logo
Pedagogicheskaya_psikhologia_Uchebnoe_posobie

Мотивы учения младших школьников (по м.В. Матюхиной)

Тенденция развития к

3-му классу

Виды мотивов

Осознание мотивов

учения

Рост числа показаний на эти мотивы

Широкие социальные мотивы:

-самосовершенствование («хочу быть культурным и развитым»);

-самооопределение («знания нужны для дальнейшей учебы»);

-мотив долга («стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя»);

-мотив ответственности перед учителем

Узколичные мотивы:

-мотив благополучия («хочу получать хорошие отметки»);

-мотив престижности («хочу быть лучше других, первым»)

Лучше осознаются мотивы самоопределения и самосовершенствования

Как понимаемые, занимают последнее место, но ярко проявляются как реально действующие, они непосредственно побуждают учебную деятельность

Мотивы, связанные с процессом учения, получают у 3-классников меньшее число выборов

Учебно-познавательные мотивы:

-мотивы, связанные с содержанием учения («люблю на уроке узнавать новое»);

-мотивы, связанные с процессом учения («люблю думать, рассуждать на уроке, решать задачи разными способами»)

Наиболее осознаются мотивы, связанные с целями учения («хочу все знать, всему научиться в школе»)

Указание на этот вид мотива к 3-му классу незначительно растет

Отрицательная мотивация (избегание неудачи):

1-2 класс: «не хочу получать хорошие отметки»;

3 класс: «хочу, чтобы одноклассники осуждали меня»

Развитие мотивов учения в подростковом возрасте

Особенности, благоприятствующие становлению учебной мотивации

Особенности психического развития, препятствующие становлению мотивации учения подростков

Качественная динамика

Познавательные мотивы: широкие (освоение уже не фактов, а закономерностей); узкие (интерес к способам приобретения знаний, основой которого является чувство взрослости); самообразования (цели конкретизируются через усвоение новых источников информации). Происходит выход познавательных интересов за пределы школьной программы. Ученик способен к самостоятельному выполнению учебных задач, их усложнению.

Социальные мотивы: широкие (социальная роль в обществе, классе, ценности, идеалы); узкие (стремление занять новую позицию, понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека).

Мотивы поиска контактов и сотрудничества с другими людьми – интерес школьника ко всем групповым и коллективным формам работы. Использование учителем методов самоконтроля, взаимоконтроля, рецензирования – осознание подростком своей личности и отдельных сторон своей деятельности.

Количественная динамика

4-5 класс – повышение мотивации учения (много новых предметов, учителей и т.д.).

6-7 класс – снижение мотивации учения (повышение самостоятельности, отсутствие общения, навыков учения).

8-9 класс – повышение мотивации учения (окончание неполной средней школы).

Специфика эмоций, сопровождающих учебную деятельность подростков, заключается в их противоречивости и изменчивости.

Мотивация учения в старшем школьном возрасте

Благоприятные внутренние условия, способствующие становлению мотивации учения:

Внутренние условия, затрудняющие становление мотивации учения:

Особенности мотивационной сферы старшеклассников: