logo
sb_inet-res

Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья

В.И. НЕФЕДОВА

vnefedova@mail.ru

Государственное учреждение

«Региональный центр развития образования», г. Оренбург

Государственное учреждение «Региональный центр развития образования» – одна из значимых структур системы образования Оренбургской области в условиях модернизации, так как, являясь транслятором актуальной информации для регионального педагогического сообщества, обеспечивает:

В условиях подключения образовательных учреждений к сети Интернет информатизация становится особенно актуальной задачей. Педагогические коллективы все чаще сталкиваются с проблемами, решение которых связано с использованием в профессиональной деятельности ресурсов сети Интернет и современных сетевых технологий. На региональном уровне формируются сетевые профессиональные педагогические сообщества учителей, которые общаются между собой, используя возможности Интернет в своих школах. Уровень информационной культуры педагогического сообщества растет, и возрастает потребность в открытом общении на профессиональные темы. Учителя всех предметов приобретают опыт работы с Интернет-ресурсами и современными технологиями. Педагогические инициативы по применению в профессиональной деятельности Интернет-ресурсов и Интернет-технологий несовершенны и требуют развития и методической поддержки. Становится очевидной острая потребность в профессиональном совершенстве педагогов, для которых одним из приоритетных аспектов является использование в профессиональной деятельности эффективных педагогических технологий наряду с информационно-коммуникационными технологиями.

Таким образом, возникла острая потребность в реализации региональной программы, направленной на выявление, поддержку и развитие педагогических инициатив, а также на формирование механизма диссеминации эффективных технологий, направленных на мотивацию профессионального развития педагогов средствами Интернет. С целью решения обозначенных проблем проектная группа Оренбуржья приняла участие в федеральном конкурсе, который был проведен в 2006 году Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования» (компонент «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» ELSP/B1/Gr/004 «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»). Наш проект программы был принят федеральными экспертами, и государственное учреждение «Региональный центр развития образования» (г. Оренбург) стал одним из девятнадцати победителей этого конкурса.

Проект «Информатизация системы образования» направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта – в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования.

Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), который использует часть средств займа для предоставления целевого финансирования на поддержку имеющихся инициатив в области формирования сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счет широкого использования средств Интернет. В рамках программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» инициатива рассматривается как комплекс образовательных услуг, направленный на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в области школ – учреждений общего и начального профессионального образования.

Программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» направлена на реализацию важных для региона задач, среди которых приоритетными задачами программы стали: методическая работа с учителями; модернизация Интернет-сайта для проведения методической работы с педагогами; организация и проведение методических семинаров и конференций; информационное обеспечение деятельности действующих педагогических инициатив.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

Реализация программы рассчитана на 25,5 месяцев (с 3 апреля 2006 года по 18 мая 2008 года). Для выполнения отдельных видов работ были привлечены ресурсы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет», который выступает в роли Соисполнителя в ходе реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» проекта «Информатизация системы образования».

Виды деятельности, поддерживаемые в рамках реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов», были направлены на реализацию следующих задач:

  1. Методическая работа с учителями по восьми предметным областям (русский язык, литература, физика, география, химия, иностранные языки, история, информатика) предполагает:

  1. Модернизация Интернет-сайта для проведения методической работы с педагогами.

  2. Организация и проведение методических семинаров и конференций.

  3. Информационное обеспечение деятельности действующих инициатив.

Рассмотрим поставленные задачи более подробно, учитывая специфику целевых аудиторий, на которые направлена работа в рамках методической деятельности:

Приоритетным направлением, по которому ведется методическая работа с указанными целевыми группами, является методика построения эффективного процесса профессионального развития педагогов на основе Интернет-технологий.

Методическое сопровождение организовано с использованием разработанных образовательных ресурсов с применением Интернет-технологий для педагогов шести образовательных предметов: русский язык, литература, физика, химия, география, иностранные языки. Данные ресурсы направлены на профессиональное развитие педагогов, используются в образовательном процессе, построенном с учетом особенностей возрастной категории обучающихся.

