§2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
Психолого-педагогическая антропология - направление философии образования, возникшее в эпоху античности и развивающееся до нашего времени. Однако положение его в системе человековедческого и собственно педагогического знания в разные исторические периоды было неодинаковым.
До XVII в. педагогика была областью философии и с самого начала имела антропологическую направленность, поскольку человек с его сущностно-родовыми и личностными характеристиками находился в центре философских поисков. И только в трудах Я.А. Коменского педагогика выделилась в самостоятельную научную дисциплину, с собственным предметом и понятийным аппаратом.
Следует отметить, что психолого-педагогико-антропологическое направление развивалось в основном либо педагогами-философами, либо педагогами, тяготеющими к философским изысканиям. В их числе в первую очередь следует назвать Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.В. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Главная идея, лежащая в основе психолого-педагогической антропологии, состоит в том, что образовательный процесс нужно строить в соответствии с выработанными на данный момент представлениями о природе человека, о возрастных ступенях личностного становления, о путях и формах социализации индивида.
Этот, казалось бы, естественный и очевидно необходимый подход в педагогической практике нередко игнорируется, а деятельность школы ориентируется на выполнение государственного заказа относительно личностных и гражданских качеств ее воспитанников, на определенную модель образованности человека, модель личности, адаптированной к условиям жизни данного социума, и т.п.
Недостаточная конституированность психолого-педагогико-антропологической методологии в организации образовательного процесса объясняется также слабой рефлектированностью соответствующих философско-педагогических идей. Впервые вопрос о необходимости разработки педагогической антропологии со всей серьезностью поставил К.Д. Ушинский. До него ученые-педагоги, сформировавшие основополагающие идеи и концепции психолого-педагогической антропологии, специально не выделяли ее в корпусе педагогического знания.
В русской педагогической мысли второй половины XIX -начала XX вв. психолого-педагогическая антропология как особое теоретическое направление была уже достаточно отрефлектирована. С учетом влияния К.Д. Ушинского на развитие российской педагогической теории и практики такое положение представляется вполне естественным.
После революции психолого-педагогико-антропологические ориентиры в педагогике были в значительной мере утрачены, во всяком случае, до принятия в 1961 г. программы развернутого строительства коммунизма.
До этого времени «классово-пролетарский подход», концепция «единой трудовой школы», которая «нужна пролетарскому государству», практически исключали возможность развития и внедрения психолого-педагогической антропологии в деятельность образовательной системы.
Одной из целевых установок программы «развернутого строительства коммунизма» было формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Данная установка, активизировав советское человековедение, по-новому ориентировала разработки в области педагогической теории. Понадобилось, правда, время, чтобы появились и были внедрены в практику гуманистические педагогические системы и технологии типа гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили, культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей И.М. Закатовой, технологии индивидуализации обучения Инге Унт, А.С. Границкой, А.А. Кирсанова, системы развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, системы личностно ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской, технологии саморазвивающего обучения Г.К. Селевко и т.п.
Необходимость разработки современной психолого-педагогической антропологии осознавалась давно, однако в доперестроечное время тому существовало множество препятствий. В среде философов-марксистов было распространено мнение, что, кроме исторической, никакой другой антропологии не требуется. Проблема человека, по их мнению, является одной из главных в марксистской философии; разработки ее гармонично увязываются с решениями других философских проблем и составляют единый однородный комплекс знания. В стране даже сложились философские школы (например, в Уральском госуниверситете под руководством К.Н. Любутина), ставившие своей целью доказать, что разработка философской антропологии - псевдозадача, одна из многочисленных форм буржуазной идеологической диверсии. В этих условиях вопрос о психолого-педагогической антропологии не ставился вообще.
В перестроечный период ситуация в российской образовательной системе тоже была неоднозначной. С одной стороны, как и другие социальные институты, образовательная система переживала кризис, в значительной мере была подорвана ее материально-техническая, финансовая база. С другой - многочисленные и разнообразные инновации в ее развитии, реализация коммерческих аспектов последнего, появление множества разработок по проблемам гуманизации и гуманитаризации образования, его личностной ориентации, индивидуализации создали сегодня благоприятную ситуацию для возрождения на новой основе психолого-педагогической антропологии.
Психолого-педагогическая антропология - это интегрированная научная дисциплина. Предметом ее являются закономерности, пути и, методы целенаправленной деятельности по формированию и воспитанию человека в соответствии с достигнутыми научными и философскими представлениями о его природе, эволюции его сущности, личностных аспектах данной эволюции.
Цель этой научной дисциплины — создание прочной научной базы организации современного образовательного процесса, формирование основных ориентиров деятельности педагогов и психологов через ознакомление их с концепциями исторических состояний родовой человеческой сущности, содержания современного этапа ее эволюции, личностно-типологических образований, возникающих и функционирующих в данный период развития природы человека, возможностей индивидуально-субъектной реализации в наше время. Именно содержание указанных концепций в первую очередь должно определить пути, формы и методы целенаправленной деятельности по приобщению индивида к жизни социума.
Задачи
• осуществление научных разработок по проблемам эволюции человека на сущностно-родовом, личностнр-типологическом и индивидуально-субъектном уровнях, пространственно-временных характеристик человеческого бытия, закономерностей социокультурного процесса, условий развития человеческой креативности;
• определение на основе наличной антропологической информации законов, путей, форм и методов организации современного гуманистического образовательного процесса, направления и содержания инноваций в данной области;
• ознакомление будущих педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных работников с содержанием антропологического принципа познания, предметом психолого-педагогической антропологии, с положением последней в системе наук о человеке, с историей психолого-педагогической антропологии в России и за рубежом;
• вооружение специалистов педагогическими системами и технологиями, разработанными на базе современных психолого-педагогико-антропологичёских представлений.
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения
- §1. Антропологический принцип познания
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
- §3. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.
- Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом
- § 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике
- § 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время
- § 3. Педагогическая антропология к.Д. Ушинского
- § 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков
- Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии
- § 1. Природа человека
- § 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия
- Глава IV. Специфика развития человека
- § 1. Развитие как характеристика человека
- § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
- § 3. Психологические закономерности, присущие только человеку
- § 4. Врожденные и приобретенные особенности человека
- Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности
- § 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции
- § 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека
- § 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека
- § 4. Развитие личности как становление и реализация самости
- Глава VI. Человек и культура
- § 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология
- § 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность
- § 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
- § 4. Основные методологические конструкты истории культуры
- Глава VII. Природа креативности человека
- § 1. Психологические аспекты творческого процесса
- 1. Фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта.
- 2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
- 3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
- § 2. Педагогика креативности
- Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии
- § 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости
- § 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии