§ 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии
Познание взаимосвязей между разнопорядковыми характеристиками человека возможно только путем комплексных исследований: они не просто увеличивают общий объем знаний, но дают их качественно иное измерение. Ст. Ангелов и Д. Георгиев справедливо замечают, что в рамках целостного изучения человека образуется ряд иерархически подчиненных подсистем — комплексов знаний. Одним из них является современная геронтология; в центре внимания ее - закономерности завершающего этапа человеческой жизни и психолого-педагогическая антропология, которую интересуют аспекты воспитания, становления, развития человека в разные периоды жизни, включая и заключительный этап.
В общем виде геронтология - это наука о старости; определения данной отрасли знания во многом схожи. «Геронтология - наука о старении всех живых существ, в том числе и человека. Геронтология представляет собой комплексную социально- биологическую науку, изучающую закономерности, механизмы и проявления старения в общем онтогенетическом плане, устанавливающую влияние средовых, социально-гигиенических факторов на ход возрастных изменений, разрабатывающую теоретически и практически мероприятия по увеличению продолжительности жизни, работоспособности людей» (Фролькис В.В. - 1973). «Геронтология - это наука, изучающая процессы старения с позиций биологии, физические и духовные особенности старых организмов и социальную значимость старых людей» (Грмек М.Д. - 1964).
Геронтология включает: гериатрию — учение об особенностях болезней старческого организма; герогигиену - учение о гигиене людей старших возрастных групп; геронтопсихологию - учение об особенностях психики и поведения лиц пожилого и преклонного возраста. Для психолого-педагогической антропологии наиболее значимы достижения геронтопсихологии, так как она концентрирует внимание на изучении психологических особенностей поведения людей пожилого возраста, на личностных сдвигах, порождаемых изменением характера деятельности и ценностных ориентаций данного контингента, на изыскании средств продления их активной, полнокровной жизни.
Геронтология - одна из древнейших наук о человеке, его старении и долголетии. В Древней Греции под этим термином подразумевалось знание о старости и стариках, наблюдение и описание внешних признаков пожилых людей. В последующие периоды ее занимают основные принципы сохранения здоровья и продления жизни людей (X. Гуфелянд, Ф. Бэкон). К концу XIX века геронтология обособляется от философии и медицины, обретает статус самостоятельной науки, занимается в основном биологическим аспектом старения: создаются эндокринная теория, теория аутоинтоксикации и др.; идет поиск эффективных средств омоложения организма и влияния на скорость процесса старения. В начале XX века появляется интерес к социальным и психологическим аспектам старения: И.И. Мечников показывает глубокую зависимость старения человеческого организма от индивидуального образа жизни и создает теорию ортобиоза - разумного, по отношению к своему здоровью, поведения людей; А.А. Богомолец подчеркивает зависимость старения человека от организации его труда.
Заметное внимание к достижениям геронтологии и ее активное развитие в настоящее время обусловлены увеличением контингента пожилого населения, для которого достижения этой науки имеют жизненно значимый смысл; возрастанием интереса к самопознанию и к вопросам о смысле жизни, потребностью человека в максимально возможном продлении активной жизни, сохранении здоровья, реализации в эту пору творческих возможностей.
Термин «старение» используется в геронтологии в широком и узком смысле. В широком смысле старение - это развивающиеся и необратимые изменения организма, имеющие место с возрастом, начиная с момента зачатия индивида. В узком смысле старение - это фаза развития организма. Согласно В.В. Фролькису, старение - внутренне противоречивый процесс, в ходе которого возникают не только нарушения обмена и функций организма, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы. Понятие «старость» означает возрастной период, характеризующий заключительную фазу человеческой жизни. Современной геронтологии свойственны два подхода к старости. Первый, широко распространенный, рассматривает старость как болезнь, второй - как нормальный физиологический процесс. Определение старости как болезни, лишь восприятие ее как «ненормальность», «зло» имеет ограниченный характер. Такой подход как бы отделяет старых людей от остальной, здоровой части населения, заставляет не только бояться ее, но и ориентирует на «борьбу» с ней с помощью медицинских средств, как бы навязывая пожилым образ жизни по принципу «экономии энергии». Определение старости как нормального физиологического явления трактует ее как процесс сложной качественной перестройки биопсихологических характеристик. Данный подход предполагает регулирование хода старения, возможность управления им, выявление потенциальных средств его замедления.
Предметы изучения современной геронтологии и психолого-педагогической антропологии в определенной степени соприкасаются. На заключительном этапе жизни также необходимо развитие человека, воспитание адекватного восприятия периода старости и обеспечение продуктивного его использования.
Предметы изучения психолого-педагогической антропологии и современной геронтологии пересекаются в ряде следующих аспектов.
Воспитание адекватного ценностного отношения к старости в обществе. Разным культурам свойственно различное отношение к старости. Наиболее распространенными типами отношений, являются:
геронтофилия — сакрализация личности стариков. В иудейско-христианской традиции поддерживался культ старого вождя. В Древнем Китае возраст 60—70 лет назывался «желанным». В буддизме считается, что тела святых старцев не подвержены тлению, и т.д.;
геронтофобия - негативное отношение к старости, которая сравнивается с «живой могилой». В определенных культурах существовал обычай убийства стариков. Это было обусловлено представлением о том, что не стоит продлевать старость, тягостную и для индивида, и для общества. Вызванный прогрессом общества рост численности старых людей в современном мире придает актуальность борьбе с ге-ронтофобией. Развитие цивилизации обостряет проблему естественности старости как закономерного периода жизни человека и изменяет отношение к ней общества. Европейский рационализм породил тенденцию рассматривать старых людей в качестве субкультуры и даже «контркультуры», якобы угрожающей обществу и миру бизнеса непрерывным ростом их потребностей в материальной помощи;
геронтократия - власть стариков - пожизненное занятие ими руководящих постов, консерватизм политического руководства.
В нашей стране отношение к проблемам старости довольно неоднозначно. Постепенно происходит размывание идеалов уважения к старости и мудрости, все более утверждается подход к человеку как «винтику» социального организма, который нужен только в рабочем состоянии (вероятно, этим обусловлено на сегодняшний момент увеличение возраста выхода на пенсию). Действие остаточного принципа по отношению к социальной сфере жизни в современной России приводит к формированию значительного слоя пожилых людей, живущих за чертой бедности. Галопирующая инфляция, растущая безработица, межнациональные конфликты усугубляют проблему. В результате сейчас, как никогда остро, стоит необходимость уважительно ценностного отношения к старости.
Воспитание адекватного восприятия процесса старения и преодоление распространенных ошибочных представлений о периоде старости. Об ошибочных представлениях о старости рассуждал еще Цицерон. В диалоге «О старости» он устами Катона опровергает мнения, будто бы старость:
1) препятствует деятельности человека;
2) ослабляет его силы;
3) лишает наслаждений;
4) приближает к смерти.
Цицерон доказывает, что старики в этом возрасте способны к политической и литературной деятельности, воспитанию молодежи, земледелию.
К числу ошибочных представлений о старости относится также представление о необходимости экономии сил, покоя, бездеятельности как главных средств ее предупреждения; о том, что изнашивание тела подобно изнашиванию орудия, а старение - «расплата», истощение, связанное с периодом размножения. Необходимо отметить, что восприятие человеком времени своего развития, в том числе и старости, как быстротекущего, доставляющего радость и наслаждение, стимулирует жизненные процессы, повышает работоспособность и тем самым создает благоприятные предпосылки для здоровья и долголетия. Восприятие же старости как медленнотекущего, вызывающего негативные эмоции периода нарушает или вовсе угнетает жизненные процессы человека, снижает его работоспособность, сокращает жизнь.
Преодоление «кризиса пожилого возраста». Несмотря на относительное многообразие конкретных подходов к периодизации психического развития в позднем возрасте, общепринятым является признание нормативного возрастного кризиса в 55—65 лет. Изменение социального статуса и внутренней позиции человека по отношению к своей жизни - главное содержание этого периода. Как во всяком возрастно-психологическом кризисе, в пожилом возрасте, кроме многочисленных негативных моментов (изменение образа жизни, потеря множества социальных связей, ухудшение здоровья, уменьшение социальных и личностных притязаний, изменение психологического функционирования и др.), есть и позитивные. Старость адаптивна. Так как сознание человека и его психика имеют системное строение (Л. С. Выготский), то изменение (в частности, ухудшение) одних психологических функций может успешно компенсироваться за счет подключения других. Кризис есть свидетельство того, что субъект в условиях изменившихся психофизиологических возможностей организма, состояния здоровья, исчерпавшей себя мотивации достижений и др. оказывается готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к ней.