Разработан и доступен педагогическому сообществу дистанционный курс для учителей-предметников по проблеме профильного обучения, включающий в себя учебно-тематический план, интерактивный словарь, теоретические материалы, методические рекомендации, перечень дополнительных информационно-образовательных источников, вопросы для самоконтроля. Дистанционный курс доступен педагогическому сообществу на сайте http://www.orenedu.ru/ в разделе «Повышение квалификации».

Кроме того, для оказания методической поддержки деятельности учителей-предметников, участвующих в реализации системы профильного обучения, созданы следующие информационные ресурсы, которые постоянно пополняются новыми материалами:

Разработанный дистанционный курс для учителей-предметников по проблеме профильного обучения состоит из следующих модулей:

Для методической поддержки сетевых моделей реализации профильного обучения были разработаны следующие курсы:

Сформирован и постоянно пополняется банк курсов по выбору и элективных курсов для системы профильного обучения, в том числе:

Сформирован и пополняется ресурсами банк педагогического опыта преподавания русского языка, литературы, физики, химии, географии, иностранного языка в профильной школе, в том числе:

Разработаны пять учебно-методических комплексов (УМК), построенных на Интернет-ресурсах, состоящих из рабочей программы, сетевого учебного пособия, системы контроля. Они направлены на профессиональное развитие педагогов, использованы в образовательном процессе региональной системы повышения квалификации, построенном с учетом особенностей взрослой категории обучающихся:

В рамках реализации программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» разработаны и совершенствуются две дидактические модели проведения уроков: 1) с применением ресурсов сети Интернет; 2) с применением Интернет-технологий. Разработанные ресурсы доступны на сайте http://www.orenedu.ru/ в разделе «Проекты» / «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» / «Банк данных методические материалы».

В рамках реализации программы было запланировано обучение не менее 200 педагогов Оренбургской области по четырем программам курсов повышения квалификации, в ходе которых изучаются проблемы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обучение было основано на использовании Интернет-технологий и проведено в период реализации проекта (по состоянию на конец февраля 2008 г.) для более тысячи учителей (вместо 200 планируемых) по следующим программам:

По результатам обучения слушателям выданы удостоверения государственного образца об окончании указанных курсов.

Особое внимание в программе «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» уделено модернизации Интернет-сайта для проведения методической работы с педагогами. В рамках реализации Технического задания программы выполнены следующие мероприятия:

Программой «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» было предусмотрено проведение методических семинаров и конференций:

По обмену опытом использования Интернет для методической поддержки педагогов и их профессионального развития:

По подготовке методистов и учителей-тьюторов, ведущих работу с педагогами с помощью Интернет-технологий:

По обмену опытом и обсуждению результатов поддержки педагогических инициатив в регионах проекта ИСО:

Количество участников каждого семинара и конференции – в пределах от 30 до 120 человек. По итогам данных мероприятий формируется банк педагогического мастерства на странице «Опыт педагогов Оренбуржья» сайта Регионального центра развития образования, включающий в себя учебные проекты, представленные педагогами на региональный конкурс, а также информационно-педагогические модули и статьи из опыта работы.

Главным результатом проведения методических семинаров и конференций является обсуждение опыта внедрения Интернет-технологий в деятельность педагогических работников, а также решение выявленных в ходе работы проблем для различных категорий педагогических работников с опорой на практический опыт.

Информационное обеспечение деятельности действующих инициатив ведется в целях информирования и привлечения широкого круга педагогов. В этой связи участники проектной группы организуют:

Подводя итоги, следует отметить высокую значимость приобретенного опыта создания Интернет-ресурсов педагогами Оренбуржья в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования». При поддержке Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и поддержке министерства образования Оренбургской области проектная группа приобрела опыт создания и, что особенно важно, опыт применения Интернет-ресурсов в практической деятельности регионального педагогического сообщества.

Секция 1: Совершенствование Интернет-ресурсов в условиях формирования региональной информационно-образовательной среды