logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

Управление, соуправление, самоуправление

самоуправление— это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся прояв­ляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сде­ланного и принятии решений.

По своему характеру самоуправление может быть общественным, производственным, территориальным, функциональным.

Соуправление возможно только в тех коллективах, где есть демок­ратическое управление и подлинное самоуправление. Соуправление — это совместная деятельность общественных или самодеятельных ор­ганов самоуправления с государственными органами управления или другими общественными формированиями на равных правах при рав­ных обязанностях для достижения общих целей. Например, совмес­тное заседание ученического комитета школы и педагогического со­вета или родительского комитета и учкома и др. Соуправление дает возможность объединить в со­циальной деятельности взрослых и детей.

Характеристики управления и самоуправления

Добровольный. Воспитания по принуждению нет.

Демократический. В организации воспитательной дея­тельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согла­сию.

Гуманистический. В воспитательной деятельности все должно быть во имя ребенка и для ребенка.

Социальный. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе информационной, ценностно-ориентацион-ной, нормативной и других функций.

Творческий. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству.

Разновариативный. Самоуправление, формирующееся на основании сложившегося опыта и традиций, типа школы, нацио­нальной культуры и традиций, делает воспитательный процесс раз-новариативным, неповторимым.

Самостоятельный. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодея­тельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятель­ным, т. е. независимым от существующих установок, программ, ин­тересов администрации.

Задачи самоуправления:

предоставить учащимся возможность вместе с педагогами учас­твовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учеб­но-воспитательного процесса;

формировать у учащихся потребности и готовность совершен­ствовать свою личность, создавать условия для развития способнос­тей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духов­ный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

воспитать положительное отношение к общечеловеческим цен­ностям, нормам коллективной жизни, законом государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;

воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помо­гать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу лю­дям, стать защитником правды, добра и красоты;

формировать умение самостоятельно найти дело, полезное общес­тву, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.

Стр-ра и ф-ции учен. самоупр.

Осн. цель учен. самоупр.–подготовка воспит-ов к участ. в обществен. самоупр, воспит-е организ-ов. Учен. самоупр. обесп. Возможность каждому воспитаннику принимать участие в организат. деят-ти. Это помогает нам сделать проц. восп. в школе демократ., гуманист.

Стр-ра самоупр.

1 ур-нь – ученич-е самоупр-е в классах.Классн. ученич-ое собрание,совет класса,рабочие органы самоупр-ия /сектора: учебн.,культ.,спортивн.,трудовой, дежурный,старосты.

2 ур-нь–школьн. ученич. самоупр. Общ. собрание уч-ся, совет уч-ся, школьн. ученич. отделы:науки и образов.,культ и досуга,здравоохр. и спорта,труда и правопорядка.

3 ур-нь–общешк. самоупр. Совет школы.

Функции:

1.Самоактивизация- вовлеч. как можно большего числа членов учен. кол-вов в решение управленческой пробл., системат. работу по включ. их в управл. новыми сферами д-ти. 2.Организационное. саморегул-е-гибкость в реализ. организат. ф-ций членами учен. кол-вов, устойч. влиян. актива на кол-тив, спос-ть колл-ва самост-но изменять свою стр-ру с целью успешного решения организац. задач. 3.Коллективный самоконтроль-постоян. самоанализ органами самоупр. и отдельн. организаторами своей д-ти и на основе этого поиск более эффект. решений поставл. задач.Благодаря иниц. пед-ов,тв-ву уч-ся, составляющие стр-ру учен. самоупр. измен- ся, соверш-ся.

Содерж. и принц. д-ти исполн. орг. уч. самоупр.

Общешк.(классное)собрание-данный элем. учен. самоупр. явл. Наиб. важным органом самоупр. Собрание рассматр. и приним. стратег. управленческие решения. Последние определяют жизнед-ть колл-ва уч-ся, перспективы его развития. Исполнительные органы. Главное назнач. этих органов-они регул. жизнед-ть колл-ва в период между двумя собраниями и проводят в жизнь решения общего собрания. Исполн. органы могут иметь разл. назв. и формы — учен. комитеты, советы уч-ся и др. Их назв. опред-ся, исходя из сложившихся традиций в колл-ве, специф. работы восп.-образов. учр. и творч. подхода в д-ти педагогов и уч-ся. Члены исполн. органов избир-ся из числа наиб. активных уч-ся. В состав исполн. органов может быть избран любой член колл-ва. Сроки функционирования органов, режим их работы, функц. права и обязан. опред. общим собранием. Также опред. стр-ра исполн. органа. При исполн. органе могут создаваться постоян. и времен. формирования. В каждом колл-ве в период между собраниями самоуправленческую д-ть осущ. исполн. выборные органы. В учен. колл-ве — это комитеты, советы, штабы и др. Названия органов могут быть различными, но ф-ции одинаковые: организовать содерж. д-ти колл-ва, обесп. членам колл-ва необход. условия для выполн. соответств. д-ти. От того, какую роль выполняет орган, зависит успешное решение поставл. задач. Органы самоупр. созд. для орган. и управл. различными видами д-ти в учен. колл-ве. Содерж. работы исполн. органов самоупр. в каждом воспит. учр. будет разным. Оно зависит от условий и традиций колл-ва, ур-ня его саморазв. и ур-ня воспитан., образ-сти уч-ся.

соц-пед центры, цели и задачи