Н. А. Мильчарек педагогическая психология
Учебное пособие
Омск
Издательство ОмГТУ
2008
УДК 37.015
ББК 88.8
М 60
Рецензенты:
Ю. П. Дубенский, д-р пед. наук, профессор ОмГУ им. Ф.М. Достоевкого;
Е. П. Щербаков, д-р психол. наук, профессор ОмГПУ.
Мильчарек, Н. А.
Педагогическая психология: учеб. Пособие / Н. А. Мильчарек. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. 80 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы педагогической психологии: психологические механизмы обучения и воспитания, сравнительный анализ психологических предпосылок традиционной и инновационной стратегий образования, социально-психологические аспекты развития обучающегося, психологическое содержание педагогической деятельности, а также представлен перечень и содержание практических заданий, план – задания по учебным неделям, перечень тем для самостоятельной работы студентов, список основной и дополнительной литературы, контрольный тест по курсу.
Предназначено для студентов 3-го курса специальности «Психология труда и организационная психология» дистанционной формы обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
Введение
Учебное пособие по педагогической психологии направлено на самостоятельную подготовку студентов по данной дисциплине и на формирование целостного представления о содержании курса и его отдельных разделов.
Программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального обучения для специальности «Психология труда и организационная психология».
В учебном пособии отражены цели и задачи курса «Педагогическая психология», сформирован комплекс заданий, позволяющих организовать систематическую, последовательную работу студентов в течение семестра, указаны требования к текущему и итоговому контролю.
Учебное пособие включает в себя описание программы курса, критериев подготовки студентов по объемам и видам учебной работы и необходимые для этого основы: конспект лекций, перечень и содержание тем практических занятий, планы-задания на учебные недели, перечень тем для самостоятельной работы студентов, контрольную работу (для текущего контроля), итоговый тест по курсу.
Для студентов специальности «Психология труда и организационная психология» предусматривается чтение лекций и проведение семинаров по всем программным темам, но некоторые вопросы выносятся для самостоятельного изучения с целью приобретения студентами навыков работы с первоисточниками и овладения способами переработки учебной информации.
Самостоятельная работа над курсом включает в себя подготовку к практическим и семинарским занятиям, подготовку по вопросам для самостоятельного изучения, выполнение различных заданий по педагогической психологии в период педагогической практики, контрольных и тестовых заданий, подготовку к экзамену.
Данное учебное пособие поможет студенту сориентироваться в учебной программе курса, спланировать свою учебную деятельность не весь период семестра, подобрать необходимую литературу, собрать, обработать и правильно оформить учебный материал.
- Н. А. Мильчарек педагогическая психология
- Цели и задачи дисциплины «Педагогическая психология»
- Требования к уровню подготовки студента
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- Объем дисциплины и виды учебной работы в часах
- Содержание курса по разделам
- Конспект лекций
- 1. Введение в педагогическую психологию
- Методы педагогической психологии
- 1.2 Этапы становления педагогической психологии
- 1.3. Проблема взаимосвязи обучения и развития
- Раздел 2. Психологические теории обучения и их роль в организации современного образования
- 2.2. Программированное обучение (по б. Скиннеру). Концепция поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 2.3. Проблемное обучение
- Раздел 3. Психология воспитания
- 3.1. Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи
- 3.2. Средства и методы воспитания
- 3.3. Деятельность, направленность личности и ее формирование. Развитие нравственной сферы личности
- 3.4. Проблема управления воспитанием личности. Показатели и критерии воспитанности школьников
- Показатели и критерии воспитанности школьников
- Раздел 4. Мотивация учебной деятельности
- 4.1. Психологические характеристики мотивационной сферы личности
- 4.2. Виды мотивов учения
- 4.3. Своеобразие мотивации учебной деятельности в разных школьных возрастах
- Мотивы учения младших школьников (по м.В. Матюхиной)
- 4.4. Принципы формирования мотивации учения школьников
- Раздел 5. Психологические основы педагогической деятельности
- 5.1. Понятие педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности состоит:
- 5.2. Психологические требования к личности педагога. Педагогические способности. Педагогические умения
- 5.3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая компетентность учителя
- 5.4. Проблемы педагогического общения. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 5.3.Перечень и содержание тем практических занятий
- 5.4. Самостоятельная работа студентов ( в форме проработки отдельных разделов курса) Курсовой проект не предусмотрен учебным планом.
- 5.4.1. Самостоятельная проработка наиболее сложных разделов лекций
- 5.5. План – задания по учебным неделям Неделя 1-я
- Познакомиться с программой учебного курса на весь семестр.
- 3. Ознакомиться со следующими текстами:
- 4. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 2-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.2.: «Этапы становления педагогической психологии».
- Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 3-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.3.: «Проблема взаимосвязи обучения и развития».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 4-я
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 5-я
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 6-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 2.3.: «Проблемное обучение»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 7-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.1.: «Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 8-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.2., 3.3.: «Средства и методы воспитания. Деятельность, направленность личности и ее формирование. Развитие нравственной сферы личности».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 9-я
- Неделя 10-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.1.: «Психологические характеристики мотивационной сферы личности»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 11-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.2.: «Виды мотивов учения»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 12-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.3.: «Своеобразие мотивации учебной деятельности в разных школьных возрастах».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 13-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.4.: «Принципы формирования мотивации учения школьников»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- 3. Знать точное определение следующих понятий:
- Неделя 14-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.1.: «Понятие педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 15-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.2.: «Психологические требования к личности педагога. Педагогические способности. Педагогические умения»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 16-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.3.: «Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая компетентность учителя»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 17-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.4.: «Проблемы педагогического общения. Стиль педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- 6. Контрольные вопросы по курсу
- 7. Основная и дополнительная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 8. Контрольный тест по курсу «Педагогическая психология»
- 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
- 3. Какие из следующих утверждений, на ваш взгляд, неверны и почему?
- Прокомментируйте следующие суждения о педагогической психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
- В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
- Вставьте пропущенные слова в утверждения:
- 8.Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как она называется?
- 9. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
- 10. Выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют: а) деятельность; б) игру; в) учение; г) труд.
- 11. Вставьте нужные слова в высказывание:
- 12. Найдите и отметьте единственный правильный ответ.
- 13. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.
- 14. Дайте определение предложенным ниже терминам, используя прилагаемые наборы слов.
- 15. Выберите единственно правильный ответ.
- 8.1. Контрольная работа (текущий контроль)
- 9. Формы и виды учебных действий и контрольных мероприятий
- Текущий рейтинговый контроль по дисциплине «Педагогическая психология»
- Формы и виды учебных действий и контрольных мероприятия
- Глоссарий
- Содержание