logo
sb_inet-res

Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»

О.А. ГАЛИЦКАЯ

omp@mail.osu.ru

Оренбургский государственный университет

Интернет с надстройкой WWW стал не только новым видом связи и большой базой данных, но и системой получения знаний, огромным искусственным интеллектом с персональным интерфейсом для каждого желающего. По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем человек до 40% своего учебного времени будет отводить дистантным формам обучения, еще столько же – очным, а остальное время – самообразованию1.

Не случайно в положении о направлениях обучения с использованием современных информационных технологий, принятом Советом ЕС еще в 2001 г., как стратегическая цель государств ЕС обозначено создание единой образовательной сети, строящейся на принципах единства, в соответствии с международными стандартами на образовательные технологии, поскольку «электронизация и стандарты усиливают педагогический и образовательный эффект по использованию культурных ресурсов библиотек, научных музеев и архивов».

Многие российские исследователи уже сейчас констатируют тенденцию превращения Интернета в основной источник информации по целому ряду вопросов. В конце 2007 г. президент России Владимир Путин встретился в Санкт-Петербурге с лауреатами проекта «Профессиональная команда страны» и поделился своим мнением об Интернете. Упомянув о том, что за последние семь лет в России количество пользователей Интернета увеличилось в 10 раз, он назвал их «безусловно, наиболее продвинутыми и талантливыми» людьми, на которых лежит ответственность за создание в Сети «атмосферы высокой нравственности»2.

Очевидно, что данный прирост будет осуществляться, в основном, за счет молодых пользователей. Об этом наглядно свидетельствуют и данные Фонда Общественного Мнения. Так, в России в третьем квартале 2007 года пользователями Интернета стали 24% населения в возрасте от 18 лет и старше. На примере Приволжского Федерального округа, к которому относится Оренбургская область, можно наглядно увидеть, что большая часть этой группы – 43% – молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Далее численность групп несколько снижается: пользователей в возрасте от 25 до 34 лет – 27%; в возрасте от 35 до 44 лет – 17%; от 45 до 54 – 10%; от 55 лет и старше – только 3%3.

В этих условиях педагогическое сообщество Оренбуржья ведет интенсивный поиск оптимальных форм и методов работы в новом образовательном пространстве, направляя свои усилия на формирование единой информационной образовательной среды.

Следует отметить, что данная задача осложняется целым рядом проблем, среди которых выделяются следующие:

– отсутствие единой идеологии построения электронных коллекций и принимаемых организационно-технических решений;

– разбросанность информации по различным сайтам и электронным коллекциям;

– нерациональное дублирование работ по сканированию и распознаванию печатных изданий,4 а также по созданию электронных ресурсов.

Мониторинг образовательного сектора Интернет-пространства Оренбургской области выявляет, помимо перечисленных, еще и недостаточно высокую активность основной массы педагогической общественности в коллективной работе по формированию единой образовательной среды.

Перечисленные проблемы предопределяют ряд противоречий, отмечаемых рядом исследователей, в частности:

В этих условиях приоритетной задачей стало создание целостной инфраструктуры, обеспечивающей оперативный доступ к электронным образовательным ресурсам, поскольку именно построение единой образовательной информационной среды создает условия для реализации образовательных программ различных уровней, позволяет активизировать научно-педагогическую деятельность, с минимальными временными и финансовыми затратами распространять передовые инновационные методики. «Анализ состояния образования в Оренбуржье показывает, что перспективное развитие регионального образования, определение стратегической сущности и тактической значимости образовательной политики в каждом городе, в каждом районе, в каждом образовательном учреждении связаны с созданием организационных и технологических основ формирования и развития ЕОИС»5.

Одним из результатов работы в этом направлении явился инициативный проект Оренбургского государственного университета по созданию Регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья (http://www.orenport.ru), который изначально задумывался как специальная инфраструктура информационного обеспечения образовательного процесса, направленная на формирование методологической основы содержания образования, разработку методов и организационных форм обучения и воспитания, которые соответствуют задачам развития личности обучаемого в современных условиях массовой коммуникации и глобализации. Роль образовательных порталов как одного из способов реализации перехода от «обучения» к «образованию» в условиях информационного общества вряд ли можно переоценить, поскольку они изначально создаются как специальная инфраструктура поддержки учебно-образовательного процесса в целях концентрации электронных ресурсов в различных предметных областях и на различных уровнях образования, для систематизации и классификации их, а также обеспечения информационного и административного сопровождения образовательной деятельности.

Разработанный на базе Оренбургского государственного университета проект предоставляет новые технологические, методические и информационные возможности для образовательных учреждений, что особенно актуально в настоящее время, в период реализации приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования как основных направлений государственной образовательной политики. Ожидаемым результатом проекта является создание своего рода геомаркетингового и геопоискового средства образовательных ресурсов и образовательных услуг,6 что достигается путем:

Функционирование портала как интерактивной, разнообразной по содержанию информационно-сервисной структуры определяется организационными, методическими, техническими и программными условиями, которые нашли свое отражение в «Положении о Региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья» и других документах, разработанных инициативной группой.

Информационно и функционально портал интегрируется как в среду созданных образовательными структурами Оренбуржья сайтов, так и в систему общероссийских образовательных порталов. Он спроектирован как единая точка входа в информационно-образовательную Интернет-среду для различных категорий пользователей и участников – преподавателей, учителей, студентов, аспирантов, соискателей, администраторов образовательного процесса, школьников, абитуриентов и их родителей – всех интересующихся образовательными вопросами.

Работа портала строится на принципах соблюдения авторских и смежных прав, а также многоуровневого контроля над прохождением ресурсов и их качеством.

В январе 2008 года исполнился год со времени выхода портала в Сеть, и, хотя времени прошло совсем немного, можно говорить о том, что проект востребован.

Участники Всероссийского Интернет-педсовета выставили ресурсу оценку 4,77.

В каталоге Mail.ru в рубрике «Образовательные порталы и каталоги» Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья также занимает II место по популярности (среди 47 ресурсов).8

В марте и апреле 2007 г. он был зарегистрирован оренбургскими Интернет-каталогами Оren.ru и Оren-burg.ru, где уже сейчас размещается на I месте по переходам (Оren.ru9) и на III по популярности (Оren-burg.ru10) среди образовательных сайтов области (данные на 22.02.08).

Рис. 1. Статистические данные уровня популярности ведущих образовательных сайтов по данным каталога Oren-burg.ru (по данным на 11 февраля 2008 г.)

На сегодняшний день коллекции портала объединяют значительный объем научно-образовательных электронных ресурсов, ориентированных на выработку новых стандартов организации образовательного процесса, обеспечивающих наличие комплекса качественных образовательных и учебно-методических материалов. По данным на 1.01.2008 г. только образовательных электронных ресурсов (учебников, сборников, методических пособий, программных комплексов, слайд-шоу, словарей, энциклопедий, справочников, монографий, статей и т.п., а также аннотированных ссылок на них) здесь более двух тысяч.

Помимо этого, портал содержит заметный объем информационных ресурсов. Справочный характер носят рубрики, на которых размещены базы данных по персоналиям и организациям, деятельность которых связана с образованием и наукой (учебные заведения области, их структурные подразделения; научно-исследовательские институты и центры, в том числе – центры обучения, информационных технологий, тестирования, межкультурной коммуникации), а также рубрики, содержащие информацию о российских и зарубежных конференциях, семинарах, симпозиумах и т.п.

Информационными составляющими являются также коммуникативные средства (Интернет-конференции, форумы, чат, блиц-опросы, личные страницы преподавателей, педагогов, аспирантов и студентов) и новостная лента (ежедневно обновляющиеся новости образования и новости портала).

Осознание насущной необходимости совместного решения образовательных проблем, когда складываются новые формы воспроизводства научного знания и обмена информацией, неизбежно делает актуальной консолидацию усилий, направленных на кардинальные изменения существующих технологий образования и воспитания личности.

Практика работы с электронными ресурсами подсказала оптимальный вариант их классификации – в соответствии с тематической рубрикацией, уровнем образования, а также функциональным признаком, определяющим их значение и место в учебном процессе.

С точки зрения функциональной структуры портала выделяются три макроуровня: презентационно-информационная часть (данные об учебных заведениях, ведущих педагогах и научно-педагогических работниках области; информация о регионе, научно-педагогическая деятельность Оренбуржья, новостной блок, информация для абитуриента, региональный рынок труда); научно-образовательные ресурсы (монографии, научные статьи, материалы конференций, учебно-методические, обучающие и контролирующие, а также дополнительные электронные ресурсы, инновационные образовательные технологии и компьютерные средства в образовании); сервисная часть (поиск на портале, средства экспорта/импорта информации, тестирование, мониторинг, коммуникативные сервисы).

Основным образовательным компонентом портала является его библиотека (рубрика «Электронные образовательные ресурсы»), база данных которой аккумулирует и хранит электронные документы и изображения определенных форматов: региональный каталог аннотированных электронных изданий на CD и DVD; полнотекстовые публикации (учебники и учебные пособия, монографии, статьи, материалы конференций и т.п.); информацию об образовательных ресурсах региона, библиотеках, музеях и архивах; аннотированный каталог предметно-ориентированных Интернет-ресурсов, библиографические списки.

Электронные версии объемных публикаций представляются в виде совокупности файлов, соответствующих отдельным главам, параграфам, статьям, и гипертекстового файла-оглавления, имеющего ссылки на отдельные составные части документа, т.е. в ряде случаев публикации проходят предварительную техническую обработку.

