Роль проектной деятельности в школьной жизни
И.Н. ОГОРОДОВА
oinru85@mail.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пилюгинская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургской области.
В последнее время в наш лексикон вошло и широко распространилось в языке слово «проект», некогда бытовавшее в среде технической интеллигенции (проект здания, реконструкции улицы и т.п.). В настоящее время стало модным использовать это понятие в различных областях социокультурной практики. Говорят о проектах музыкальных, художественных, телевизионных, а также в сфере бизнеса, экономики, социальной работы и пр., имея в виду некий план, замысел. Само это явление объясняется массовой инновационной деятельностью, все настойчивее проникающей во все общественные структуры и носящей активно-действенный творческий характер. Сказанное в полной мере относится к сфере образования, где в процессе обучения проектная деятельность – одна из популярных форм организации работы с учащимися. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Учебный проект подразумевает
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Содержание образования современной школы охватывает целый ряд учебных предметов, изучающих явления, развитие природы и общества. Каждый из них не может дать целостного представления о явлениях, развитии природы и общества в силу ограниченности изучаемой формы движения материи. Данное обстоятельство требует изменения акцентов и приоритетов в содержании образования.
Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы выпускник школы имел четкое представление о социально-экономическом развитии региона, перспективных направлениях развития будущей профессии и получил возможность для формирования зачатков таких современных качеств профессионала, как высокая эрудиция, широкие мировоззренческие взгляды, креативное мышление. В связи с этим одним из направлений в достижении этих целей можно считать интеграцию знаний, а в частности – систематическую организацию проектной деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочное время. При этом интеграция знаний осуществляется за счет комплексного использования материалов из различных областей знаний и активного поиска новой информации, синтеза различных видов деятельности учащихся во время подготовки к занятию.
Проектная деятельность – наиболее совершенное средство обобщения знаний, способствующее тому, чтобы ученик научился исследовать предмет, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса потребности в такого рода деятельности. И дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
Проектная деятельность способствует решению одной из важнейших на сегодня проблем – внедрению в образовательный процесс средств и методик, помогающим детям «открыть» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности учащегося становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории и самого себя. Проектная деятельность направлена на становление личности ребенка через активные способы действий.
Проекты создаются в самых разных областях человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, безопасностью человека и природы, экономикой. Через приобретаемый опыт приходит знакомство с производством, маркетингом, миром профессий. Достигается связь теоретических знаний с практическими умениями.
При выполнении проекта дети учатся работать с информацией:
отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;
анализировать полученную информацию;
систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной задачей;
выявлять проблемы в разных областях окружающей действительности;
выдвигать гипотезы;
ставить эксперименты;
делать аргументированные выводы;
статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;
генерировать идеи возможных путей поиска решений и оформления результатов;
выдвигать предложения для решения конкретных проблем.
Школьники приобретают навыки работы в коллективе (если проект выполняется группой учащихся), решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли и применяя навыки владения искусством и культурой коммуникации.
В плане психического развития совершенствуется и развивается мышление, а именно:
аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов и явлений);
ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами и явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.);
логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы и пр.);
системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик);
и мыслительные процессы:
мыслительного экспериментирования, пространственного воображения;
самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи или проблемы, поиска новых решений;
способность комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи или проблемы в новой комбинированный, комплексный способ;
способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, работая над проектом, учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности, развивается в процессе формирования механизмов мышления, а не эксплуатации памяти. Совместная работа над проблемой имеет цель не только решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте.
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Содержание
- Введение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Размещённая на региональных сайтах информация – помощь учительству
- Информационная и научно-методическая поддержка учителей-предметников, реализующих профильное обучение в Оренбургской области
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Дизайн регионального портала образовательного сообщества оренбуржья как один из аспектов интеграции в образовательное интернет-пространство
- Роль икт и проектной деятельности в школьной жизни
- Гимназический сайт. Этапы создания
- Компоненты образовательной среды в школы: Организационный
- Кадровый
- Количественный охват педагогов, прошедших обучение
- Информационные ресурсы в управлении образованием Фирма"1с". Http://www.1c.Ru/ Информационная среда образовательного учреждения
- Обзор Интернет-ресурсов Бугурусланского района
- Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды
- Развитие информационного пространства школы как фактора создания дополнительных условий для успешного интеллектуального развития учащихся
- Сайт районного отдела образования как основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования Саракташского района
- Опыт использования Интернет-ресурсов и современных технологий в процессе обучения
- Практическое использование конструктора тестов «универсальный тест» в общеобразовательной школе
- Моу «Новомусинская средняя общеобразовательная школа»
- На уроках обж с программой «Универсальный тест» мои ученики работают в двух режимах, в зависимости от типа урока:
- 1.Контрольно-обучающий режим.
- 2.Режим контрольного (на оценку) тестирования.
- Современное инновационное образование в школе
- Использование интернет-ресурсов для управления качеством образования
- О.А. Елисеева, учитель информатики
- Проблемы использования Интернет-ресурсов
- Управление системой информатизации
- И нтернет-ресурс с точки зрения компетентностного
- Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с доступными ресурсами сети Интернет
- Прогнозируемые результаты использования Интернет-ресурсов для управления качеством образования
- Системный мониторинг по английскому языку
- Применение интернет-ресурсов в процессе исследовательской деятельности в филологическом образовании школьников
- Мультимедийное творчество гимназистов
- Традиционная модель учебного процесса
- Модель получения знаний при работе над мультимедийным продуктом
- Смотреть на мир по-новому (Из опыта внедрения программы «1с: ХроноГраф Школа «2.5 проф»)
- «Средства массовой информации. Интернет». Современный урок для современного учителя
- Модель урока введения новой темы на основе интегрирования литературы и истории с использованием икт
- Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
- Элементы уроков с применением
- Internet-технологий (английский язык, немецкий язык, икт)
- Дидактическая модель урока немецкого языка с применением «интернет-технологий в 9 классе
- Модель урока закрепления изученного материала на основе интегрирования русского языка и мировой художественной культуры.
- Модель уроков с использованием интернет-ресурсов и методика их проведения
- Модель урока формирования лексико-грамматических навыков на уроках французского языка с применением информационно-коммуникационных технологий
- Модель урока с использованием интернет-ресурсов
- Урок по теме «Поиск информации во Всемирной паутине»
- 9 Класс
- Практическая работа по теме «Поиск информации во Всемирной паутине».
- Использование интернет-ресурсов на уроках географии
- 2. Проверка усвоения ранее изученного материала
- 3. Изучение нового материала
- 4. Подведение итогов
- 5. Домашнее задание
- Использование средств мультимедиа и сети интернет при обучении биологии
- Формирование и развитие информационной компетентности как условие повышения профессионализма учителей физики
- Современные технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
- Дидактическая модель проведения урока с использованием интернет-ресурсов, интернет-технологий
- Использование информационных технологий на уроке математики
- Использование информационных компьютерных технологий в преподавании биологии
- Роль проектной деятельности в школьной жизни
- Использование икт в процессе обучения литературе в школе
- Электронная почта при дистанционном обучении учащихся физике в учреждении дополнительного образования детей
- Организация дистанционного обучения учащихся
- Папки учащихся в электронной почте
- Начало работы с электронной почтой
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе изучении истории
- Уроки истории с использованием сети интернет (из опыта работы)
- Информационные технологии в преподавании экономики
- Методика проведения уроков с использованием интернет-ресурсов в начальной школе
- Заключение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции