logo
sb_inet-res

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе изучении истории

Е.Л. РОТТЕРДАМСКАЯ,

учитель истории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» г.Оренбург

Условия возникновения проблемы и становления опыта связаны с процессом информатизации современного общества, который обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Возникновение общества, насыщенного информацией и обеспеченного коммуникациями разного уровня, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания истории. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса, интеграции современных образовательных и информационных технологий, что явилось условием для оптимизации процесса обучения истории.

Актуальность и перспективность выбранной проблемы состоит в том, что мы живем в век информации, которая лавиной обрушивается на нас, зачастую не давая времени толком разобраться в сути происходящих событий. И здесь нам на помощь приходят образовательные программы инновационного обучения. В основе этих программ лежит компетентностный подход, который включает надпрофессиональные компоненты: самостоятельность, умение принимать решения, творческий подход к делу и т.д. Инновация в образовании – внедрение новшеств, которые позволяют повысить эффективность процесса обучения и повысить качество результата. Эти цели сегодня могут быть достигнуты только благодаря использованию в процессе обучения ИКТ.

Внедрение ИКТ в практику школьного образования – одно из значимых направлений модернизации образования в стране. Необходимость обучения подрастающего поколения способам деятельности в информационном пространстве, формирования умений работать с информацией сегодня очевидно. Осуществить эту задачу можно только в условиях активного освоения и использования компьютера и информационных технологий в образовательном пространстве школы. Область инноваций определяется актуальными потребностями общества, родителей, учащихся, современного школьного образования, возможностями гимназии.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых креативного потенциала. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектной технологии и ИКТ, результатом которой становится не только конечный продукт (web-сайты, презентации), но и быстрота, гибкость, точность и оригинальность мышления, а также уверенность учащихся в себе самих.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

Практическая значимость применения ИКТ при изучении истории проявляется в идее индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а также содержащие систему гиперссылок, позволяющих учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, дают возможность в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории использует образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, тематических карт и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Телекоммуникационные возможности Интернета планируется использовать для организации дистанционного обучения и общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций. Образовательные ресурсы Интернета успешно используются учителем на уроках истории в режимах on-line.

Теоретической базой опыта являются исследования по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в процессе образования Н.Ю. Пахомовой, Я.С. Быховского, Е.И. Пассова, Е.Н. Раинкиной, Н.В. Борисова, В.Б. Кузова, Е.В. Камаева.

Новизна внедрения опыта состоит в приобщении учащихся к созданию самостоятельных мультимедийный проектов по истории.

Технология опыта основана на этапности деятельности учителя, организации взаимодействия с учеником на паритетных началах, индивидуализации, дифференциации обучения, с опорой на самостоятельность деятельности ученика.

В процессе становления опыта можно проследить следующие этапы:

Результативность использования ИКТ можно увидеть:

Опыт в области внедрения ИКТ при изучении истории может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений, студентами исторических факультетов.

Условиями для устойчивых положительных результатов в данном вопросе должны стать системность использования ИКТ, тщательный анализ и контроль за результатами деятельности учащихся. Применение инновационных образовательных ресурсов Интернет-пространства должно стать для учащихся целесообразной и закономерно необходимой.