Уроки истории с использованием сети интернет (из опыта работы)
Л.В. СКОМОРОХОВА
larisa_vl73@mail.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №2».
Оренбургской области
На протяжении последнего десятилетия в системе образования Российской Федерации активно развивается направление информатизации образования. Развитие Интернета и его национальных и региональных сегментов превращает Сеть сегодня в один из основных источников информации, в том числе – и учебной. Приход Интернета в школы привнес новое содержание в учебный процесс и способствует повышению качества образования.
Ресурсы сети Интернет в учебном процессе можно использовать:
для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
для самостоятельной подготовки к сдаче экзамена в форме ЕГЭ;
для систематического изучения определенного курса дистанционно под руководством учителя.
Основные мотивы использования Интернета школьниками:
доступ к информации, не представленной в традиционных источниках;
постоянное обновление запрашиваемых данных, возможность виртуальных путешествий по музеям, библиотекам, городам, другим странам;
интерактивный режим общения со сверстниками;
получение информации по нескольким темам и для повышения мотивации школьников к обучению.
Работа учащихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована следующим образом:
фронтально (виртуальные путешествия);
индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации);
в группах (выполнение общего учебного проекта);
в малых группах вне класса.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности:
повторение учебного материала;
формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала);
применение учебного материала на практике, предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта;
контроль уровня усвоения материала.
Несомненно, что и для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем. Учитель на таком уроке выступает в качестве консультанта по поиску в Сети и использованию различного рода информации. Основная цель урока с использованием ресурсов сети Интернет соответствует триединой дидактической цели урока:
образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать; активизация творческой деятельности учащихся;
воспитательный аспект: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мною накоплен некоторый опыт использования ресурсов сети Интернет на уроках истории в 7, 9-11 классах. Уроки проходят в форме обобщающих конференций, групповой работы. Предлагаю краткое описание (проект урока) в 7 классе по теме «Великая французская революция» (двухчасовое занятие).
Алгоритм проведения проекта: I урок темы – мультимедийная лекция с использованием репетитора по истории «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история». Сопровождаю презентацию вопросами и заданиями для промежуточного контроля. Ко II уроку ребята, предварительно получив задания, самостоятельно работают с Интернет-ресурсами. В результате в ходе обсуждения темы достигается понимание учащимися причин развития, итогов и последствий Великой французской революции, ее места в мировой истории. Совершенствуются навыки работы с исторической картой, текстами учебных пособий и источниками (в том числе – с Интернет-ресурсами), схемами в рабочей тетради. Вырабатываются и закрепляются навыки работы на ПК с использованием программ пакета Microsoft Word, Microsoft FrontPage. Развиваются умения работы с ресурсами Сети.
По теме «Отечественная война 1812 г.» (10 класс) урок проходит в форме «круглого стола». Ученики делятся на группы (по 4-6 человек), каждая из них получает задание и адрес в Интернете.
1 группа изучает причины отступления русской армии;
2 группа – биографии М.Т. Барклая де Толи, П.И. Багратиона, М.И. Кутузова;
3 группа – Бородинское сражение.
Обычно провожу спаренные уроки, а время на уроке распределяю следующим образом: введение в тему (7-8 минут), самостоятельная работа (35-40 минут), обмен полученными сведениями между группами (30-35 минут).
Достоинства подобного использования Интернет-ресурсов на занятии:
1. Использование ресурсов сети Интернет позволяет удовлетворить одну из наиболее важных потребностей ребенка – ощущение полезности своей деятельности.
2. Повышение у учащихся чувства ответственности за выполненную работу.
3. Повышение у учащихся уровня знаний компьютера и закрепление навыков работы с ресурсами Интернета.
При изучении темы «Великая Отечественная война» в 9, 11 классах использовать ресурсы сети Интернет просто необходимо: во-первых, большой объем учебного материала, во-вторых, эта тема вызывает особый интерес у учащихся, воспитывает преемственность поколений, формирует высокие чувства патриотизма.
Путешествуя по таким сайтам, как «Великая Отечественная война: краткое описание, биография полководцев» (http://www.1941-1945/ru), «Сталинградская битва» (http://battle.volgadmin.ru), «Ленинград. Блокада, Подвиг» (http://blokada.otrok.ru) и другим, ребята знакомятся с дополнительной картографической информацией, персоналиями великих полководцев, многочисленными документами, тем самым систематизируют полученные знания, находят ответы на спорные вопросы.
Западная историография утверждает, что исход Второй мировой войны решался вовсе не под Сталинградом, а на Западном фронте, в Северной Африке. Поэтому урок по теме «Сталинградская битва» в 11 классе провожу в форме информационного проекта с использованием ресурсов сети Интернет. Работа старшеклассников проходит в группах. Каждая из 5 групп готовит задания, связанные с рассматриваемым материалом.
I группа. Задание: масштабы битв Второй мировой войны в сопоставлении (создают таблицу http://gloru.rin.ru, раздел «Военные потери в битвах»).
II группа. Задание: фактор героизма в Сталинградской битве (сообщения о защитниках с подбором фотографий можно найти на сайте «Аллея Славы» http://gloru.rin.ru).
III группа. Задание: полководцы (http://www.1941-1945/ru).
IV группа. Задание: оценка Сталинградской битвы современниками, известными людьми (http://www.1941-1945/ru).
V группа. Задание: Сталинградская битва в граните и бронзе (http://battle.volgadmin.ru, раздел «Памятники Волгограда»). В качестве презентации ребята могут создать слайд-фильм.
