§ 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
Пожалуй, наиболее плодотворными разработками проблемы родовой человеческой сущности в контексте культурного процесса являются исследования историко-философского характера. К их числу относятся работы А.С. Чупрова, рассмотревшего формирование в европейской философии проблемы человека и способы ее решения в концепциях И. Канта, А. Шопенгауэра, Л. Фейербаха. Автором сделан обоснованный вывод о том, что во всех трех концепциях родовая сущность человека представляется как атрибут человеческого в человеке, как-то, что характеризует каждого индивида, а вместе с тем обеспечивает связь между индивидами: иначе говоря, однородность людей, т.е. их принадлежность к человеческому роду.
Именно данная позиция, развитая многими выдающимися представителями европейской и русской философских традиций, служит отправной точкой для предлагаемого здесь определения сущности человека.
На уровне анализа жизнедеятельности как процесса наращивания человеческого, как процесса человекотворчества наиболее четко выявляется несостоятельность концепций неизменности человеческой природы, их оторванность от действительной реальности.
Вместе с тем действительное определение сущностных сил возможно только в соотношении с бытием в целом, со способностью человека свертывать в себе макрокосм, с процессом наращивания возможностей субъекта осваивать последний и формировать уже сейчас условия для его перестройки и развития на разумных основаниях. Главным условием существования природы человека, реализации его значения является культурный (человекосозидающий) процесс, система закономерностей которого на каждом историческом этапе собственно и составляет человеческую сущность. Следовательно, понятие действительных сущностных сил субъекта вполне соотносимо с понятием микросоциума, которое, в свою очередь, определяется в соответствии с понятием макрокосма. Учет факта эволюции человеческой сущности, закономерностей, тенденций и направленности данного процесса имеет непосредственные практические выходы. Особую важность она приобретает при формировании гуманистической системы образования и воспитания, стремящейся к тому, чтобы ее деятельность носила целесообразный, реалистической характер.
Научно обоснованная система образования, имеющая главной функцией гуманизацию учебно-воспитательного процесса, должна учитывать достигнутый уровень развития человека на данном историческом этапе.
Необходимо также четко представлять себе то, как преломляются сущностные характеристики человека в становлении личности. Учет указанных обстоятельств не позволит образовательной системе ставить перед собой невыполнимые задачи, как это было в недавнем прошлом: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, когда не была разработана концепция эволюции человека, собственно, концепция всесторонне развитой, гармоничной личности; не был найден ответ на главный вопрос: возможно ли вообще в современных условиях воспитание такой личности?
Впрочем, такой вопрос никто и не ставил. Между тем мы находимся на этапе, когда условия, обрекающие индивида быть «частичным» человеком и даже «человеком-признаком», не преодолены. Более того, если бы мы в среднем учебном заведении и в вузе попытались отойти от принципа четкой профессиональной ориентации, а затем глубокой специализации (заданных нынешней спецификой разделения труда, его отчуждением), мы бы пустили в жизнь социально неадаптированного индивида, неспособного найти собственную нишу, собственное поле деятельности.
Однако система образования не должна рабски приспосабливаться к достигнутому уровню развития человека, возможностям наличной социальной системы.
В соответствии с выявленными тенденциями эволюции человеческой сущности необходимо конструировать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он выводил обучающего за рамки сущностной системы общественных отношений, ставил образованного индивида над последним. При ином результате деятельности системы образования социальный процесс в современном обществе невозможен.
Выполняя культурную, человекообразующую функцию, система образования должна давать возможность обучаемым осуществлять рефлексию и одновременно строить свои отношения с людьми по принципу кантовского категорического императива: относиться к человеку как к цели, а не как к средству, т.е. реально строить межличностные отношения будущего.
Вместе с тем система образования, имеющая прочные философские основания, позволит правильно определить ориентиры и средства, обеспечивающие целенаправленную работу по созданию специальных учебных программ, имеющих целью развитие учащихся в рамках раскрепощения сущностных сил.
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения
- §1. Антропологический принцип познания
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
- §3. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.
- Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом
- § 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике
- § 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время
- § 3. Педагогическая антропология к.Д. Ушинского
- § 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков
- Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии
- § 1. Природа человека
- § 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия
- Глава IV. Специфика развития человека
- § 1. Развитие как характеристика человека
- § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
- § 3. Психологические закономерности, присущие только человеку
- § 4. Врожденные и приобретенные особенности человека
- Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности
- § 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции
- § 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека
- § 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека
- § 4. Развитие личности как становление и реализация самости
- Глава VI. Человек и культура
- § 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология
- § 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность
- § 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
- § 4. Основные методологические конструкты истории культуры
- Глава VII. Природа креативности человека
- § 1. Психологические аспекты творческого процесса
- 1. Фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта.
- 2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
- 3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
- § 2. Педагогика креативности
- Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии
- § 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости
- § 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии