1. Место и значение уравнений и неравенств в шкм
1.1. Входной контроль. Ответьте на вопросы:
Что такое уравнение (неравенство)?
Являются ли уравнениями следующие выражения: ; ; ; ? (См. [28, с. 83]).
Резюме: Существуют следующие трактовки понятия уравнения в ШКМ:
– равенство с буквой, значение которой нужно найти [28, с. 83];
– равенство с переменной [1, с. 23];
– равенство двух функций ([25], задачи 1, 5);
– математическая модель задачи [7], [32, с. 19].
1.2. О различных точках зрения на понятие уравнения
«Классическое» понимание уравнения – «это запись постановки некоторой реальной задачи. Буквы в уравнении – это неизвестные (а не переменные!). Главное в решении уравнения — поиск способа его решения» [7, с. 3].
Чаще других в учебниках математики уравнение вводится двумя способами: 1) как равенство, содержащее неизвестное число и 2) как равенство с переменной. Непосредственно после указанных формулировок следует определение корня уравнения. В первом случае корень уравнения определяется как найденное значение неизвестного числа, а во втором — как значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. Различие между этими подходами заключается в том, что переменная «пробегает» ряд значений, а неизвестное — это буквенное обозначение конкретного числа.
Очевидно, что учитель математики должен знать, почему по-разному трактуется понятие уравнения (подробнее об этом в п. 4.1). Это поможет ему разобраться в подходе, реализованном в конкретном учебнике, а также при необходимости обобщить понятие уравнения при изучении уравнений с двумя переменными, при рассмотрении уравнений прямой, окружности, «уравнения свободного падения» и в других случаях использования термина «уравнение». Более подробно со всеми «за» и «против» каждой из указанных трактовок понятия уравнения можно ознакомиться в литературе [31], [36].
1.3. О месте и значении линии уравнений и неравенств в ШКМ
В школьном курсе математики уравнения служат для задания функции, геометрической фигуры (прямой, окружности и других геометрических мест точек), для решения текстовых задач.
Понятие уравнения в ШКМ не определяется, а вводится поясняющим описанием в пропедевтическом курсе математики как равенство с переменной1 или как равенство с неизвестным [28] и в систематическом курсе алгебры ([1], [19] и др.). В дальнейшем обучении понятие уравнения также используется без определения [5], [6], [34]. Также обстоит дело с понятием неравенства. Даже в восьмом классе в главе «Неравенства» [2, с. 9], [33, с. 175] понятие числового неравенства не определяется. (Аргументируйте это, выполнив задание 1 А и В из самостоятельной работы).
Уравнение – центральное понятие математики. В методике преподавания математики (МПМ) выделяют три аспекта его использования.
1. Теоретико-математическая направленность линии уравнений и неравенств состоит в изучении, во-первых, обобщенных понятий и методов, относящихся к линии в целом, во-вторых, в изучении наиболее важных классов уравнений, неравенств и их систем.
2. Прикладная направленность раскрывается широким использованием уравнения как простейшей математической модели в решении задач. Это способствует овладению учащимися методом математического моделирования на доступном для них материале и ознакомлению с одним из основных средством применения математики в других естественнонаучных дисциплинах (межпредметные связи).
3. Линия уравнений и неравенств выделена как одна из четырех основных содержательных линий школьного курса алгебры (проследите самостоятельно связь данной содержательной линии с другими, можно воспользоваться литературой, например [31], [36] и др.). Этот аспект рассматривается в МПМ как направленность на установление связей с остальным содержанием курса математики (внутрипредметные связи).
Проверка знаний по многим темам школьного курса математики (например задания части С итоговой аттестации) сводится к решению уравнений, неравенств и их систем. Однако приходится констатировать, что, несмотря на большое внимание, уделяемое изучению теории уравнений в школе, результаты овладения этими знаниями крайне низкие.
Цель данной лекции — представить основные методические аспекты изучения линии уравнений (неравенств) в ШКМ, знание которых позволит учителю математики успешно обучать понятиям линии уравнений и неравенств, а также их решению.
- Методика изучения математики в основной школе
- Цай и.С., Ярославцева л.Г., составление, 2011
- Педагогический университет», 2011 Оглавление
- Лекция 1. Тождественные преобразования выражений
- Введение
- Основной понятийный материал
- Теоретические основы тождественных преобразований выражений
- 3. Место, содержание и значение темы в школьном курсе математики
- 3.2.1. Общеобразовательное и развивающее
- 3.2.2. Воспитательное значение
- 3.2.3. Практическое значение
- 4. Изучение тождественных преобразований выражений в пропедевтическом курсе математики
- 5. Некоторые методические особенности изучения тождественных преобразований в систематическом курсе алгебры
- Задания для самостоятельной работы
- Список литературы
- Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по теме «Тождественные преобразования выражений»
- Алгоритмы
- 1. Вынесение множителя из-под знака квадратного корня
- Внесение множителя под знак квадратного корня
- Индивидуальные задания
- Список литературы для выполнения индивидуальных заданий
- Лекция 2. Содержательная линия «уравнения и неравенства» в школьном курсе математики
- Введение
- 1. Место и значение уравнений и неравенств в шкм
- 2. Теоретические основы линии уравнений и неравенств
- 3. Основные этапы изучения уравнений и неравенств4
- 4. Введение понятия уравнения (неравенства с переменной)
- 5. Методика обучения решению уравнений и неравенств
- Решение уравнений первой степени с одной переменной
- Решение уравнений с одной переменной степени выше первой
- Введение новой переменной как прием равносильных преобразований уравнений
- Список литературы
- Методические рекомендации к изучению темы «Неравенства» в школьном курсе математики
- Общее задание:
- Темы индивидуальных заданий
- Темы рефератов
- Список дополнительной литературы
- Лекция 3. Обобщение понятия степени
- Введение
- Основная цель и значение изучения данной темы
- 2. Характеристика этапов по обобщению понятия «степень» и подготовка к изучению показательной функции на множестве действительных чисел
- 3. Примерная схема рассуждений, относящихся к методике уроков систематизации и обобщения сведений о степенях
- Список литературы
- Задания для самостоятельной работы
- Лекция 4. Изучение геометрии в основной школе
- Логическое строение геометрии
- Возможные методические подходы к построению школьного курса геометрии
- 3. Основные этапы изучения геометрии в школе
- 4. Первые уроки систематического курса геометрии
- Некоторые методические рекомендации к первым урокам геометрии
- Список литературы
- 1. Нормативные документы:
- 2. Методики:
- 3. Учебники и учебные пособия для учащихся:
- 4. Пособия для учителя:
- Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по теме «Изучение геометрии в основной школе»
- Индивидуальные задания:
- Приложение а.Д Александров о геометрии
- И.Я. Виленкин, с.И Шварцбурд Равенства, тождества, уравнения, неравенства
- Учебное издание методика изучения математики в основной школе
- Авторы-составители :
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
- 614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11