logo

§ 1. Психологические аспекты творческого процесса

Способность человека к творчеству обусловливается характером его жизнедеятельности. Орудийная деятельность человека, как уже отмечалось, в отличие от таковой у животных, связана с непременным изменением формы природных предметов. Даже простейшие галечниковые орудия не имели аналогов в природной действительности. А творчество — это всегда создание чего-то принципиально нового, это всегда обогащение бытия.

В дальнейшем развитие социальных отношений, человеческого интеллекта, эстетического и энергетического сознания, воображения, фантазии создало новые возможности для креативной деятельности, т.е. разработки идеальных и материальных конструкций, не имеющих аналогов.

Креативность человеческого интеллекта определяется его социальной природой и, в частности, диалогической природои его формирования и функционирования. Известный ученый B.C. Библер доказал, что диалогически организованное мышление эволюционировало к возникновению такого его качества, как диалогика. Диалогика, или логика внутреннего диалога, представляет собой технологию обоснования мыслителем-творцом формирования и преобразования, логических начал собственного мышления.

Существуют философские теории, обосновывающие сверхъестественную природу человеческой креативности. Так, Н.А. Бердяев полагал, что творческое начало в человеке - необходимый момент его богоподобия, который, вместе с тем, определяет ход истории, путь человечества к Царству Божьему, и призывал творчески активно понимать эсхатологию.

Как бы там ни было, ясно одно: креативность человека определяется природой последнего как существа, в отличие от других не адаптирующегося к природной действительности, а преобразующего ее (удачно или с опасными издержками), создающего «вторую природу».

Зависимость научно-технического прогресса от творческих процессов (открытий, изобретений и т.д.) обусловливает необходимость изучения их психологических аспектов. Усилия психологов направлены здесь на выявление сущностных признаков и закономерностей творческого процесса, разработку методов его диагностики и стимуляции.

В.Н. Дружинин выделяет две формы внешней активности человека: адаптивное поведение и преобразование. Адаптивное поведение включает реактивное поведение, осуществляемое по типу реакции на изменение среды, и целенаправленное. Преобразование включает творчество и разрушение. Предметную деятельность В.Н. Дружинин относит к адаптивным формам поведения, поскольку она, как и все формы такого поведения, осуществляется по принципу «отрицательной обратной связи»: достижение цели исчерпывает цикл деятельности. Творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности и принципиально отличается от предметной деятельности. На это отличие обращали внимание многие философы и психологи. В частности, Я. А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, тогда как для творческого процесса характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т.д.) и результата. Творческий процесс может возникать в процессе предметной деятельности, и связан с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть творчества как психологического свойства, по Я.А. Пономареву, сводится к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижении цели, проходя мимо новизны.

К. Роджерс под творческим процессом понимает создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

В.Н. Дружинин определяет творческий процесс как реальность, спонтанно возникающую и завершающуюся (данное оцределение относится к центральному, специфически творческому моменту творческого процесса - инсайту, или озарению).

Выделяя признаки творческого процесса, практически все исследователи и сами творцы подчеркивают его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. С бессознательностью мысли, с ведущей ролью подсознания, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан ряд других особенностей творческого процесса: в частности, эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом, более яркие и динамичные вытесняют из сознания менее яркие. Сознание при этом выполняет роль экрана, на котором человеческое бессознательное отображает себя.

Сознание в творческом процессе пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию. Таким образом, первый признак творческого процесса - бессознательность.

Второй признак - спонтанность, внезапность, кажущаяся независимость от внешних причин. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна и невозможна: сознание как бы провоцирует активность бессознательного.

Творческий процесс является специфичным для разных областей знания, но обладает некоторыми общими характеристиками. В частности, такой общей характеристикой являются этапы, (фазы) творческого процесса. Р. Вудвортс выделяет четыре основные фазы творческого процесса (сходную периодизацию приводит Я.А. Пономарев, который выделяет три этапа творческого процесса в зависимости от активности сознания или бессознательного на каждом этапе).