logo

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения 4

§1. Антропологический принцип познания 4

§2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение 7

Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом 13

§ 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике 13

§ 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время 18

§ 3. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского 21

§ 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков 34

Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии 44

§ 1. Природа человека 44

§ 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия 46

Глава IV. Специфика развития человека 50

§ 1. Развитие как характеристика человека 50

§ 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных 50

§ 3. Психологические закономерности, присущие только человеку 53

§ 4. Врожденные и приобретенные особенности человека 58

Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности 63

§ 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции 63

§ 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека 74

§ 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека 78

§ 4. Развитие личности как становление и реализация самости 79

Глава VI. Человек и культура 84

§ 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология 84

§ 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность 94

§ 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе 100

§ 4. Основные методологические конструкты истории культуры 101

Глава VII. Природа креативности человека 122

§ 1. Психологические аспекты творческого процесса 122

§ 2. Педагогика креативности 127

Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии 133

§ 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости 133

§ 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144