logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

Компоненты и этапы развития воспитательной системы класса.

1.Индивидуально-групповой компонент состоит из нескольких элементов:

Классный руководитель.Учащиеся класса,Родители учащихся.Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

2.Ценностно-ориентационный компонент, он включает в себя следующие элементы:

Цели и задачи воспитания.Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

При разработке цели необходимо учесть следующее:

Цель и задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка, на формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.

Содержание цели и задач должно предусматривать овладение целостной системой знаний, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности.

Целевые установки должны быть сопряжены с интересами и устремлениями членов классного сообщества.

3.Функционально-деятельностный компонент:

Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

Основные функции воспитательной системы.

Педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.

Выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность, функционирование и развитие ее основных элементов и связей, основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества.

Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:

Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научнообоснованной картины мира.

Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника.

Защитную, связанную с психологической защитой ребенка от среды.

Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации.

Интегрирующую и корректирующую - при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

4.Пространственно-временной компонент:

Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.

Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

Этапы становления и развития воспитательной системы.

Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.

5. Диагностико-аналитический компонент:

Критерии эффективности воспитательной системы;

Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;

Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.