Организуя работу таким образом, учащиеся правильно оценивают историческую значимость победы под Сталинградом, где было положено начало коренного перелома в ходе войны.
Использовать Интернет-ресурсы можно и во внеклассной работе по истории.
В 10-11 классах я предлагаю элективный курс «Отечественная история в лицах». Знакомясь с различными историческими личностями, ученики могут найти дополнительную информацию на таких сайтах, как «История России с древнейших времен до наших дней» (http://rushistory.stsland.ru), «Династия Романовых» (www.moscowkremlin.ru/romarovs.html). В этих программах используется различная информация: текстовая, видеофрагменты, аудиофрагменты, иллюстративные материалы. Самостоятельная работа учеников становится более интересной и содержательной при использовании коллекции общеобразовательного портала.
Применять Интернет-ресурсы или нет? Вот в чем актуальный вопрос на сегодня. Все зависит от учителя, от его желания и стремления освоить новые технологии и использовать их различные варианты. Интернет-ресурсы можно применять непосредственно на уроке, во внеклассной работе по истории, при подготовке к экзаменам, олимпиадам и т.д. Применение ресурсов Сети способствует оптимизации труда учителя, расширяет его творческий потенциал.
Мы не можем пройти мимо того факта, что новые информационные технологии стремительно входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным и активным будет учебный процесс как для учащихся, так и для нас самих.
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Содержание
- Введение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья
- Размещённая на региональных сайтах информация – помощь учительству
- Информационная и научно-методическая поддержка учителей-предметников, реализующих профильное обучение в Оренбургской области
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Дизайн регионального портала образовательного сообщества оренбуржья как один из аспектов интеграции в образовательное интернет-пространство
- Роль икт и проектной деятельности в школьной жизни
- Гимназический сайт. Этапы создания
- Компоненты образовательной среды в школы: Организационный
- Кадровый
- Количественный охват педагогов, прошедших обучение
- Информационные ресурсы в управлении образованием Фирма"1с". Http://www.1c.Ru/ Информационная среда образовательного учреждения
- Обзор Интернет-ресурсов Бугурусланского района
- Характеристика образовательного пространства интернет и обучение в условиях формирования информационной образовательной среды
- Развитие информационного пространства школы как фактора создания дополнительных условий для успешного интеллектуального развития учащихся
- Сайт районного отдела образования как основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования Саракташского района
- Опыт использования Интернет-ресурсов и современных технологий в процессе обучения
- Практическое использование конструктора тестов «универсальный тест» в общеобразовательной школе
- Моу «Новомусинская средняя общеобразовательная школа»
- На уроках обж с программой «Универсальный тест» мои ученики работают в двух режимах, в зависимости от типа урока:
- 1.Контрольно-обучающий режим.
- 2.Режим контрольного (на оценку) тестирования.
- Современное инновационное образование в школе
- Использование интернет-ресурсов для управления качеством образования
- О.А. Елисеева, учитель информатики
- Проблемы использования Интернет-ресурсов
- Управление системой информатизации
- И нтернет-ресурс с точки зрения компетентностного
- Развитие навыков самостоятельной работы учащихся с доступными ресурсами сети Интернет
- Прогнозируемые результаты использования Интернет-ресурсов для управления качеством образования
- Системный мониторинг по английскому языку
- Применение интернет-ресурсов в процессе исследовательской деятельности в филологическом образовании школьников
- Мультимедийное творчество гимназистов
- Традиционная модель учебного процесса
- Модель получения знаний при работе над мультимедийным продуктом
- Смотреть на мир по-новому (Из опыта внедрения программы «1с: ХроноГраф Школа «2.5 проф»)
- «Средства массовой информации. Интернет». Современный урок для современного учителя
- Модель урока введения новой темы на основе интегрирования литературы и истории с использованием икт
- Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии
- Элементы уроков с применением
- Internet-технологий (английский язык, немецкий язык, икт)
- Дидактическая модель урока немецкого языка с применением «интернет-технологий в 9 классе
- Модель урока закрепления изученного материала на основе интегрирования русского языка и мировой художественной культуры.
- Модель уроков с использованием интернет-ресурсов и методика их проведения
- Модель урока формирования лексико-грамматических навыков на уроках французского языка с применением информационно-коммуникационных технологий
- Модель урока с использованием интернет-ресурсов
- Урок по теме «Поиск информации во Всемирной паутине»
- 9 Класс
- Практическая работа по теме «Поиск информации во Всемирной паутине».
- Использование интернет-ресурсов на уроках географии
- 2. Проверка усвоения ранее изученного материала
- 3. Изучение нового материала
- 4. Подведение итогов
- 5. Домашнее задание
- Использование средств мультимедиа и сети интернет при обучении биологии
- Формирование и развитие информационной компетентности как условие повышения профессионализма учителей физики
- Современные технологии на уроках английского языка (из опыта работы)
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках русского языка и литературы
- Дидактическая модель проведения урока с использованием интернет-ресурсов, интернет-технологий
- Использование информационных технологий на уроке математики
- Использование информационных компьютерных технологий в преподавании биологии
- Роль проектной деятельности в школьной жизни
- Использование икт в процессе обучения литературе в школе
- Электронная почта при дистанционном обучении учащихся физике в учреждении дополнительного образования детей
- Организация дистанционного обучения учащихся
- Папки учащихся в электронной почте
- Начало работы с электронной почтой
- Использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе изучении истории
- Уроки истории с использованием сети интернет (из опыта работы)
- Информационные технологии в преподавании экономики
- Методика проведения уроков с использованием интернет-ресурсов в начальной школе
- Заключение
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции