3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
.4. Фаза контроля, или проверки, которая требует полной включенности сознания. Ее Я.А.Пономарев называет этапом отбора и проверки правильности, при котором активно сознание.
Другие авторы выделяют большее количество фаз или стадий, но принципиальная схема творческого процесса остается такой же.
Общей для любого творческого процесса является также и его структура. Я.А. Пономаревым разработана структурно-уровневая модель центрального звена психологического механизма творчества, которая представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуитивного, сверху - логического мышления. Критерий творческого процесса - уровневый переход. Потребность в новом знании складывается на высшем (логическом) уровне; средства удовлетворения этой потребности — на низшем (интуитивном) уровне. Низший уровень включается в процесс, происходящий на высшем уровне, и таким образом возникает новое знание.
Общими для всех творческих процессов являются также критерии отнесения определенного процесса к творческому. С. Д. Смирнов на основе анализа исследований по данной проблеме (В.И. Андреев, И.Я. Лернер и др.) выделяет следующие критерии творческого процесса.
1. Критерий новизны результата, продукта деятельности.
2. Критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия).
3. Критерий преодоления логического разрыва на пути от условий задачи к ее решению. Процесс можно назвать творческим только в том случае, если его нельзя получить в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. Преодоление логического разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.
4. Критерий способности самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
5. Критерий ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. Наличие такого переживания и его предшествование во времени творческому акту (инсайту, озарению) показаны в строго экспериментальных исследованиях (Тихомиров O.K.-1984).
6. Критерий устойчивой, длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.
В поле психологических аспектов творческого процесса важным представляется вопрос, является ли творческий процесс «нормативным», имеющим более сильные или слабые проявления, или он доступен только определенным индивидам в редкие моменты времени. Если творческий процесс признать нормативным, можно заключить, что он присущ любому - взрослому, ребенку и даже компьютеру. Значит, творческий процесс можно тренировать, и это полезно для каждого. Однако многие другие исследователи (Ф.Баррон, Х.Грубер и С.Девис, Б.Хеннеси, Т.Амабель) считают, что способность к творчеству тренировать нельзя, так как творческий процесс возникает только в результате благоприятного сочетания многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения. Д. Фельдман выделяет два уровня творческого процесса: большой (который вносит изменения и дополнения в существующее знание) и малый (например, умение украшать комнату цветами). Некоторую тенденцию к нормативному имеет малый уровень. Большой является ненормативным.
Большинство авторов сходятся на том, что творческому процессу невозможно научить, но можно создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей. Для выявления таких условий необходимо проанализировать психологические особенности мышления людей, склонных к творчеству.
Прежде всего рассмотрим связь творческого процесса с другими когнитивными процессами. В частности, с интеллектом. Психологические эксперименты показывают, что нет лиц с низким интеллектом, обладающих способностью к творчеству. То есть достаточный уровень интеллекта является необходимым его условием. Но также установлено, что слишком высокий уровень интеллекта препятствует творчеству (так называемая «пороговая теория»).
В творческом процессе присутствует «янусианское мышление», которое выражается в способности активно обдумывать две противоположные вещи одновременно, отрабатывать две несоизмеримые точки зрения на предмет.
Необходимо также отметить, что в творческом процессе присутствуют два вида мышления: научное и мифологическое (второе характерно для фазы созревания и инсайта). В мифе мир познается не так, как в науке. В нем человек не формулирует четких познавательных задач и не стремится к получению логически выверенных результатов. Он просто задает себе вопросы и просто пытается на них ответить. При этом ответы он ищет не в окружающем мире, а в себе самом, в своих чувствах, мечтах, фантазиях и грезах, которые являются необходимым элементом творчества (В.Н. Дружинин в этой связи подчеркивает, что главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя). Без них оно попросту не существует. Чувства создают эмоциональный настрой на творчество, мечты стимулируют его, в своих фантазиях человек конструирует возможные модели ответов. Но непреложным остается одно: в творческом акте господствуют чувства, мечты, грезы, но не логика. Творческий акт всегда совершается с отключением логики. «В акте творчества ученый вырывается из-под власти науки, логики, рацио и погружается в пучину бессознательного, отдается мифологическим исканиям духа», - подчеркивает А. Косарев. Таким образом, одним из условий творческого процесса может стать целенаправленная работа по погружению в подсознание. В этом плане большую роль играет мифология, «разработавшая тончайшие технологии и способы целенаправленного погружения человека в состояние творчества, до которых современная наука еще не доросла и неизвестно, дорастет ли когда-нибудь, если не преодолеет своей рациональной зашоренности».
