Сущность аксиологического подхода в восп. Сист.
Аксиологический подход (В. А. Караковский, Н. Е. Щуркова). В основе этого подхода лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине в., а в XX в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных сферах научной мысли, и в том числе в педагогике, в частности, в теории воспитания.
Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно понимание того, что мир ценностей объективен, это − сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее поколение решать проблему «как жить». Однако ценности имеют и личностные проявления − ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе.
Аксиология–философское учение о ценностях.
Ценности – это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Многие исследователи связывают сущность ценностей с оценочной деятельностью, но как показывает анализ практики воспитанияя, в образовательных учреждениях практически отсутствует оценочная деятельность. Ребенку до выпускного класса следует воспринимать оценки педагога как должные. Поэтому эффективность воспитательного процесса ниже, чем она могла бы быть. Ряд исследователей связывает ценности с таким понятием, как «смысл». Франкл сказал, что ценности выполняют роль смысла человеческой жизни. Он отмечал, что три группы ценностей делают жизнь человека осмысленной. Это ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. То есть для полноценного воспитания необходимы: смысл жизни (ради чего живу), творчество (какими путями достигаю намеченного), чувство (эмоциональная окраска действий), отношение (оценка). Как показала практика, именно такая логика ведет ребенка к самовоспитанию. Классический ряд ценностей: добро, истина, красота, которые в целом представляют собой особый продукт духовной деятельности человека.
+ ценности В.А.Караковский(ниже)
- Оглавление
- Понятие и сущность воспитательной системы
- Сущность аксиологического подхода в восп. Сист.
- Использование аксиологического подхода
- Структура воспитательной системы
- Принципы воспитательной системы
- Воспитательная система школы, этапы ее развития.
- Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса.
- Авторитарная система воспитания Гербарта
- Система свободного воспитания ж.-ж. Руссо
- Система воспитания детей с девиантным поведением а.С.Макаренко
- Система воспитания Сухомлинского
- Проблема воспитания детей и учащейся молодежи на современном этапе
- Караковский,Новикова,Селиванова концепции
- Щуркова концепция
- Концепция самовоспитания Селевко
- Иванов концепция
- Концепция непрерывного воспит дет и молод(2007)
- Целеполагание как процесс формирования цели. Компоненты целеполагания
- Содержание системы воспитания современной школы
- Морально- этические ценности – основа ценностной воспитательной системы
- Воспитание как процесс интериоризации человеческих ценностей
- Проблемы и особенности воспитательной системы современной школы
- Молодежные объединения/организации
- Изучение эффективности воспитательной системы
- Критерии и показатели эффективности воспит.Системы.
- Количественные и качественные показатели
- Условия эффективного функционирования
- Динамика
- Этапы развития воспитательной системы
- Сущность и этапы управления св Условия эффективности и особенности управления системой воспитания
- Управление, соуправление, самоуправление
- Принципы, структура, содержание направления работы соц. Пед
- Анализ современных систем воспитания с точки зрения Кодекса рб Об образовании
- Школа диалога культур (Библер, Курганов)
- Педагогика Монтессори
- 44. Школа здоровья
- 45. Вальдорфская школа
- Анализ системы воспитания в общеобразовательной школе
- Анализ системы воспитания в гимназиях
- Анализ системы воспитания в учреждениях доп. Образования
- Методы организации ценностных ориентаций системы воспитания
- Основные функции воспитательной системы