logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

Концепция самовоспитания Селевко

В своих исследованиях Герман Константинович Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества, личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Потребности самосовершенствования.

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений.

Стремление к самозащите выражается также в саморегуляции своего состояния и поведения.

Потребности в самоопределении (прогнозирование своего будущего)развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности.

Потребности в самореализацииЧастным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей,

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности.

Доминанта — это "центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека".

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии,

Необходимы след. условия:

Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности. Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

б) модель физически здорового человека;

в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;

д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

Концепция самовоспитания выдвигает еще одну, новую модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

· одухотворенность, идейная направленность, высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность, творческий характер деятельности человека;результативность, эффективность самоформирования личности.

К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач. Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:

в области воспитания:

-превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

-осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

-развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

-формирование веры ребенка в себя;

-формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

-обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;

-создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

в области обучения:

-формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

-формирование общеучебных знаний, умений, навыков;

-формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления

в области психического развития:

-поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;

-формирование положительной Я-концепции личности ребенка;

-формирование доминанты самосовершенствования личности;

-формирование умений управления собой, саморегуляции;

- составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

В области социализации:

-формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

-формирование социальной активности;

-формирование интегративного качества самостоятельности личности -обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

-подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Выводы:Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.