logo
Pedagogicheskaya_psikhologia_Uchebnoe_posobie

Раздел 4. Мотивация учебной деятельности

Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет две критерия воспитанности:

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы, то чем руководствуется человек).

Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика включает: запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу); нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности); реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.

Контрольные вопросы к разделу 3:

1. Перечислите основные точки зрения на понятие воспитания. Сопоставьте различные научные концепции воспитания.

2. Назовите цели воспитания. В чем их отличие от целей современного воспитания?

3. Раскройте содержание компонентной структуры воспитательных средств.

4. Охарактеризуйте основные механизмы нравственного развития личности.

5. Какова структура процесса управления воспитанием личности?

6. Перечислите критерии воспитанности (А.В. Гамезо, А.К. Маркова).