6. Контрольные вопросы по курсу
Предмет психологии педагогической психологии
Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.
История становления педагогической психологии
Концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и воспитания.
Проблемы соотношения развития и обучения.
Методологические основы педагогической психологии
Методы (общие и специальные) в педагогической психологии.
Основные категории педагогической психологии.
Новая парадигма педагогической психологии и практика образования.
Понятие учебной деятельности, научения, обучения, учения.
Развитие личности как педагогическая проблема. Роль обучения в развитии личности.
Сравнительная характеристика психологических теорий учения.
Педагогические аспекты теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Теория формирования содержательного обобщения В.В. Давыдова.
Проблемное обучение, его характеристики (по А.М. Матюшкину).
Основы программированного обучения.
Возрастные особенности усвоения социального опыта.
Структура учебной деятельности, основные требования, предъявляемые к учебной деятельности (Д.Б. Эльконин).
Учебная деятельность, ее структура, условия, источники.
Учет общих закономерностей развития познавательной сферы ребенка при организации учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности.
Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности обучения.
Психологические причины возникновения перегрузки школьников.
Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников.
Социализация личности в педагогическом процессе.
Психология воспитания. Соотношение понятий воспитание и обучение.
Цели и задачи воспитания. Историчность целей воспитания.
Социально - психологические аспекты воспитания.
Классификация психологических средств воспитания.
Критерии и показатели воспитанности школьников.
Категория мотива и ее роль в решении проблемы детерминации поведения человека.
Виды мотивов учения.
Проявление мотивации учения школьников в учебном процессе.
Методы изучения учителем мотивации учения.
Пути формирования мотивации учения.
Психологическая готовность к обучению в школе и ее основные критерии.
Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
Профессиональная компетентность учителя, пути ее повышения.
Мотивация педагогической деятельности.
Основные функции педагогической деятельности.
Общая характеристика педагогических умений и способностей.
Индивидуальный стиль деятельности педагога.
Педагог как субъект педагогической деятельности.
Ценностная детерминация педагогической деятельности.
Психологические особенности педагогического коллектива.
Стиль педагогического руководства и его виды.
Психологический анализ урока в деятельности педагога.
Понятие конфликта в педагогике. Виды конфликтов в педагогическом процессе.
Пути преодоления и предупреждения конфликтов в педагогическом процессе.
Студент как субъект учебной деятельности.
Индивидуальные различия в мышлении школьников и их учет при организации учебной деятельности.
Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.
Воспитание в школе.
Воспитание через средства массовой информации и культуру.
Развитие личности в коллективе.
Семья и воспитание.
Особенности воспитания детей в неполной семье.
Формирование и изменение социальных установок.
Нравственное воспитание личности.
Психологическая характеристика мотивов учения по А.К. Марковой.
- Н. А. Мильчарек педагогическая психология
- Цели и задачи дисциплины «Педагогическая психология»
- Требования к уровню подготовки студента
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- Объем дисциплины и виды учебной работы в часах
- Содержание курса по разделам
- Конспект лекций
- 1. Введение в педагогическую психологию
- Методы педагогической психологии
- 1.2 Этапы становления педагогической психологии
- 1.3. Проблема взаимосвязи обучения и развития
- Раздел 2. Психологические теории обучения и их роль в организации современного образования
- 2.2. Программированное обучение (по б. Скиннеру). Концепция поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 2.3. Проблемное обучение
- Раздел 3. Психология воспитания
- 3.1. Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи
- 3.2. Средства и методы воспитания
- 3.3. Деятельность, направленность личности и ее формирование. Развитие нравственной сферы личности
- 3.4. Проблема управления воспитанием личности. Показатели и критерии воспитанности школьников
- Показатели и критерии воспитанности школьников
- Раздел 4. Мотивация учебной деятельности
- 4.1. Психологические характеристики мотивационной сферы личности
- 4.2. Виды мотивов учения
- 4.3. Своеобразие мотивации учебной деятельности в разных школьных возрастах
- Мотивы учения младших школьников (по м.В. Матюхиной)
- 4.4. Принципы формирования мотивации учения школьников
- Раздел 5. Психологические основы педагогической деятельности
- 5.1. Понятие педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности состоит:
- 5.2. Психологические требования к личности педагога. Педагогические способности. Педагогические умения
- 5.3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая компетентность учителя
- 5.4. Проблемы педагогического общения. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 5.3.Перечень и содержание тем практических занятий
- 5.4. Самостоятельная работа студентов ( в форме проработки отдельных разделов курса) Курсовой проект не предусмотрен учебным планом.
- 5.4.1. Самостоятельная проработка наиболее сложных разделов лекций
- 5.5. План – задания по учебным неделям Неделя 1-я
- Познакомиться с программой учебного курса на весь семестр.
- 3. Ознакомиться со следующими текстами:
- 4. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 2-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.2.: «Этапы становления педагогической психологии».
- Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 3-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.3.: «Проблема взаимосвязи обучения и развития».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 4-я
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 5-я
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 6-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 2.3.: «Проблемное обучение»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 7-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.1.: «Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 8-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.2., 3.3.: «Средства и методы воспитания. Деятельность, направленность личности и ее формирование. Развитие нравственной сферы личности».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 9-я
- Неделя 10-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.1.: «Психологические характеристики мотивационной сферы личности»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 11-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.2.: «Виды мотивов учения»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 12-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.3.: «Своеобразие мотивации учебной деятельности в разных школьных возрастах».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 13-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.4.: «Принципы формирования мотивации учения школьников»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- 3. Знать точное определение следующих понятий:
- Неделя 14-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.1.: «Понятие педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 15-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.2.: «Психологические требования к личности педагога. Педагогические способности. Педагогические умения»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 16-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.3.: «Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая компетентность учителя»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 17-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.4.: «Проблемы педагогического общения. Стиль педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- 6. Контрольные вопросы по курсу
- 7. Основная и дополнительная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 8. Контрольный тест по курсу «Педагогическая психология»
- 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
- 3. Какие из следующих утверждений, на ваш взгляд, неверны и почему?
- Прокомментируйте следующие суждения о педагогической психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
- В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
- Вставьте пропущенные слова в утверждения:
- 8.Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как она называется?
- 9. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
- 10. Выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют: а) деятельность; б) игру; в) учение; г) труд.
- 11. Вставьте нужные слова в высказывание:
- 12. Найдите и отметьте единственный правильный ответ.
- 13. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.
- 14. Дайте определение предложенным ниже терминам, используя прилагаемые наборы слов.
- 15. Выберите единственно правильный ответ.
- 8.1. Контрольная работа (текущий контроль)
- 9. Формы и виды учебных действий и контрольных мероприятий
- Текущий рейтинговый контроль по дисциплине «Педагогическая психология»
- Формы и виды учебных действий и контрольных мероприятия
- Глоссарий
- Содержание