Характерной чертой творческого процесса является также ориентация не на выполнение требований, а на сам процесс (эта черта отмечена Д.Б. Богоявленской). В случае ориентации на выполнение предъявляемых требований, на внешний успех деятельность обрывается, как только первые выполнены. Если же самоценным является сам процесс деятельности, то в этом случае он не обрывается, а развивается. Возникает феномен самодвижущейся деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, позволяет увидеть «непредвиденное». В способности к продолжению познания за рамками требований заданной ситуации и кроется тайна высших форм творчества. Ориентацию на сам творческий процесс Д.Б. Богоявленская определяет как «ситуативно нестимулируемую продуктивную деятельность», принимая данный феномен за единицу анализа творческого процесса.
Важную роль здесь играют стратегии как личностные образования (на них сосредоточивает внимание В.А.Моляко). Стратегии составляют основу творческой одаренности, так как объединяют в себе структуры, ответственные за анализ ситуаций, оценку новой информации, выбор объектов исследования, ориентиров, планирование творческого поведения, возможность гибкой переориентации в меняющихся условиях деятельности. Стратегии задают направление в деятельности, которое не всегда осознается. Это то интуитивное чувство, которое «ведет» решение, «ведет» субъекта в выборе различных направлений, в его предпочтениях. Можно предположить, что отсюда возникают интуитивные догадки, предвосхищения. Стратегия в определенной мере позволяет субъекту выстроить своеобразную иерархию целей, которую можно рассматривать как конечный и промежуточный ориентиры процесса творчества.
Дж. Гилфорд выделяет дивергентность как отличительную черту творческого мышления (в отличие от конвергентности как особенности нетворческого мышления), определяя ее как способность мыслить в разных направлениях («боковое», или латеральное, мышление). В качестве одного из показателей дивергентности выступает оригинальность мышления.
Я.А. Пономарев выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу:
• способность действовать « в уме », определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий;
• интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.
Многие исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности. При разнообразии формулировок общим является то, что творческая личность это свободная личность, т.е. личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я» (К.Роджерс).
Часто у творческих личностей встречается такая черта, как «детскость», доходящая до инфантилизма. П.А. Флоренский считает, что секрет творчества - в сохранении юности на всю жизнь. Детство - единственный период в жизни человека, когда действительно нет абсолютно никаких барьеров между сознанием и бессознательным и нет, соответственно, никаких ограничений для свободного творчества.
В англоязычной литературе к главным качествам творческой личности причисляют чувство самоидентичности. Творческий человек ценит свою уникальность и неповторимость, «не стыдится» ее. Ведь любой творческий акт - это форма духовного «самообнажения».
Некоторые исследователи выделяют следующие составляющие творческого потенциала: стремление к развитию, духовному росту; способность удивляться, «приходить в замешательство при столкновении с новым или необычным», способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе отчет в ее состоянии; спонтанность, непосредственность, спонтанную и адаптивную гибкость; оригинальность; дивергентное мышление; способность к быстрому приобретению новых знаний; восприимчивость по отношению к новому опыту; способность легко преодолевать умственные границы и перегородки; способность уступать, отказываться от своих теорий; способность «рождаться каждый день заново»; способность отбрасывать несущественное и второстепенное; способность к тяжелому упорному труду, к составлению сложных структур из элементов, к синтезу.
Еще один важный психологический аспект творческого процесса - его диагностика. Существующие до 50-х годов XX века методы диагностики позволяли определить наличие творческих способностей в ходе решения проблемных ситуаций, но не позволяли отделить творческие способности от общих (например, интеллекта). В 50-е годы оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту. Дж. Гилфорд выделил специфический фактор, соответствующий, по его мнению, собственно творческим способностям — дивергентное мышление. Такой подход привел к выводу, что творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Появляется понятие творческой одаренности (в отличие от понятия общей одаренности). Творческая одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором и стимулятором творческой деятельности.
Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественно-научных методов. Для диагностики последнего используются различные методы: анализ решения проблемных ситуаций и творческих задач, некоторые шкалы проективных тестов, метод экспертных оценок, метод анализа продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности. Все их можно разделить на две группы: диагностирующие творческий процесс по его результату и диагностирующие особенности его протекания. Большинство существующих и используемых в настоящее время методов относятся к первой группе. Но актуальным является поиск методов второй группы, которые позволили бы определить закономерности творческого процесса, его сущностные характеристики, а не результат (в существующих определениях творчества как создания нового представлен результат творческого процесса, а не его сущностные характеристики, что делает определения неполными).
В связи с диагностикой творческого процесса возникает вопрос об «единице измерения» творчества. Я.А.Пономарев предлагает использовать в качестве таковой разность уровней (интуитивного и логического) при постановке и решении задач.
Многими исследователями творческий процесс определяется как выход за пределы заданного, отказ от стереотипного, общепринятого поведения, что позволяет соотнести поведение творческой личности и человека с психическими нарушениями. Ф. Баррон полагает, что творческий индивидуум имеет «другое» видение мира во многом за счет определенных эмоциональных нарушений. Творческий процесс ориентирует на интенсификацию как когнитивных, так и эмоциональных его аспектов, что повышает возможность ситуации эмоционального истощения, утомления. Установка на творческий процесс предполагает постановку проблем и разнообразное их разрешение. Ко всему происходящему, к окружающим объектам вырабатывается специфическое отношение: поиск смысла, попытка видения скрытого, стоящего за непосредственно воспринимаемым. Подобная установка предполагает постоянное стремление нарушать внутреннее равновесие, что может быть источником дискомфррта. Возможно, отсюда берет начало внутренний конфликт, лежащий в основе невротизации. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. Ф. Баррон утверждает: чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком. Невротичность - побочный результат творческой активности. Необходимо по мере возможности нейтрализовывать этот побочный результат (например, с помощью тренинга саморегуляции).
Еще один важный вопрос: что служит толчком для развития творческого процесса? В.Н. Дружинин, выделяет две побудительные причины:
• сознательную и целенаправленную попытку расширить существующие границы знаний, снять ограничения;
• случайные изменения стадий порождения и отбора. Важно создавать условия для первой побудительной причины.
В заключение отметим, что не всегда творческий процесс (особенно большой, по Д. Фельдману, который вносит изменения в существующее знание) признается обществом как творческий. К. Роджерс замечает, что в реальности история свидетельствует о том, что чем оригинальнее продукт творчества — будь то идея, произведение искусства или научное открытие, тем, скорее всего он будет считаться ошибочным, плохим или глупым.
Мы, конечно, не смогли охватить все аспекты творческого процесса: несмотря на большое количество работ по данной проблеме отечественных и зарубежных авторов и длительный период, посвященный изучению творческого процесса, не все психологические аспекты последнего достаточно изучены. В частности, не в полной мере выявлены закономерности, позволяющие воспроизводить творческий процесс (это сложно в силу спонтанности последнего). Данная проблема находится на стадии изучения.
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения
- §1. Антропологический принцип познания
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
- §3. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.
- Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом
- § 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике
- § 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время
- § 3. Педагогическая антропология к.Д. Ушинского
- § 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков
- Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии
- § 1. Природа человека
- § 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия
- Глава IV. Специфика развития человека
- § 1. Развитие как характеристика человека
- § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
- § 3. Психологические закономерности, присущие только человеку
- § 4. Врожденные и приобретенные особенности человека
- Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности
- § 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции
- § 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека
- § 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека
- § 4. Развитие личности как становление и реализация самости
- Глава VI. Человек и культура
- § 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология
- § 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность
- § 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
- § 4. Основные методологические конструкты истории культуры
- Глава VII. Природа креативности человека
- § 1. Психологические аспекты творческого процесса
- 1. Фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта.
- 2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
- 3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
- § 2. Педагогика креативности
- Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии
- § 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости
- § 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии