logo search
ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

Воспитание как процесс интериоризации человеческих ценностей

Общественные нормы,  требования,  идеалы,  ценности культуры воспринимаются  и присваиваются личностью индивидуально и избирательно.

Становление личностного  в  человеке  предполагает  усвоение системы гуманистических ценностей,  составляющих основу его гуманитарной культуры.  Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость.  От его  успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую,  непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций,  которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение. Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности,  мало добиться того, чтобы человек  ее  ясно осознавал.  Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования,  когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий. Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Если в педагогическую систему "учитель - учащийся" ввести определенные факторы,  которые стимулируют самодеятельность воспитанника,  то он будет  находиться  в условиях расширенного формирования духовных потребностей. Учащийся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их  во  внутренние  состояния.  Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации. Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей  в  процессе  осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с  общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания,  и реализовать ее на  практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью - происходит экстериоризация. 

Восприятие и интериоризация личностью,  перевод во "внутренний план" общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания  (когнитивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями.  В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами.  Даже понимание общественного значения не просто "сопровождается",  а "окрашивается" чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью, а не просто его понимание.  Таким образом, интериоризация общечеловеческих ценностей  требует  учета диалектического единства когнитивного и чувственного,  рационального и практического .