logo
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

Система воспитания детей с девиантным поведением а.С.Макаренко

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период 1930-1980 гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива.

1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю

На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться “законами движения коллектива”, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий

Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, целеустремленность, убежденность и чувство гордости.