3. Специфика отражения действительности в разных видах искусства.
Объектом отражения в искусстве являются все эмоциональные стороны действительности природы и общества. К ним относятся прежде всего эмоции людей — внешние, материальные проявления чувств, характеров, в целом общественной психологии в объемах и пространственных формах (мимике лица, жестах рук, позах тела), в цвете (лица и всего тела), в звуках (интонациях голоса), движениях (изменении поз, жестов и т. п.), в речи (с ее интонациями, темпом, стилистикой), в действиях и поступках, которые сопровождаются эмоциями (мимикой, жестами и т. п.). А из этих действий, поступков складываются поведение человека, события в жизни общества, вся его история.
К эмоциональным сторонам действительности относятся также различные явления природы, которые своими объемами, формами, цветом, движениями, звуками напоминают человеку эмоции людей (алря — румянец, буря — гнев и т. п.). Явления природы как бы предстают перед зрителем, обладающими человеческими эмоциями, антропоморфными — очеловеченными. При этом свойства материала (например, цвет, линии формы, звуки, движения, присущие пилениям природы) приобретают эмоциональное значение.
Каждый вид искусства материально отражает прежде всего одно из проявлений духовного мира людей, определенную эмоциональную сторону действительности: в объемах камня и т. п. (архитектура и скульптура), в цвете красок (живопись, графика, фотоискусство), в звуках голоса человека или инструментов (музыка) и т. д. Но каждый вид искусства воспроизводит и другие стороны действительности, выражает общественную психологию и духовный мир художников и т. п.
Так, архитектурное произведение оно является выразительным изображением или воспроизведением места жизни, отдыха, труда или смерти людей, передающим их чувства, мироощущение и мировоззрение. Архитектура способна выразить, например, свободу, величие, торжественность, открытость, ясность, стремительность, суровость, устремленность, легкость и т. п. Так обр, архитектура художественно выражает чувства и характеры своих реальных или предполагаемых обитателей.
Выражение чувств и характеров людей в скульптуре по средством отражения их эмоций приводит к тому, что объёмное воспроизведение в камне и других материалах предстает перед публикой одухотворенным, порождает видимость жизни.
В живописи объектом непосредственного отражения является цвет, эмоционально присущий явлениям природы и общества. А так как цветом красок в картинах создается видимость существования предметов и людей в пространстве и времени, то, следовательно, и живопись выражает чувства, характеры людей, проявляющиеся не только в цвете, но и объемах их тел (мимике, позах, жестах), движениях, действиях, поступках, событиях жизни.
В живописи (как и в скульптуре) не только отражаются различные стороны жизни людей и природы, но и создаются фантастические, сказочные образы. В связи с этим в живописи (и скульптуре) выделяются различные жанры — мифологический, исторический, бытовой, батальный, фантастический, сказочный, портрет, пейзаж и натюрморт. Особые чувства (покоя, торжественности, таинственности и т. п.) способны выразить пейзажи и натюрморты. К тому же они передают красоту природы, эстетические представления о ее красоте, возникшие у художников. Все они вместе выражают многогранные оттенки, насыщенность, силу всего богатства человеческих чувств и характеров, общественной психологии, мироощущения человека с позиций определенного мировоззрения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Методологические основы теории и методики развития детского изо творчества.
- Поне о художной деятельности. Состояние художественной деятельности в теории и практике детского сада
- 3. Специфика отражения действительности в разных видах искусства.
- 4. Рисунок как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками рисунка.
- 6. Композиция как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками композиции.
- 7. Графика как вид изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы детской книги.
- 8. Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций и методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией.
- 10. Особенности понимания дошкольниками скульптуры и методика ознакомления с нею.
- 11. Пейзаж как жанр живописи, его характеристика, виды.
- 12. Натюрморт как жанр живописи, его характеристика, виды.
- 13. Портрет как жанр живописи, его виды.
- 14. Сюжетно-тематические картины как жанр живописи, виды.
- 15. Особенности восприятия пейзажа детьми, методика ознакомления дошкольников с пейзажем.
- 16. Особенности восприятия детьми, методика ознакомления дошкольников с натюрмортом.
- 17. Особенности восприятия детьми портрета, методика ознакомления дошкольников с портретом.
- 18. Особенности восприятия детьми сюжетно-тематических картин, методика ознакомления дошкольников с ними.
- 19. Декоративно-прикладное искво как вид изобразительного искусства, его особенности.
- 20. Русские народные промыслы, методика ознакомления дошкольников с ними.
- 21. Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошколв с архитектурой.
- 22. Эстетическое восприятие, особенности развития у дошкольников.
- 23. Эстетические чувства и оценки, особенности становления их у детей.
- 24. Методика формирования восприятия художественного произведения.
- 25. Пути формирования эстетических чувств и оценок у детей дошкольного возраста.
- 26. Понятие «искусствоведческие знания».
- 3. Разрешение проблем сит.
- 29 . Виды изобразительной деятельности
- 30. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности.
- 31. Изобразительные задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности,
- 32. Технические задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности.
- 33. Воспитательные и развивающие задачи на занятиях по изобразительной дти в д/с.
- 35. Использование натуры как наглядного метода обучения дошкольников изо дти.
- 36. Использование образца на занятиях по изобразительной деятельности как наглядного метода обучения дошкольников. Методика выполнения заданий по образцу на занятиях по изобразительной деятельности.
- 39. Показ способов действий как наглядный метод обучения дошкольников изобразительной деятельности.
- 40. Анализ детских работ как словесно-наглядный метод обучения дошкольников изобразительной деятельности. Формы организации анализа детских работ.
- 41. Обучение детей анализу работ по изобразительной деятельности
- 1 Эт (1 полугодие)
- 2 Эт (2 полугодие)
- 42. Игровые приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности
- 43. Словесные методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.
- 1. Вопросы
- 3. Ипсользование худ литры
- 44. Изо дь детей в группах раннего возраста, своеобразие задач и методов обучения.
- 2 Периода разв изо Дти: