Управление, соуправление, самоуправление
самоуправление— это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.
По своему характеру самоуправление может быть общественным, производственным, территориальным, функциональным.
Соуправление возможно только в тех коллективах, где есть демократическое управление и подлинное самоуправление. Соуправление — это совместная деятельность общественных или самодеятельных органов самоуправления с государственными органами управления или другими общественными формированиями на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей. Например, совместное заседание ученического комитета школы и педагогического совета или родительского комитета и учкома и др. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей.
Характеристики управления и самоуправления
Добровольный. Воспитания по принуждению нет.
Демократический. В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию.
Гуманистический. В воспитательной деятельности все должно быть во имя ребенка и для ребенка.
Социальный. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе информационной, ценностно-ориентацион-ной, нормативной и других функций.
Творческий. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству.
Разновариативный. Самоуправление, формирующееся на основании сложившегося опыта и традиций, типа школы, национальной культуры и традиций, делает воспитательный процесс раз-новариативным, неповторимым.
Самостоятельный. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, т. е. независимым от существующих установок, программ, интересов администрации.
Задачи самоуправления:
предоставить учащимся возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законом государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Стр-ра и ф-ции учен. самоупр.
Осн. цель учен. самоупр.–подготовка воспит-ов к участ. в обществен. самоупр, воспит-е организ-ов. Учен. самоупр. обесп. Возможность каждому воспитаннику принимать участие в организат. деят-ти. Это помогает нам сделать проц. восп. в школе демократ., гуманист.
Стр-ра самоупр.
1 ур-нь – ученич-е самоупр-е в классах.Классн. ученич-ое собрание,совет класса,рабочие органы самоупр-ия /сектора: учебн.,культ.,спортивн.,трудовой, дежурный,старосты.
2 ур-нь–школьн. ученич. самоупр. Общ. собрание уч-ся, совет уч-ся, школьн. ученич. отделы:науки и образов.,культ и досуга,здравоохр. и спорта,труда и правопорядка.
3 ур-нь–общешк. самоупр. Совет школы.
Функции:
1.Самоактивизация- вовлеч. как можно большего числа членов учен. кол-вов в решение управленческой пробл., системат. работу по включ. их в управл. новыми сферами д-ти. 2.Организационное. саморегул-е-гибкость в реализ. организат. ф-ций членами учен. кол-вов, устойч. влиян. актива на кол-тив, спос-ть колл-ва самост-но изменять свою стр-ру с целью успешного решения организац. задач. 3.Коллективный самоконтроль-постоян. самоанализ органами самоупр. и отдельн. организаторами своей д-ти и на основе этого поиск более эффект. решений поставл. задач.Благодаря иниц. пед-ов,тв-ву уч-ся, составляющие стр-ру учен. самоупр. измен- ся, соверш-ся.
Содерж. и принц. д-ти исполн. орг. уч. самоупр.
Общешк.(классное)собрание-данный элем. учен. самоупр. явл. Наиб. важным органом самоупр. Собрание рассматр. и приним. стратег. управленческие решения. Последние определяют жизнед-ть колл-ва уч-ся, перспективы его развития. Исполнительные органы. Главное назнач. этих органов-они регул. жизнед-ть колл-ва в период между двумя собраниями и проводят в жизнь решения общего собрания. Исполн. органы могут иметь разл. назв. и формы — учен. комитеты, советы уч-ся и др. Их назв. опред-ся, исходя из сложившихся традиций в колл-ве, специф. работы восп.-образов. учр. и творч. подхода в д-ти педагогов и уч-ся. Члены исполн. органов избир-ся из числа наиб. активных уч-ся. В состав исполн. органов может быть избран любой член колл-ва. Сроки функционирования органов, режим их работы, функц. права и обязан. опред. общим собранием. Также опред. стр-ра исполн. органа. При исполн. органе могут создаваться постоян. и времен. формирования. В каждом колл-ве в период между собраниями самоуправленческую д-ть осущ. исполн. выборные органы. В учен. колл-ве — это комитеты, советы, штабы и др. Названия органов могут быть различными, но ф-ции одинаковые: организовать содерж. д-ти колл-ва, обесп. членам колл-ва необход. условия для выполн. соответств. д-ти. От того, какую роль выполняет орган, зависит успешное решение поставл. задач. Органы самоупр. созд. для орган. и управл. различными видами д-ти в учен. колл-ве. Содерж. работы исполн. органов самоупр. в каждом воспит. учр. будет разным. Оно зависит от условий и традиций колл-ва, ур-ня его саморазв. и ур-ня воспитан., образ-сти уч-ся.
соц-пед центры, цели и задачи
-
Социально-педагогический центр-учреждение образования, относящееся к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.
-
Цель: Обеспечение прав детей на получение своевременной социально-педагогической, психологической и иной помощи.
-
Задачи:
-
обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетнего
-
укрепления физического и психического здоровья,
-
профессионального самоопределения и творческого труда;
-
социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;
-
профилактическая работа по предупреждению социального
-
сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения;
- Оглавление
- Понятие и сущность воспитательной системы
- Сущность аксиологического подхода в восп. Сист.
- Использование аксиологического подхода
- Структура воспитательной системы
- Принципы воспитательной системы
- Воспитательная система школы, этапы ее развития.
- Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса.
- Авторитарная система воспитания Гербарта
- Система свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Система воспитания детей с девиантным поведением а.С.Макаренко
- Система воспитания Сухомлинского
- Проблема воспитания детей и учащейся молодежи на современном этапе
- Караковский,Новикова,Селиванова концепции
- Щуркова концепция
- Концепция самовоспитания Селевко
- Иванов концепция
- Концепция непрерывного воспит дет и молод(2007)
- Целеполагание как процесс формирования цели. Компоненты целеполагания
- Содержание системы воспитания современной школы
- Морально- этические ценности – основа ценностной воспитательной системы
- Воспитание как процесс интериоризации человеческих ценностей
- Проблемы и особенности воспитательной системы современной школы
- Молодежные объединения/организации
- Изучение эффективности воспитательной системы
- Критерии и показатели эффективности воспит.Системы.
- Количественные и качественные показатели
- Условия эффективного функционирования
- Динамика
- Этапы развития воспитательной системы
- Сущность и этапы управления св Условия эффективности и особенности управления системой воспитания
- Управление, соуправление, самоуправление
- Принципы, структура, содержание направления работы соц. Пед
- Анализ современных систем воспитания с точки зрения Кодекса рб Об образовании
- Школа диалога культур (Библер, Курганов)
- Педагогика Монтессори
- 44. Школа здоровья
- 45. Вальдорфская школа
- Анализ системы воспитания в общеобразовательной школе
- Анализ системы воспитания в гимназиях
- Анализ системы воспитания в учреждениях доп. Образования
- Методы организации ценностных ориентаций системы воспитания
- Основные функции воспитательной системы