Все электронные ресурсы сопровождаются оригинальной или написанной редакторами портала аннотацией, отражающей содержание, и размещаются по разделам в соответствии с тематическим рубрикатором.

Размещаемые электронные ресурсы классифицируются не только по уровням образования, но и по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

С ростом базы данных структурирование ресурсов совершенствуется, происходит взаимопроникновение разделов, но путь потребителя к нужному ресурсу продолжает осуществляться по единому маршруту: уровень образования – область образования – название предмета – вид ресурса.

Как источники образовательных ресурсов рассматриваются сайты государственных и межгосударственных структур, региональных структур управления образованием, учреждений среднего, среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования, учреждений научной и методической поддержки образования, научно-исследовательских организаций, сайты средств массовой информации и периодических научных изданий, частные электронные коллекции, созданные специалистами, инициативными группами и виртуальными сообществами.

Анализ Интернет-ресурсов осуществляется с позиций их статуса и важности включения в учебный процесс образовательных учреждений региона.

Следует заметить, что задача сбора и накопления огромных массивов образовательной информации не рассматривалась проектом как первостепенная: создаваемая на местах, информация сама стекается на портал, где ее проще всего искать всем участникам образовательного процесса. Основное внимание уделяется проработке корневой структуры и шаблонов для консолидации информации, ее структурированию, а также процессу формирования творческих коллективов для работы над рубриками.

Сочетание информационного сервиса с перспективами, которые открывают совместная работа и консолидация образовательных ресурсов, прошедших экспертную оценку специалистов, дает возможность систематизации учебно-методических наработок, создает определенные условия для их интеграции в российскую систему образования, обеспечивая успешное продвижение новых проектов на образовательном рынке.

В целях обеспечения регулярного наполнения информацией портала изначально были сформированы следующие базовые сервисы и службы:

Организационные, методические и программные требования к порталу тесно увязываются с основными технологическими требованиями, определяющими его как интерактивную информационно-сервисную структуру, назначение которой – формирование региональной образовательной среды и интеграция в образовательное Интернет-пространство.

Разработка программного комплекса выполнена силами ЦИТ ОГУ, программисты которого на первом этапе, когда требовалась доработка и обкатка программного комплекса, осуществляли и его сопровождение.

Исполнительным органом портала является его редакционная коллегия,11 информационно-методическая группа которой, созданная в соответствии с приказом ректора ОГУ на базе отдела мультимедийной продукции УСИТО, осуществляет:

Научно-методическое руководство порталом, его ведение и эксплуатация, безусловно, требуют определенных финансовых вливаний. Однако его полномасштабное осуществление представляется целесообразным, поскольку проект направлен на повышение качества образования в регионе, увеличение эффективности использования научных и педагогических ресурсов высшей школы для решения задач социально-экономического, научно-технического и информационного развития региона, обеспечения широкого и свободного доступа к информационным ресурсам. Все это положительно скажется на улучшении качества учебного процесса для всех уровней и форм образования, будет содействовать формированию единой образовательной информационной среды.

Литература:

  1. Антопольский А.Б., Майстрович Т.В., Чугунов А.В. Формирование электронного документного пространства в России: проблемы взаимодействия и кооперации создателей электронных коллекций // Информационные ресурсы России. 2005. №1. http://www.kcnti.ru/irr/83/index.html

  2. Журавлева Е.Ю. К определению сети Интернет // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. – СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004, с. 8-10.

  3. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. Ноосфера образования. Область удаленного доступа к знаниям. /Вестник Российской Академии Наук. Т. 71, №7, с. 579, 2001.

  4. Концепция создания и развития регионального портала образовательного сообщества Оренбуржья. http://www.orenport.ru/?doc=287

  5. Положение о региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья. http://www.orenport.ru/?doc=132

  6. Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке: Сб. статей / Пер. с англ. М., 1966. С. 339-340.

  7. Российский портал открытого образования: педагогические рекомендации и опыт сетевого обучения. Настольная книга. /Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003. – 424с.

  8. Смоленский А. Путин оценил Интернет //Взгляд // http://www.vz.ru/politics/2007/11/26/127470.html

  9. Солдаткин В.И. Взгляд на создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации. – Телематика 2003. http://tm.ifmo.ru/tm2003/db/doc/get_thes.php?id=12

  10. ФОМ. Опросы «Интернет в России // Россия в Интернете». Выпуск 20. Лето 2007 // http://bd.fom.ru/report/map/ projects/internet/internet0703/int0703#Abs9

  11. Хуторской А.В. Модель Интернет-образования креативного типа // Интернет-журнал «Эйдос». – 2001. – 05 октября. http://www.eidos.ru/journal/2001/0510-02.htm.