3.1. Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи
Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как обучение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.
Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляют собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем.
Тем не менее, оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности различны. Различны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувствами и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения.
Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.
Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания. Они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.
Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности.
Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.
Это происходит через формирование новых социально значимых потребностей.
- Н. А. Мильчарек педагогическая психология
- Цели и задачи дисциплины «Педагогическая психология»
- Требования к уровню подготовки студента
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
- Объем дисциплины и виды учебной работы в часах
- Содержание курса по разделам
- Конспект лекций
- 1. Введение в педагогическую психологию
- Методы педагогической психологии
- 1.2 Этапы становления педагогической психологии
- 1.3. Проблема взаимосвязи обучения и развития
- Раздел 2. Психологические теории обучения и их роль в организации современного образования
- 2.2. Программированное обучение (по б. Скиннеру). Концепция поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 2.3. Проблемное обучение
- Раздел 3. Психология воспитания
- 3.1. Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи
- 3.2. Средства и методы воспитания
- 3.3. Деятельность, направленность личности и ее формирование. Развитие нравственной сферы личности
- 3.4. Проблема управления воспитанием личности. Показатели и критерии воспитанности школьников
- Показатели и критерии воспитанности школьников
- Раздел 4. Мотивация учебной деятельности
- 4.1. Психологические характеристики мотивационной сферы личности
- 4.2. Виды мотивов учения
- 4.3. Своеобразие мотивации учебной деятельности в разных школьных возрастах
- Мотивы учения младших школьников (по м.В. Матюхиной)
- 4.4. Принципы формирования мотивации учения школьников
- Раздел 5. Психологические основы педагогической деятельности
- 5.1. Понятие педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности состоит:
- 5.2. Психологические требования к личности педагога. Педагогические способности. Педагогические умения
- 5.3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая компетентность учителя
- 5.4. Проблемы педагогического общения. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 5.3.Перечень и содержание тем практических занятий
- 5.4. Самостоятельная работа студентов ( в форме проработки отдельных разделов курса) Курсовой проект не предусмотрен учебным планом.
- 5.4.1. Самостоятельная проработка наиболее сложных разделов лекций
- 5.5. План – задания по учебным неделям Неделя 1-я
- Познакомиться с программой учебного курса на весь семестр.
- 3. Ознакомиться со следующими текстами:
- 4. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 2-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.2.: «Этапы становления педагогической психологии».
- Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 3-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.3.: «Проблема взаимосвязи обучения и развития».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 4-я
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 5-я
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 6-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 2.3.: «Проблемное обучение»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 7-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.1.: «Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 8-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.2., 3.3.: «Средства и методы воспитания. Деятельность, направленность личности и ее формирование. Развитие нравственной сферы личности».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 9-я
- Неделя 10-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.1.: «Психологические характеристики мотивационной сферы личности»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 11-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.2.: «Виды мотивов учения»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 12-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.3.: «Своеобразие мотивации учебной деятельности в разных школьных возрастах».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 13-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.4.: «Принципы формирования мотивации учения школьников»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- 3. Знать точное определение следующих понятий:
- Неделя 14-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.1.: «Понятие педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности».
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 15-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.2.: «Психологические требования к личности педагога. Педагогические способности. Педагогические умения»
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 16-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.3.: «Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая компетентность учителя»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- Неделя 17-я
- 1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.4.: «Проблемы педагогического общения. Стиль педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности»
- 2. Ознакомиться со следующими текстами:
- 3. Ответить на следующие вопросы:
- 6. Контрольные вопросы по курсу
- 7. Основная и дополнительная литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 8. Контрольный тест по курсу «Педагогическая психология»
- 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:
- 3. Какие из следующих утверждений, на ваш взгляд, неверны и почему?
- Прокомментируйте следующие суждения о педагогической психологии. Выберите наиболее правильные и полные.
- В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
- Вставьте пропущенные слова в утверждения:
- 8.Прокомментируйте следующий отрывок текста. С чем здесь можно и нельзя согласиться? Каковы, на ваш взгляд, практические последствия такой теоретической ориентации? Как она называется?
- 9. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:
- 10. Выберите из приведенных признаков те, которые характеризуют: а) деятельность; б) игру; в) учение; г) труд.
- 11. Вставьте нужные слова в высказывание:
- 12. Найдите и отметьте единственный правильный ответ.
- 13. Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.
- 14. Дайте определение предложенным ниже терминам, используя прилагаемые наборы слов.
- 15. Выберите единственно правильный ответ.
- 8.1. Контрольная работа (текущий контроль)
- 9. Формы и виды учебных действий и контрольных мероприятий
- Текущий рейтинговый контроль по дисциплине «Педагогическая психология»
- Формы и виды учебных действий и контрольных мероприятия
- Глоссарий
- Содержание