Формирование адекватных моделей и типов старения, при которых используются творческие и другие ресурсы пожилых людей. Модели старения - это предполагаемые варианты процесса старения. Определенный интерес представляют модели старения, предложенные К. Шайе:
«модель стабильности» - исходит из предположения, что по достижении зрелого возраста поведение остается стабильным;
«модель необратимого снижения» - предполагает, что старение взрослых людей в оставшийся заключительный отрезок жизни сопровождается необратимым по характеру снижением функций;
«модель понижения с компенсацией» - тоже предполагает, что имеет место снижение функций, но оно частично компенсируется кумулированным влиянием среды.
Наиболее адекватной представляется третья модель. Данные модели можно использовать в психолого-педагогической антропологии для определения психолого-педагогических условий, способствующих формированию наиболее адекватной модели старения.
Моделям старения соответствуют определенные типы старости. Ф.Гизе выделяет следующие типы старости:
• старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;
• старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдения за изменениями в окружающем мире;
• интровертированный тип — характерно острое переживание процесса старения.
В выделенных типах в большей степени требует коррекции третий тип.
И.С.Кон выделяет позитивные и негативные типы старости. Позитивные типы: активная творческая старость; самообразование, отдых, развлечения; семья, домашняя работа. Негативные, требующие коррекции типы: агрессивные старые ворчуны; разочарованные в себе и в собственной жизни.
Нахождение смысла жизни в период старости. Смысл жизни — это, прежде всего отношение человека к своей жизни, ощущение собственного Я и индивидуальное отношение к окружающему миру. Индивидуальное понимание смысла жизни формируется под воздействием социокультурной среды. Происшедшие сегодня изменения в продолжительности жизни населения побуждают к поиску направлений изменения смысла, цели и ценности жизни по сравнению с прошлым. Тогда эти проблемы волновали людей потому, что до пожилого возраста доживали 20—25% из числа родившихся. Значительно острее встает эта проблема в наши дни в силу заметного постарения населения. А.Гуггенбюль-Крейг выделяет две основные мифологемы, связанные со смыслом жизни в старости: мифологемы «наивных старцев» и «мудрых старцев». Наиболее приемлемой он считает мифологему «наивных старцев» — простодушных, принадлежащих самим себе, не старающихся говорить изящно и умно, работающих ради собственного наслаждения. А. Гуггенбюль-Крейг убежден, что пожилые люди должны играть в общественной жизни лишь одну роль - роль наивных, простодушных стариков; только таким образом они обретут необходимую им свободу. Но каков бы ни был смысл жизни в старости, он необходим. Утратившие надежды и смысл жизни люди пожилого возраста сами приближают конец своего существования, в то время как борющиеся за жизнь, надеющиеся удлиняют ее. В данном аспекте цель геронтологии и психолого-педагогической антропологии заключается в том, чтобы показать «озабоченному человеку, что существует искусство жить и стареть счастливо».
Выявление ценностно-гуманистического смысла долголетия, побуждение к достижению активного долголетия. Создание мифов об исключительно высокой продолжительности жизни в прошлые века (библейские ветхозаветные пророки, древнегреческие боги и герои) свидетельствует о том, что человеческие устремления всегда были направлены на обеспечение более продолжительных сроков жизни. Для достижения этой цели сегодня необходимо формирование индивидуальной ориентации на определенный образ жизни, усвоение некоторых научно обоснованных принципов деятельности.
Анализ социально-психологической специфики периода старости, социально-психологических трудностей данного периода и возможностей их преодоления. Жизнь пожилых и старых людей, как известно, приобретает ряд новых, далеко не всегда благоприятных и желательных черт. Типичными социально-психологическими трудностями старческого возраста являются:
• разрыв основных социальных связей, обусловленный выходом на пенсию, отделением от родителей взрослых детей, сужением круга интересов, сосредоточением на собственном внутреннем мире;
• психологические проблемы из-за отрицания обществом идеалов их юности и жизни в целом;
• чувство вины перед умершими близкими; психологические проблемы, связанные с болезнями; страх смерти;
• трудности во взаимоотношениях с окружающими; в некоторых случаях суицидальные мысли и поведение.
Задача геронтологии заключается в поиске и разработке путей для преодоления и нейтрализации тех дисгармоний, которые возникают между биологическими и социальными сторонами человеческой природы в пожилом и старческом возрасте, между желаниями и возможностями старого человека служить общественным интересам и участвовать в жизни своих близких. А.И. Тащева описывает следующие возможные способы преодоления социально-психологических трудностей старческого возраста.
1. Выбор того или иного «индивидуального стиля жизни», т.е. такого поведения, которое способствовало бы достижению чувства удовлетворенности жизнью (как прожитой, так и настоящей).
2. Решение проблемы досуга, обеспечение его влияния на благоприятное течение последних лет жизни. От способа использования свободного времени в известной мере зависит испытываемое старыми людьми чувство удовлетворенности жизнью. Распространенная формула «детство - учеба, взрослость - работа, старость - покой» становится неадекватной в современных условиях и должна быть пересмотрена с целью совмещения на каждом этапе всех видов деятельности (например, сегодня представляется правомерным снятие ограничений в возрасте для поступления в вузы).
3. Налаживание контактов со сверстниками. Известно, что одной из важнейших человеческих потребностей является общение. Для старых людей его значение не только не снижается, но и возрастает. В поздние годы жизни многие негативные переживания и стрессы вызваны разного рода утратами, смертью близких, друзей, мыслями о собственной смерти. Контакты со сверстниками могут способствовать преодолению связанного со старостью чувства одиночества, сохранению личностных качеств, общественных связей, удовлетворению потребности в сопереживании, сопричастии.
4. Воспитание поведения, способствующего сохранению здоровья и достижению активного долголетия.
5. Максимальная активность. Известно, что во время войн, стихийных бедствий, катастроф хорошее здоровье сохраняют люди, максимально включенные в опасную, даже угрожающую их жизни деятельность. На основе этих наблюдений была сформулирована и обоснована концепция поисковой активности субъекта, которая определяет степень устойчивости организма человека к вредным влияниям. Активно-оборонительное поведение, поиск и нахождение «сверхзадачи» в деятельности помогают человеку поддерживать должное состояние здоровья, не дают ему заболеть, поддерживают высокий уровень психофизиологической установки, превращаются в ведущую мотивацию поведения человека, в его главную жизненную цель.
Для преодоления социально-психологических трудностей пожилого и старческого возраста необходимо воспитание конструктивного отношения к старости. Д.Б. Бромлей выделяет здесь следующие его типы:
• конструктивное отношение;
• отношение зависимости;
• оборонительное отношение;
• отношение враждебности к окружающим;
• отношение враждебности к самому себе.
Все типы отношений, кроме первого, являются неконструктивными - их коррекция необходима в процессе психологической помощи людям пожилого и старческого возраста.
Специфичной для данного периода является и ведущая деятельность. В отечественной психологии отсутствует общепринятое ее определение и понимание. Несмотря на вариативность так называемых «здоровых» типов старости, ведущей деятельностью людей пожилого возраста является особая «внутренняя работа», направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает не только свою нынешнюю жизнь («я не могу продолжать трудиться, однако у меня есть возможность реализовать себя в других сферах жизнедеятельности»), но и всю прожитую. Болезненная старость связана с неприятием такого пути.
Подводя итоги сказанному, отметим, что использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии становится особенно актуальным в современных условиях нашей страны. Социальная незащищенность людей пожилого и старческого возраста, власть денег в обществе диктуют необходимость создания для них условий творческой активности и работоспособности, требуют от них умения сопротивляться социально-психологическим трудностям. Продуктивному долголетию пожилого человека способствует много факторов, но главный из них -развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной регуляции своего образа жизни и деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Кто ввел в философско-научный оборот понятие самости? Как вы понимаете данный феномен?
2. Вспомните определение Я - концепции. Разведите понятия «Я -концепция» и «самость». Почему многие ученые-психологи рассматривают данные понятия как взаимозаменяемые?
3. Возраст как количество прожитых лет и как конкретный этап становления самости - в чем различие этих понятий?
4. Почему обретение самости является условием свободного развития человека?
5. Каким образом осуществляются развитие и реализация личностью собственной самости?
6. Из курса возрастной психологии вспомните основные периодизации жизни человека и их авторов. Почему именно периодизация Э.Эриксона раскрывает процесс становления самости?
7. Опишите этапы становления самости личности на основе возрастной периодизации Э.Эриксона.
8. Раскройте основные качества, которые формируются на каждой из стадий, выделенных Эриксоном (положительный и отрицательный полюсы). Определите наиболее правильную стратегию действий воспитателя на каждом из этапов становления самости.
9. Изменяется ли соотношение, установившееся между полюсами базовых качеств на определенном этапе, в ходе последующих этапов?
10. Почему детство является наиболее существенным периодом становления самости?
11. Выделите основные аспекты рассмотрения детства в антропологии.
12. Дайте определение геронтологии как науки. Выделите предмет ее изучения. Какие разделы геронтологии вы знаете?
13. Опишите процесс становления геронтологии как науки. Как вы думаете, почему необходимость в такой науке возникла в глубокой древности?
14. Чем обусловлено возрастание интереса к геронтологии в настоящее время?
15. Дайте определение центральным понятиям геронтологии — старению и старости. Опишите два подхода к старости в современной геронтологии. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
16. В каких аспектах пересекаются предметы изучения психолого-педагогической антропологии и современной геронтологии?
17. Опишите типы отношения к старости в разных культурах и в нашей стране. Какое отношение к старости вы считаете наиболее приемлемым в современных социокультурных условиях?
18. Каким, по вашему мнению, должно быть восприятие человеком процесса своего старения? Какие существуют ошибочные представления о периоде старости? В чем заключается их негативное влияние? Как вы представляете процесс своего собственного старения?
19. Можно ли назвать старость одним из самых ярких по насыщенности духовных переживаний периодом жизни человека?
20. Каковы позитивные и негативные аспекты старости как жизненного периода?
21. В чем заключаются особенности старости как одной из возрастных ступеней реализации самости?
22. Опишите имеющие место модели и типы старения. Какие из них в наибольшей степени способствуют раскрытию творческих и других ресурсов человека? Предложите свою модель старения, которую вы считаете наиболее адекватной.
23. В чем может найти смысл жизни человек пожилого возраста?
24. Каким образом можно показать современному «озабоченному человеку, что существует искусство жить и стареть счастливо»?
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Использование достижений антропологии по исследованию детства в учебно-воспитательном процессе.
2. Стратегии действий воспитателя на этапах становления самости личности.
3. Возраст как одна из основных характеристик личностной представленности человеческого существования.
4. Самость как смысловой центр личности.
5. Реализация собственной самости — важнейший аспект самовоспитания личности.
6. Многообразие социальных ролей и позиций в процессе становления самости.
7. Современные аспекты исследований геронтологии как науки.
8. Особенности отношения к гражданам пожилого возраста в России (исторический анализ).
9. Сравнительный анализ отношения к проблемам старости (за рубежом и в современной России).
10. Кризис пожилого возраста как один из этапов реализации самости личности.
11. Человек в поисках смысла (на примере этапа старения).
12. Особенности психолого-педагогической работы с людьми пожилого возраста.
13. Активное долголетие: норма или исключение?
14. Самообразование в пожилом возрасте.
15. Возможности самореализации в пожилом возрасте.
16. Условия формирования конструктивного отношения к старости.
Литература
1. Юнг К. Психология бессознательного. — М., 1998.
2. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000.
3. Ангелов Ст., Георгиев Д. Проблема человека в современном научном познании //Вопросы философии, 1973. № 7.
4. Шаповаленко И.В. Психология старости как предмет изучения. Программа геронтопсихологии для вузов //Психология зрелости и старения. -1997.
5. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М.,1975.
6. Schaie K.W. A general model for the study of developmental problems // Psychological Bulletin , V. 64, 1965. N 2.
7. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г Т., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости, Учебное пособие. - М., 1999.
8. Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов.-СПб., 1997.
9. Хюэ Дж. Образ жизни и старение // 9-й Международный конгресс геронтологов. Т.1. - Киев, 1972.
10. Тащева А.И. Концепция организации психологической помощи одиноким пожилым людям в структуре министерства труда и социального развития // Психология зрелости и старения. - 1998.
11. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания, вечных вопросов и истинных ценностей //Психология зрелости и старения. - М., 1998.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные достижения современных «антропологических», т.е. человековедческих дисциплин, включая результаты, полученные современной философской антропологией, направлены на практическое использование при организации педагогической работы, создании новых образовательных систем. Поскольку воспитание и самовоспитание человека - процесс, призванный сопровождать его на всех этапах эволюции, а в личностном плане -весь период существования индивидуальности, в рассмотрение включены основные ступени становления самости и проблемы геронтрологии. Дело в том, что задачами педагогики, кроме всего, являются и создание необходимых психолого-педагогических условий продуктивного, духовно комфортного периода старения с целью максимального замедления последнего, и приготовление человека к смерти. Педагогика при этом не должна стремиться подменить собой религию и церковь. Отношения здесь сложнее. Во-первых, как известно, существует религиозная педагогика, а во-вторых, в «танатопедагогике» нуждается огромное число атеистов и агностиков, стоящих вне каких-либо религиозных конфессий. Данная сторона педагогической действительности только начинает осваиваться педагогами, но перспективы их деятельности в этом направлении достаточно очевидны.
Как, наверное, заметили читатели, центральное положение в содержании пособия принадлежит шестой главе «Человек и культура». Она выделяется и по объему, что не случайно: согласно позиции авторов пособия, культура - не рядоположенная с другими сферами область человеческой жизни. Это целостный процесс человекотворчества, раскрепощения сущностных сил человека, увеличения в нем доли человеческого. Одновременно культура - это способ развертывания социальной системы в целостность. Если быть еще точнее, то творение человека и формирование целостности социальной системы - это один и тот же процесс, и мы можем определить его как культурно-исторический. Этот важнейший философско-антропологический вывод положен в основу содержания учебного пособия «Психолого-педагогическая антропология».
Такой подход позволяет диалектически совместить природосообразный и культуросообразный подходы в воспитании, поскольку природа, родовая сущность человека, как и другие уровни его существования, всецело определяются культурой. Культура - это программа «быть человеком» и «развиваться человеческим образом».
Именно через культурологический аспект психолого-педагогическая антропология как специальная научная дисциплина приобретает необходимую целостность.
1 См. Краевский В.В. Педагогическая теория: — Что это такое? — Зачем она нужна? — Как она делается?— Волгоград, 1996. С.26.
1 См. Сластенин В.А.Избранные труды. М.: Изд. дом МАГИСТР ПРЕСС, 2000. С. 225-227.
19
1 «Когда коллектив перерастает размеры кочующей орды, коммуникация становится опосредованной. Теперь коллективные действия надо прогнозировать, кодировать в речевых сигналах, а сигналы запоминать. У человека без рефлексии припоминание приказа происходит в форме звуковой галлюцинации. Бикамерный ум состоял из двух частей. Одна представлена голосами-командами, другая - слушает и повинуется. Центр артикулированной речи под давлением постоянной необходимости в принятии решений переносится в левое полушарие. Правое резервировалось для звуковых галлюцинаций - неартикулированных и не связанных с двигательными путями. Команды-галлюцинации передавались по комисеуре, соединяющей полушария», - излагает главную идею концепции Д. Джейнеса В.А. Шкуратов (см. Шкуратов В.А. Историческая психология. - М 1997. С.232).
1 Интересно, что именно на это обстоятельство обратил внимание В.И. Ленин при изучении гегелевских произведений. Конспектируя «Лекции по истории философии», он отмечал: «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также» (Ленин В.И. ПСС, Т.29.С.227).
1 Под архетипом К.Г. Юнг подразумевал наследуемую часть психики, структурирующую образцы психической деятельности, связанной с инстинктом, гипотетическую сущность, свидетельствующую о себе посредством своих проявлений. Архетипы лежат в основе образов действительности, детерминирующих поведение человека, и могут быть узнаны через анализ его внешних поведенческих представлений. [Самюэлз Э., Шортер Б., Плат Ф. Критический словарь аналитический психологии К.Юнга. — М., МНПП «ЭСИ», 1994.С.29.]
1 Однако вряд ли можно согласиться с тем, что исследования К. Леви-Строса опрокидывают созданную Л. Леви-Брюлем концепцию пралоги-ческого мышления. Мышление по закону партиципации, объединяющее явления преимущественно по социальным и мистическим качествам, обнаруживалось многими исследователями мифа, в том числе Э. Кассирером, А.Ф. Лосевым, Дж. Фрэзером. Вместе с тем, по Л. Леви-Брюлю, пралогическое мышление сосуществует с логическим, образуя с ним сложный синтез. Поэтому обнаруженный К. Леви-Стросом тип рациональности первобытного мышления и законы пралогического мышления, открытые Л. Леви-Брюлем, скорее характеризуют разные стороны сознания примитивных обществ
1 Л. Н. Гумилев использовал понятие «негэнтропийный момент», подразумевая под ним рождение этнической системы, видимо, пассионарный толчок, инкубационный период и акметическую фазу [89]. Применительно к этносу это, вероятно, справедливо, однако социальные системы способны противостоять естественной энтропии, неизбежно приводящей этнические системы к мемориальной фазе. Средства, позволяющие социальным системам сохранять свою негэнтропийность независимо от природных факторов, создаются культурой.
1 Очевидно, наряду с «абсолютно» антикультурными явлениями, можно выделить и абсолютно культурные, например, произведения искусства, литературы, выдающиеся памятники архитектуры, культурное значение которых исторически непреходяще (они всегда способны осуществлять человекообразующую функцию)
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Психолого-педагогическая антропология как отрасль человековедения
- §1. Антропологический принцип познания
- §2. Предмет, цель и задачи психолого-педагогической антропологии, ее гуманистическое значение
- §3. Место психолого-педагогической антропологии в системе наук о человеке.
- Глава II. История развития педагогической антропологии в России и за рубежом
- § 1. Зарождение антропологического подхода в педагогике
- § 2. Развитие антрополого-педагогической концепции в эпоху Возрождения и Новое время
- § 3. Педагогическая антропология к.Д. Ушинского
- § 4. Русская психолого-педагогическая антропология второй половины XIX - начала XX веков
- Глава III. Концепция человека в гуманистической антропологии
- § 1. Природа человека
- § 2. Пространство и время бытия человека. Специфика взаимодействия человека с пространством его бытия
- Глава IV. Специфика развития человека
- § 1. Развитие как характеристика человека
- § 2. Наиболее значимые факторы, отделяющие человека от высших животных
- § 3. Психологические закономерности, присущие только человеку
- § 4. Врожденные и приобретенные особенности человека
- Глава V. Отличие закономерностей развития человека от закономерностей развития личности
- § 1. Сущностно-родовои аспект человеческой эволюции
- § 2. Определение, структура, детерминационные зависимости сущностных сил человека
- § 3. Взаимосвязь сущностного, личностно-типологического и индивидульно-личностного уровней развития человека
- § 4. Развитие личности как становление и реализация самости
- Глава VI. Человек и культура
- § 1. Основные подходы в исследовании культуры. Понятие культуры, ее морфология
- § 2. Функциональная роль культуры и антикультуры в процессе развертывания социальной системы в целостность
- § 3. Сущность человека как система закономерностей культурного процесса на каждом данном историческом этапе
- § 4. Основные методологические конструкты истории культуры
- Глава VII. Природа креативности человека
- § 1. Психологические аспекты творческого процесса
- 1. Фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я.А. Пономарев называет ее начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта.
- 2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
- 3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы я.А.Пономарев называет этапом решения, когда активно бессознательное.
- § 2. Педагогика креативности
- Глава VIII. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии
- § 1. Проблемы осмысления возрастных ступеней становления самости
- § 2. Использование достижений современной геронтологии в психолого-педагогической антропологии