logo
Pedagogicheskaya_psikhologia_Uchebnoe_posobie

4.1. Психологические характеристики мотивационной сферы личности

Мотивация является регулятором деятельности.

Потребность – психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Потребность не определяет характер деятельности, в виду того, что может удовлетворяться разными способами.

Мотив – направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность.

Мотив учебной деятельности – это направленность на отдельные стороны учебного процесса, на усвоение знаний, умений, навыков и способов действий. Связан с личностной значимостью, со смыслом деятельности.

Цель – направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для реализации учебного мотива необходима постановка и реализация промежуточных целей. Наличие умений постановки целей – показатель зрелости мотивационной сферы учащегося.

Способность к целеполаганию проявляется и формируется у школьников по следующим показателям:

Соотношение всех сторон мотивационной сферы проявляется в виде интересов школьника, которые в свою очередь неразрывно связаны с уровнем сформированности учебной деятельности.

Таким образом, мотивационная сфера учения определяется: