logo
Учебное пособие_Методика

Решение уравнений с одной переменной степени выше первой

В 7-м классе учащиеся решают целые уравнения степени выше первой, используя свойства равенства произведения нулю: и т.п. К уравнению такого вида обычно приводится с помощью равносильного преобразования и разложения на множители уравнение .

В случае целого уравнения, если разлагается на множители, то имеем:

Квадратные уравнения имеют важное прикладное значение, к ним сводятся многие трансцендентные уравнения (показательные, логарифмические, тригонометрические).

«Квадратным уравнением называется уравнение вида , где – переменная, , и – некоторые числа, причём » [3, с. 286].

Решается полное квадратное уравнение с помощью метода разложения на множители его левой части и при помощи равносильных преобразований.

Решим квадратное уравнение. Так как , то

Числитель дроби , т.е. выражение , называют дискриминантом квадратного уравнения . Его обозначают буквой D. Значит, . Используя обозначение дискриминанта, последнее уравнение можно записать в виде .

Знаменатель дроби положителен, так как по определению квадратного уравнения . От D зависит, какие значения (положительные, нуль или отрицательные) принимает эта дробь. Рассмотрим отдельно каждый случай.

  1. Если , то . Получаем или , т.е.

Уравнение в этом случае имеет два корня: и .

2. Если , то .

Уравнение в этом случае имеет один корень .

3. Если , то . В этом случае уравнение не имеет действительных корней.

В 8-м классе с изучением алгебраических дробей решаются дробно-рациональные уравнения с одной переменной: . Используя условие равенства дроби нулю, получим:

Таким образом, при решении уравнений используются свойства равносильных уравнений. Кроме основных свойств равносильных уравнений для каждого вида уравнений изучаются другие приемы. Так, целые уравнения чаще всего решаются с помощью метода разложения на множители, в более сложных из них используется метод введения новой переменной (метод подстановки).