создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.
В.Н. Дружинин определяет творческий процесс как реальность, спонтанно возникающую и завершающуюся (данное оцределение относится к центральному, специфически творческому моменту творческого процесса - инсайту, или озарению).
Выделяя признаки творческого процесса, практически все исследователи и сами творцы подчеркивают его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. С бессознательностью мысли, с ведущей ролью подсознания, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан ряд других особенностей творческого процесса: в частности, эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом, более яркие и динамичные вытесняют из сознания менее яркие. Сознание при этом выполняет роль экрана, на котором человеческое бессознательное отображает себя.
Сознание в творческом процессе пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию. Таким образом, первый признак творческого процесса - бессознательность.
Второй признак - спонтанность, внезапность, кажущаяся независимость от внешних причин. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна и невозможна: сознание как бы провоцирует активность бессознательного.
Творческий процесс является специфичным для разных областей знания, но обладает некоторыми общими характеристиками. В частности, такой общей характеристикой являются этапы, (фазы) творческого процесса. Р. Вудвортс выделяет четыре основные фазы творческого процесса (сходную периодизацию приводит Я.А. Пономарев, который выделяет три этапа творческого процесса в зависимости от активности сознания или бессознательного на каждом этапе).
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения
- §1. Антропологический принцип познания
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
- §3. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.
- Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом
- § 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике
- § 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время
- § 3. Педагогическая антропология к.Д. Ушинского
- § 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков
- Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии
- § 1. Природа человека
- § 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия
- Глава IV. Специфика развития человека
- § 1. Развитие как характеристика человека
- § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
- § 3. Психологические закономерности, присущие только человеку
- § 4. Врожденные и приобретенные особенности человека
- Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности
- § 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции
- § 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека
- § 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека
- § 4. Развитие личности как становление и реализация самости
- Глава VI. Человек и культура
- § 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология
- § 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность
- § 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
- § 4. Основные методологические конструкты истории культуры
- Глава VII. Природа креативности человека
- § 1. Психологические аспекты творческого процесса
- 1. Фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта.
- 2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
- 3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
- § 2. Педагогика креативности
- Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии
- § 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости
- § 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии