logo

§ 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека

Понятие сущностных сил человека в широкое научное обращение введено К. Марксом. Однако это понятие использовалось и ранее. И.Г. Песталоцци, например, исследовал законы развития «задатков и сил человеческого рода», которые стимулируют движение человеческой природы, и сформулировал их важные характеристики.

Анализ теоретического наследия К. Маркса позволяет сделать вывод о наличии у него достаточно систематизированных представлений о структуре человеческих сущностных сил, которые возникли в ранний период его творчества и окончательно сложились в рамках формационной теории.

Сущностные силы обеспечивают воспроизводство и развитие родовых человеческих качеств, родовой жизни человека. «Действительное, деятельное отношение человека к себе как к родовому существу, или проявление им себя на деле как действительного родового существа, т.е. как человеческого существа, возможно только тем путем, - пишет К. Маркс, - что человек действительно извлекает из себя все свои родовые силы (это опять-таки возможно лишь посредством совокупной деятельности человечества, лишь как результат истории) и относится к ним как к предметам, а это опять-таки возможно сперва только в форме отчуждения» [27.С.159].

Развертывание сущностных сил человека - конкретное выражение эволюции его природы. Можно достаточно полно определить их состав, сферы развития, тенденции расширения. То есть через раскрепощение сущностных сил человека процесс развития его природы может стать вполне осязаемым, конкретно представленным и измеряемым. Состав сущностных сил чрезвычайно разнообразен, их структура сложна и изменчива. В основе ее находятся, согласно К. Марксу, производительные силы. Историческое движение приводит к развитию «особых производительных сил как субъективных, проявляющихся в виде свойств индивидов, так и объективных» [13.С.485]. Причем к числу производительных относится в первую очередь способ организации взаимосвязей индивидов. Например, на определенном этапе истории «в качестве первой великой производительной силы выступает сама община» [13.С.485].

Необходимой стороной производства жизни является потребление, обусловливающее, наряду с прочим, расширенное производство, развитие специфически человеческих потребностей. Прогрессивная эволюция именно этого аспекта натуры человека имеет особенно важное значение для процесса его становления, для его родового бытия. С осознанием значимости данной стороны культурного процесса связана разработка в отечественной человековедческой литературе потребностно-информационного подхода. Один из его авторов, П.А. Симонов, отмечает: «Следуя К. Марксу, мы исходим из представлений о многообразных — витальных, социальных и идеальных - потребностях как о сущностных силах, движущих поведением и деятельностью человека, определяющих его поступки» [28.С.59].

К исследованию системы потребностей как условия сущностной эволюции человечества и личностной самореализации обращались многие западные философы, психологи, социологи. Его результаты были положены в основу гуманистической психологии А. Маслоу, определившего иерархию потребностей от первичных, физиологических, до потребности в самоактуализации.

Известный социолог Д. Ристик удовлетворение тех или иных человеческих потребностей избрал в качестве базисной типологии цивилизации. При этом главной он считает потребность в самореализации личности, по-разному удовлетворяемую в аграрном, индустриальном, информационном и «художественном обществе».

К числу фундаментальных аспектов развертывания человеческой сущности относится развитие родового отношения мужчины к женщине, которое выступает и как первичное отношение человека к человеку.

Многие известные мыслители указывали, что об уровне развития того или иного общества следует судить, прежде всего, по положению в нем женщины. К. Маркс напрямую связывает характер отношения мужчины к женщине с вопросом об эволюции человеческой сущности. По его мнению, в этом отношении «обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим, или в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его природа стала для него человеческой природой. Из характера этого отношения явствует также, в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью, т.е. в какой мере другой человек в качестве человека стал для него потребностью, в какой мере сам он в своем индивидуальном бытии является вместе с тем общественным существом» [27.С.115—116].

Сущностные силы реализуются и развиваются на всех уровнях человеческой деятельности: в их состав входит и «сила знания человека», и религия как «отчужденная действительность объективированных человеческих сущностных сил» (заметим, что отчуждение вообще чрезвычайно усложняет структуру сущностных сил, противопоставляет часть их индивиду, делает эволюцию человеческой сущности противоречивой, неоднозначной) [27.С.157].

Е.М. Калашниковой в качестве важнейшего «условия формирования сущностных сил человека и становления исторической субъектности индивида» определена идентификация индивида с общностью и общности с более широкой общностью [29.С.8]. С ее выводами перекликаются результаты коллективного исследования специальной рабочей группы в рамках Центра международных исследований французского национального фонда политических наук.

Вместе с тем многие зарубежные исследователи в состав сущностных сил человека включают разнообразие человечества. Так, Ф. Барт полагает, что культурное разнообразие является столь же ценным для развития человечества, как биологическое разнообразие для сохранения жизни на Земле. Его позицию разделяет Р. Изади.

Более того, все органы индивидуальности, включая зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, мышление, желание, деятельность, любовь, являются формами человеческих сущностных сил. «Глазом предмет воспринимается иначе, чем ухом, и предмет глаза - иной, чем предмет уха. Своеобразие каждой сущностной силы - это как раз ее своеобразная сущность, следовательно, и своеобразный способ ее опредмечивания, ее предметно-действительного, живого бытия» [27.С.121].

Но главной формой развертывания человеческих сущностных сил является предметная деятельность и ее функционирующие результаты, вся «вторая природа» или, точнее, «предметное бытие» человеческой субъективности. Произведенные предметы есть овеществление в них индивидом себя; они представляют собой «раскрытую книгу человеческих сущностных сил, чувственно представшую перед нами человеческую психологию».

В конечном итоге в процессе деятельности выявляются все ее родовые формы, претендующие «на положение внутренней сущности» субъекта, формы, через которые реализуется и развивается эта сущность, осуществляется человеческое бытие. Таким образом, развивающаяся человеческая сущность теряет свою абстрактность, неуловимость, превращаясь в естественный понятный процесс.

Очевидно, что процесс развертывания сущностных сил человека рассматривается К. Марксом и его последователями в рамках формационного подхода. Вместе с тем конкретно историческое содержание эволюции человеческих сущностных сил, их качественные и количественные характеристики в различные исторические эпохи не могут быть выявлены без использования цивилизационного подхода. Более того, человекотворческий подход, применяемый в культуроведении и имеющий целью теоретическое воспроизведение процесса становления действительного человека, может быть сформирован лишь на основе наработок, полученных с помощью формационной и цивилизационной методологий. Поэтому постановка вопроса о соотношении философско-исторических и культуроведческих подходов вовсе не лишена смысла.

К числу основных характеристик сущностных сил человека К. Маркс относил:

1) их природу, источник: они создаются «посредством совокупной деятельности человечества»;

2) направленность: сущностные силы не что иное, как деятельное отношение человека к самому себе. При этом важнейшим показателем уровня их развития является то, насколько для человека другой человек стал потребностью,

целью;

3) вектор развития: развертывание сущностных сил -

путь к действительному человеку;

4) роль в жизни индивида: уровень развития сущностных сил определяется тем, насколько человек в индивидуальном бытии стал общественным существом.

Развитие представлений об эволюции человеческой сущности позволяет дополнить марксовы характеристики следующими.

1. В системе ноосферных представлений действительное определение сущностных сил возможно только в соотношении с бытием в целом, со способностью человека свертывать в себе макрокосм, с процессом наращивания возможностей субъекта осваивать последний, формировать условия для его перестройки и развития на разумных основаниях.

2. Условием формирования сущностных сил человека является идентификация индивида с общностью и общности с более широкой общностью. Иными словами, условие раскрепощения сущностных сил — диалектика единства и разнообразия в становлении целостности социальной системы и такая рефлексия культурно-исторических типов, этносов, которая позволяет им осознавать всечеловечность собственных оригинальных характеристик.

3. Другим непременным условием становления сущностных сил выступает сохранение и наращивание разнообразия культурно-исторических типов, взаимозависимое существование которых составляет содержание социального движения.

Выделенные определения сущностных сил имеют принципиальное значение. Дело в том, что в отечественной философской литературе советского периода развивалось направление, трактующее культуру как процесс раскрепощения сущностных сил человека. Оно представлено такими именами, как Э.А. Баллер, М.Т. Иовчук, Л.Н. Коган, Н.С. Злобин, Э.В. Соколов. Однако не случайно это направление определяется как личностный подход в исследовании культуры, поскольку в центре внимания его представителей находились творческие способности личности, личностные сущностные силы, возрастание уровня субъектности личностной деятельности.

Исходя из выявленных характеристик, сущностные силы человека можно определить как создаваемые совместной деятельностью человечества всеобщие формы его родового самоопределения, обеспечивающие способность социальной системы в процессе ее развертывания в целостность осуществить ноосферную перестройку бытия.

Определения процесса раскрепощения сущностных сил человека, включающего такие моменты, как становление целостности социальной системы через наращивание способностей и потенций человеческого рода, сохранение культурно-исторического разнообразия, формирование отношения к человеку как к цели, совершенствование рефлексии цивилизационных образований и человеческого сообщества, создание условий ноосферной перестройки, совпадают с определениями культурного развития.

Теоретически и практически важным представляется выявление детерминационных зависимостей в структуре сущностных сил человека. Анализ показывает, что детерминационная вертикаль от производительных сил до духовных потенций человека, вытекающая из «экономического детерминизма», не соответствует историческим реалиям. Во второй главе пособия приводились примеры того, как и когда политическая, идеологическая, ментальная сферы блокировали импульсы, исходящие от сферы производственно-экономической или же прямо влияли на ее формирование. Чаще всего такое положение складывается в периоды образования новых культурно-исторических типов, во время межформационных переходов. Было также показано, что модусы различных формаций задаются особенностями типа социального контакта, в свою очередь детерминированными «началами» цивилизаций. В то же время, нельзя отрицать пусть неоднозначно представленную, но определяющую роль экономической сферы, например, в сформированном капиталистическом обществе. Следовательно, детерминационные связи сущностных сил человека складываются в зависимости от исторической ситуации, от переживаемого обществом исторического периода.