Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения 4
§1. Антропологический принцип познания 4
§2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение 7
Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом 13
§ 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике 13
§ 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время 18
§ 3. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского 21
§ 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков 34
Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии 44
§ 1. Природа человека 44
§ 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия 46
Глава IV. Специфика развития человека 50
§ 1. Развитие как характеристика человека 50
§ 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных 50
§ 3. Психологические закономерности, присущие только человеку 53
§ 4. Врожденные и приобретенные особенности человека 58
Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности 63
§ 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции 63
§ 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека 74
§ 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека 78
§ 4. Развитие личности как становление и реализация самости 79
Глава VI. Человек и культура 84
§ 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология 84
§ 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность 94
§ 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе 100
§ 4. Основные методологические конструкты истории культуры 101
Глава VII. Природа креативности человека 122
§ 1. Психологические аспекты творческого процесса 122
§ 2. Педагогика креативности 127
Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии 133
§ 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости 133
§ 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения
- §1. Антропологический принцип познания
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
- §3. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.
- Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом
- § 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике
- § 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время
- § 3. Педагогическая антропология к.Д. Ушинского
- § 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков
- Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии
- § 1. Природа человека
- § 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия
- Глава IV. Специфика развития человека
- § 1. Развитие как характеристика человека
- § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
- § 3. Психологические закономерности, присущие только человеку
- § 4. Врожденные и приобретенные особенности человека
- Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности
- § 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции
- § 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека
- § 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека
- § 4. Развитие личности как становление и реализация самости
- Глава VI. Человек и культура
- § 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология
- § 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность
- § 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
- § 4. Основные методологические конструкты истории культуры
- Глава VII. Природа креативности человека
- § 1. Психологические аспекты творческого процесса
- 1. Фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта.
- 2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
- 3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
- § 2. Педагогика креативности
- Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии
- § 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости
- § 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии