Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
О.А. ГАЛИЦКАЯ
omp@mail.osu.ru
Оренбургский государственный университет
Интернет с надстройкой WWW стал не только новым видом связи и большой базой данных, но и системой получения знаний, огромным искусственным интеллектом с персональным интерфейсом для каждого желающего. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем человек до 40% своего учебного времени будет отводить дистантным формам обучения, еще столько же – очным, а остальное время – самообразованию1.
Не случайно в положении о направлениях обучения с использованием современных информационных технологий, принятом Советом ЕС еще в 2001 г., как стратегическая цель государств ЕС обозначено создание единой образовательной сети, строящейся на принципах единства, в соответствии с международными стандартами на образовательные технологии, поскольку «электронизация и стандарты усиливают педагогический и образовательный эффект по использованию культурных ресурсов библиотек, научных музеев и архивов».
Многие российские исследователи уже сейчас констатируют тенденцию превращения Интернета в основной источник информации по целому ряду вопросов. В конце 2007 г. президент России Владимир Путин встретился в Санкт-Петербурге с лауреатами проекта «Профессиональная команда страны» и поделился своим мнением об Интернете. Упомянув о том, что за последние семь лет в России количество пользователей Интернета увеличилось в 10 раз, он назвал их «безусловно, наиболее продвинутыми и талантливыми» людьми, на которых лежит ответственность за создание в Сети «атмосферы высокой нравственности»2.
Очевидно, что данный прирост будет осуществляться, в основном, за счет молодых пользователей. Об этом наглядно свидетельствуют и данные Фонда Общественного Мнения. Так, в России в третьем квартале 2007 года пользователями Интернета стали 24% населения в возрасте от 18 лет и старше. На примере Приволжского Федерального округа, к которому относится Оренбургская область, можно наглядно увидеть, что большая часть этой группы – 43% – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Далее численность групп несколько снижается: пользователей в возрасте от 25 до 34 лет – 27%; в возрасте от 35 до 44 лет – 17%; от 45 до 54 – 10%; от 55 лет и старше – только 3%3.
В этих условиях педагогическое сообщество Оренбуржья ведет интенсивный поиск оптимальных форм и методов работы в новом образовательном пространстве, направляя свои усилия на формирование единой информационной образовательной среды.
Следует отметить, что данная задача осложняется целым рядом проблем, среди которых выделяются следующие:
– отсутствие единой идеологии построения электронных коллекций и принимаемых организационно-технических решений;
– разбросанность информации по различным сайтам и электронным коллекциям;
– нерациональное дублирование работ по сканированию и распознаванию печатных изданий,4 а также по созданию электронных ресурсов.
Мониторинг образовательного сектора Интернет-пространства Оренбургской области выявляет, помимо перечисленных, еще и недостаточно высокую активность основной массы педагогической общественности в коллективной работе по формированию единой образовательной среды.
Перечисленные проблемы предопределяют ряд противоречий, отмечаемых рядом исследователей, в частности:
между потребностями обучаемых и качеством традиционной системы обучения;
между функциональными возможностями средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий и уровнем информационной культуры общества;
между декларируемым равенством возможностей получения профессионального образования для различных групп населения и реально существующим информационным неравенством;
между сложившейся организационной структурой системы образования и информационными потребностями регионов;
между нормативно построенным, жестко регламентируемым характером процесса обучения и необходимостью реализации образования, построенного на метазнаниях – изучении приемов и методов познания (Беляев М.И., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Краснова Г.А., Макаров С.И., Щенников С.А. и др.).
В этих условиях приоритетной задачей стало создание целостной инфраструктуры, обеспечивающей оперативный доступ к электронным образовательным ресурсам, поскольку именно построение единой образовательной информационной среды создает условия для реализации образовательных программ различных уровней, позволяет активизировать научно-педагогическую деятельность, с минимальными временными и финансовыми затратами распространять передовые инновационные методики. «Анализ состояния образования в Оренбуржье показывает, что перспективное развитие регионального образования, определение стратегической сущности и тактической значимости образовательной политики в каждом городе, в каждом районе, в каждом образовательном учреждении связаны с созданием организационных и технологических основ формирования и развития ЕОИС»5.
Одним из результатов работы в этом направлении явился инициативный проект Оренбургского государственного университета по созданию Регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья (http://www.orenport.ru), который изначально задумывался как специальная инфраструктура информационного обеспечения образовательного процесса, направленная на формирование методологической основы содержания образования, разработку методов и организационных форм обучения и воспитания, которые соответствуют задачам развития личности обучаемого в современных условиях массовой коммуникации и глобализации. Роль образовательных порталов как одного из способов реализации перехода от «обучения» к «образованию» в условиях информационного общества вряд ли можно переоценить, поскольку они изначально создаются как специальная инфраструктура поддержки учебно-образовательного процесса в целях концентрации электронных ресурсов в различных предметных областях и на различных уровнях образования, для систематизации и классификации их, а также обеспечения информационного и административного сопровождения образовательной деятельности.
Разработанный на базе Оренбургского государственного университета проект предоставляет новые технологические, методические и информационные возможности для образовательных учреждений, что особенно актуально в настоящее время, в период реализации приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования как основных направлений государственной образовательной политики. Ожидаемым результатом проекта является создание своего рода геомаркетингового и геопоискового средства образовательных ресурсов и образовательных услуг,6 что достигается путем:
концентрации на страницах портала созданных в ОГУ и разрабатываемых на местах, в образовательных структурах, электронных образовательных ресурсов;
обеспечения свободного доступа к имеющимся образовательным продуктам;
использования распределенного информационного ресурса Интернета и образовательных технологий информационного взаимодействия.
Функционирование портала как интерактивной, разнообразной по содержанию информационно-сервисной структуры определяется организационными, методическими, техническими и программными условиями, которые нашли свое отражение в «Положении о Региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья» и других документах, разработанных инициативной группой.
Информационно и функционально портал интегрируется как в среду созданных образовательными структурами Оренбуржья сайтов, так и в систему общероссийских образовательных порталов. Он спроектирован как единая точка входа в информационно-образовательную Интернет-среду для различных категорий пользователей и участников – преподавателей, учителей, студентов, аспирантов, соискателей, администраторов образовательного процесса, школьников, абитуриентов и их родителей – всех интересующихся образовательными вопросами.
Работа портала строится на принципах соблюдения авторских и смежных прав, а также многоуровневого контроля над прохождением ресурсов и их качеством.
В январе 2008 года исполнился год со времени выхода портала в Сеть, и, хотя времени прошло совсем немного, можно говорить о том, что проект востребован.
Участники Всероссийского Интернет-педсовета выставили ресурсу оценку 4,77.
В каталоге Mail.ru в рубрике «Образовательные порталы и каталоги» Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья также занимает II место по популярности (среди 47 ресурсов).8
В марте и апреле 2007 г. он был зарегистрирован оренбургскими Интернет-каталогами Оren.ru и Оren-burg.ru, где уже сейчас размещается на I месте по переходам (Оren.ru9) и на III по популярности (Оren-burg.ru10) среди образовательных сайтов области (данные на 22.02.08).
Рис. 1. Статистические данные уровня популярности ведущих образовательных сайтов по данным каталога Oren-burg.ru (по данным на 11 февраля 2008 г.)
На сегодняшний день коллекции портала объединяют значительный объем научно-образовательных электронных ресурсов, ориентированных на выработку новых стандартов организации образовательного процесса, обеспечивающих наличие комплекса качественных образовательных и учебно-методических материалов. По данным на 1.01.2008 г. только образовательных электронных ресурсов (учебников, сборников, методических пособий, программных комплексов, слайд-шоу, словарей, энциклопедий, справочников, монографий, статей и т.п., а также аннотированных ссылок на них) здесь более двух тысяч.
Помимо этого, портал содержит заметный объем информационных ресурсов. Справочный характер носят рубрики, на которых размещены базы данных по персоналиям и организациям, деятельность которых связана с образованием и наукой (учебные заведения области, их структурные подразделения; научно-исследовательские институты и центры, в том числе – центры обучения, информационных технологий, тестирования, межкультурной коммуникации), а также рубрики, содержащие информацию о российских и зарубежных конференциях, семинарах, симпозиумах и т.п.
Информационными составляющими являются также коммуникативные средства (Интернет-конференции, форумы, чат, блиц-опросы, личные страницы преподавателей, педагогов, аспирантов и студентов) и новостная лента (ежедневно обновляющиеся новости образования и новости портала).
Осознание насущной необходимости совместного решения образовательных проблем, когда складываются новые формы воспроизводства научного знания и обмена информацией, неизбежно делает актуальной консолидацию усилий, направленных на кардинальные изменения существующих технологий образования и воспитания личности.
Практика работы с электронными ресурсами подсказала оптимальный вариант их классификации – в соответствии с тематической рубрикацией, уровнем образования, а также функциональным признаком, определяющим их значение и место в учебном процессе.
С точки зрения функциональной структуры портала выделяются три макроуровня: презентационно-информационная часть (данные об учебных заведениях, ведущих педагогах и научно-педагогических работниках области; информация о регионе, научно-педагогическая деятельность Оренбуржья, новостной блок, информация для абитуриента, региональный рынок труда); научно-образовательные ресурсы (монографии, научные статьи, материалы конференций, учебно-методические, обучающие и контролирующие, а также дополнительные электронные ресурсы, инновационные образовательные технологии и компьютерные средства в образовании); сервисная часть (поиск на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование, мониторинг, коммуникативные сервисы).
Основным образовательным компонентом портала является его библиотека (рубрика «Электронные образовательные ресурсы»), база данных которой аккумулирует и хранит электронные документы и изображения определенных форматов: региональный каталог аннотированных электронных изданий на CD и DVD; полнотекстовые публикации (учебники и учебные пособия, монографии, статьи, материалы конференций и т.п.); информацию об образовательных ресурсах региона, библиотеках, музеях и архивах; аннотированный каталог предметно-ориентированных Интернет-ресурсов, библиографические списки.
Электронные версии объемных публикаций представляются в виде совокупности файлов, соответствующих отдельным главам, параграфам, статьям, и гипертекстового файла-оглавления, имеющего ссылки на отдельные составные части документа, т.е. в ряде случаев публикации проходят предварительную техническую обработку.
Все электронные ресурсы сопровождаются оригинальной или написанной редакторами портала аннотацией, отражающей содержание, и размещаются по разделам в соответствии с тематическим рубрикатором.
Размещаемые электронные ресурсы классифицируются не только по уровням образования, но и по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
программно-методические электронные ресурсы (рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
учебно-методические электронные ресурсы (методические указания и рекомендации, методические пособия, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем и т.д.);
обучающие и контролирующие электронные ресурсы (учебники, учебные пособия, тексты лекций, тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам);
дополнительные электронные ресурсы (сборники документов и материалов, аудиоматериалы, хрестоматии, справочники, словари, энциклопедии, аннотированные указатели научной и учебной литературы, фотоколлекции, мультимедийные материалы, карты);
информационные электронные ресурсы (общие информативные материалы, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе);
научно-образовательные информационные ресурсы Интернета и региона (в том числе, аннотируемые ресурсы музеев, архивов, библиотек, региональный каталог электронных изданий на DVD и CD, электронный каталог научных печатных изданий, подготовленных в регионе).
С ростом базы данных структурирование ресурсов совершенствуется, происходит взаимопроникновение разделов, но путь потребителя к нужному ресурсу продолжает осуществляться по единому маршруту: уровень образования – область образования – название предмета – вид ресурса.
Как источники образовательных ресурсов рассматриваются сайты государственных и межгосударственных структур, региональных структур управления образованием, учреждений среднего, среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования, учреждений научной и методической поддержки образования, научно-исследовательских организаций, сайты средств массовой информации и периодических научных изданий, частные электронные коллекции, созданные специалистами, инициативными группами и виртуальными сообществами.
Анализ Интернет-ресурсов осуществляется с позиций их статуса и важности включения в учебный процесс образовательных учреждений региона.
Следует заметить, что задача сбора и накопления огромных массивов образовательной информации не рассматривалась проектом как первостепенная: создаваемая на местах, информация сама стекается на портал, где ее проще всего искать всем участникам образовательного процесса. Основное внимание уделяется проработке корневой структуры и шаблонов для консолидации информации, ее структурированию, а также процессу формирования творческих коллективов для работы над рубриками.
Сочетание информационного сервиса с перспективами, которые открывают совместная работа и консолидация образовательных ресурсов, прошедших экспертную оценку специалистов, дает возможность систематизации учебно-методических наработок, создает определенные условия для их интеграции в российскую систему образования, обеспечивая успешное продвижение новых проектов на образовательном рынке.
В целях обеспечения регулярного наполнения информацией портала изначально были сформированы следующие базовые сервисы и службы:
информационный (система поддержки контента, отвечающая за функционирование базового информационного наполнения портала);
коммуникационный (возможность обсуждения различных вопросов на форуме, в чате, с использованием персональных страниц, опросов и голосования);
экспорта и импорта ресурсов портала;
сервис поиска информации и навигации (возможность поиска необходимого документа в полнотекстовой базе данных портала);
сервисы мониторинга и статистики (средства контроля и анализа нагрузки на аппаратные ресурсы, регистрация и анализ обращений к ресурсам).
Организационные, методические и программные требования к порталу тесно увязываются с основными технологическими требованиями, определяющими его как интерактивную информационно-сервисную структуру, назначение которой – формирование региональной образовательной среды и интеграция в образовательное Интернет-пространство.
Разработка программного комплекса выполнена силами ЦИТ ОГУ, программисты которого на первом этапе, когда требовалась доработка и обкатка программного комплекса, осуществляли и его сопровождение.
Исполнительным органом портала является его редакционная коллегия,11 информационно-методическая группа которой, созданная в соответствии с приказом ректора ОГУ на базе отдела мультимедийной продукции УСИТО, осуществляет:
выявление образовательных ресурсов региона и Интернет-пространства;
организацию их экспертной оценки, классификацию и систематизацию (рецензирование, тематическая рубрикация);
подготовку информационно-методического материала в необходимых стандартах;
формирование тематических коллекций ссылок;
решение текущих организационных вопросов по информационному наполнению рубрик и их структуризации.
Научно-методическое руководство порталом, его ведение и эксплуатация, безусловно, требуют определенных финансовых вливаний. Однако его полномасштабное осуществление представляется целесообразным, поскольку проект направлен на повышение качества образования в регионе, увеличение эффективности использования научных и педагогических ресурсов высшей школы для решения задач социально-экономического, научно-технического и информационного развития региона, обеспечения широкого и свободного доступа к информационным ресурсам. Все это положительно скажется на улучшении качества учебного процесса для всех уровней и форм образования, будет содействовать формированию единой образовательной информационной среды.
Литература:
Антопольский А.Б., Майстрович Т.В., Чугунов А.В. Формирование электронного документного пространства в России: проблемы взаимодействия и кооперации создателей электронных коллекций // Информационные ресурсы России. 2005. №1. http://www.kcnti.ru/irr/83/index.html
Журавлева Е.Ю. К определению сети Интернет // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. – СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004, с. 8-10.
Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. Ноосфера образования. Область удаленного доступа к знаниям. /Вестник Российской Академии Наук. Т. 71, №7, с. 579, 2001.
Концепция создания и развития регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья. http://www.orenport.ru/?doc=287
Положение о региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья. http://www.orenport.ru/?doc=132
Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке: Сб. статей / Пер. с англ. М., 1966. С. 339-340.
Российский портал открытого образования: педагогические рекомендации и опыт сетевого обучения. Настольная книга. /Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003. – 424с.
Смоленский А. Путин оценил Интернет //Взгляд // http://www.vz.ru/politics/2007/11/26/127470.html
Солдаткин В.И. Взгляд на создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации. – Телематика 2003. http://tm.ifmo.ru/tm2003/db/doc/get_thes.php?id=12
ФОМ. Опросы «Интернет в России // Россия в Интернете». Выпуск 20. Лето 2007 // http://bd.fom.ru/report/map/ projects/internet/internet0703/int0703#Abs9
Хуторской А.В. Модель Интернет-образования креативного типа // Интернет-журнал «Эйдос». – 2001. – 05 октября. http://www.eidos.ru/journal/2001/0510-02.htm.
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Содержание
- Введение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Размещённая на региональных сайтах информация – помощь учительству
- Информационная и научно-методическая поддержка учителей-предметников, реализующих профильное обучение в Оренбургской области
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Дизайн регионального портала образовательного сообщества оренбуржья как один из аспектов интеграции в образовательное интернет-пространство
- Роль икт и проектной деятельности в школьной жизни
- Гимназический сайт. Этапы создания
- Компоненты образовательной среды в школы: Организационный
- Кадровый
- Количественный охват педагогов, прошедших обучение
- Информационные ресурсы в управлении образованием Фирма"1с". Http://www.1c.Ru/ Информационная среда образовательного учреждения
- Обзор Интернет-ресурсов Бугурусланского района
- Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды
- Развитие информационного пространства школы как фактора создания дополнительных условий для успешного интеллектуального развития учащихся
- Сайт районного отдела образования как основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования Саракташского района
- Опыт использования Интернет-ресурсов и современных технологий в процессе обучения
- Практическое использование конструктора тестов «универсальный тест» в общеобразовательной школе
- Моу «Новомусинская средняя общеобразовательная школа»
- На уроках обж с программой «Универсальный тест» мои ученики работают в двух режимах, в зависимости от типа урока:
- 1.Контрольно-обучающий режим.
- 2.Режим контрольного (на оценку) тестирования.
- Современное инновационное образование в школе
- Использование интернет-ресурсов для управления качеством образования
- О.А. Елисеева, учитель информатики
- Проблемы использования Интернет-ресурсов
- Управление системой информатизации
- И нтернет-ресурс с точки зрения компетентностного
- Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с доступными ресурсами сети Интернет
- Прогнозируемые результаты использования Интернет-ресурсов для управления качеством образования
- Системный мониторинг по английскому языку
- Применение интернет-ресурсов в процессе исследовательской деятельности в филологическом образовании школьников
- Мультимедийное творчество гимназистов
- Традиционная модель учебного процесса
- Модель получения знаний при работе над мультимедийным продуктом
- Смотреть на мир по-новому (Из опыта внедрения программы «1с: ХроноГраф Школа «2.5 проф»)
- «Средства массовой информации. Интернет». Современный урок для современного учителя
- Модель урока введения новой темы на основе интегрирования литературы и истории с использованием икт
- Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
- Элементы уроков с применением
- Internet-технологий (английский язык, немецкий язык, икт)
- Дидактическая модель урока немецкого языка с применением «интернет-технологий в 9 классе
- Модель урока закрепления изученного материала на основе интегрирования русского языка и мировой художественной культуры.
- Модель уроков с использованием интернет-ресурсов и методика их проведения
- Модель урока формирования лексико-грамматических навыков на уроках французского языка с применением информационно-коммуникационных технологий
- Модель урока с использованием интернет-ресурсов
- Урок по теме «Поиск информации во Всемирной паутине»
- 9 Класс
- Практическая работа по теме «Поиск информации во Всемирной паутине».
- Использование интернет-ресурсов на уроках географии
- 2. Проверка усвоения ранее изученного материала
- 3. Изучение нового материала
- 4. Подведение итогов
- 5. Домашнее задание
- Использование средств мультимедиа и сети интернет при обучении биологии
- Формирование и развитие информационной компетентности как условие повышения профессионализма учителей физики
- Современные технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
- Дидактическая модель проведения урока с использованием интернет-ресурсов, интернет-технологий
- Использование информационных технологий на уроке математики
- Использование информационных компьютерных технологий в преподавании биологии
- Роль проектной деятельности в школьной жизни
- Использование икт в процессе обучения литературе в школе
- Электронная почта при дистанционном обучении учащихся физике в учреждении дополнительного образования детей
- Организация дистанционного обучения учащихся
- Папки учащихся в электронной почте
- Начало работы с электронной почтой
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе изучении истории
- Уроки истории с использованием сети интернет (из опыта работы)
- Информационные технологии в преподавании экономики
- Методика проведения уроков с использованием интернет-ресурсов в начальной школе
- Заключение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции