8. Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций и методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией.
ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ книжной иллюстрации дошкольниками.
• Дети мл возраста (3-4 года) не могут сосредоточиться при рассматривании картинок, отношение к иллюстрации у них действенное. При рассматривании они беспорядочно выхватывают отделе части и устанавливают м/у ними частные связи, не м подчинить процс воспря поставл зад (В.А.Езикеева). • Дети мл возраста не всегда видят разницу м/у реал предметом и его изображением, поэтому отношение к иллюстрации в книге у них как к игрушке; они рассматривают картинки непродолжител время, не м обосновать св суждения, т к не поним художестй образ, воспринимают рисунки, соотнося их с текстом (В.Я.Кионова, Р.А.Мирошкина). • Дошкольникам свойственно худное воспре иллюстраций при усл доступности их содержя, иллюстрации воспринимаются в единстве с текстом, с опорой на лный опыт (И.О.Котова). • В ст возрасте дети м подчинить процс воспря поставлен задаче, но чаще обращают внимание на второстепенные детали. В этом возрасте восприятие искусства начинает «отходить» от игры и выделяется в самостоятельный вид деятельности (Р.А.Мирошкина).
Понимание детьми дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ иллюстраций, то есть его сюжет и настроение. • (Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, И.О.Котовой и др.) Зне детьми текста повает урь воспря содержя иллюстрации. Кроме опоры на текст для детей важно узнать изображенный предмет, позу героя, его мимику.
Понимание детьми СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ книжной графики. • (А.В.Заваровой, В.С.Матафонова, Я.Мексина, Е.А.Флериной и др.)цвет воспринимается детьми как жизненно реал окраска предмета, мл дети терпимо относятся к цветовой условности, но с возрастом предпочитают произвольной окраске реальную. • дошкольники ч/з цвет понимают настроение иллюстрации, переданное художником • детей притягивают яркие, цветные книги, иллюстрации доставлт реб радость, привлекают его вниме, а черно-белые картинки не нравятся детям. • дети выделяют гл героя из окруж обстановки, если он отличается цветом, только после специал обучя (Р.А.Мирошкина). Значт и композиционная фуня цвета доступна воспрю реб. • динамичные, стремительные изображения очень близки детям любого возраста. • дети не воспринимают сложный ракурс, но ч/з движение рук, положение частей тела в ст возрасте могут понять настроение героев. • При восприятии иллюстраций дети замечают стиль рисования (линией или пятном), видят разницу в передаче формы и фактуры разн материалами (карандашами и красками), воспринимают линии разн толщины, м вычленить харр линии по светлоте, но в основ, по требованию взрослого (Р.А.Мирошкина). • дети затрудняются в понимании сложной, незамкнутой композиции, когда рисунки обрамляют текст, изображенные предметы не объединены сюжетом в единую иллюстрацию, а даются отдельно друг от друга (Л.Невлер).
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ. А.В.Заварова, Р.А.Мирошкина и др.предлагают использовать иллюстрации как самостояте худе произведя, кот: влияют на развитие личности ребенка, его эстетическое воспитание; картинки из книг способствуют изобразитму творву детей. В работе В.Я.Кионовой апробирована методика ознакомления детей стар возраста с выразитно-изобразителми средстми, кот способствуют раскрытию худго образа иллюстрации. Было выявлено, что наиболее эффектив методичес приемами будут являться сравня иллюстраций, вопр по содержанию картинки с опорой на средва выразитти, различн дидактич игры. Р.А.Мирошкина необходимо использовать приемы: сенсорное обследование рукой формы предметов (изучение формы и фактуры), домысливание соб, придумывание назван картинке, наблюде за объектами, использе различх моделей на занх. Н.А.Курочкина предлагает св систеу ознакомлю детей 3-7 лет с иллюстрацией. Система вкл ознакомите и практиче заня, боле колво игр, игр-драматизаций для конкрной возраст гр. На основе изучения имеющихся в психолого-педагогической литературе исследований, посвященных особенностям, восприятия дошкольниками произведений книжной графики, ознакомлению их с этим видом изобразительного искусства, мы выявили, что все ученые придавали большое значение руководящей роли взрослого в этом виде деятельности детей.
9. Скульптура, как вид изобразительного искусства вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения {статуи, бюсты, рельефы и т. п.) также называют скульптурой.
два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами м б воссозданы пейзаж и натюрморт. Но гл объектом для скульптора явлся челк, кот м б воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).
Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и др.) называется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и т. п.)- Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.
Скульптура — одна из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обожженной глины, вырезанные из камня, кости, дерева. У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных. Период античности характеризуется как один из самых важных в истории развития скульптуры. Мастера этого периода оставили нам классические образцы искусства ваяния. Они разработали возможность передачи движения в скульптуре.
Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.
- Методологические основы теории и методики развития детского изо творчества.
- Поне о художной деятельности. Состояние художественной деятельности в теории и практике детского сада
- 3. Специфика отражения действительности в разных видах искусства.
- 4. Рисунок как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками рисунка.
- 6. Композиция как средство выразительности изобразительного искусства. Особенности применения дошкольниками композиции.
- 7. Графика как вид изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы детской книги.
- 8. Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций и методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией.
- 10. Особенности понимания дошкольниками скульптуры и методика ознакомления с нею.
- 11. Пейзаж как жанр живописи, его характеристика, виды.
- 12. Натюрморт как жанр живописи, его характеристика, виды.
- 13. Портрет как жанр живописи, его виды.
- 14. Сюжетно-тематические картины как жанр живописи, виды.
- 15. Особенности восприятия пейзажа детьми, методика ознакомления дошкольников с пейзажем.
- 16. Особенности восприятия детьми, методика ознакомления дошкольников с натюрмортом.
- 17. Особенности восприятия детьми портрета, методика ознакомления дошкольников с портретом.
- 18. Особенности восприятия детьми сюжетно-тематических картин, методика ознакомления дошкольников с ними.
- 19. Декоративно-прикладное искво как вид изобразительного искусства, его особенности.
- 20. Русские народные промыслы, методика ознакомления дошкольников с ними.
- 21. Архитектура как вид искусства, возможности ознакомления дошколв с архитектурой.
- 22. Эстетическое восприятие, особенности развития у дошкольников.
- 23. Эстетические чувства и оценки, особенности становления их у детей.
- 24. Методика формирования восприятия художественного произведения.
- 25. Пути формирования эстетических чувств и оценок у детей дошкольного возраста.
- 26. Понятие «искусствоведческие знания».
- 3. Разрешение проблем сит.
- 29 . Виды изобразительной деятельности
- 30. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности.
- 31. Изобразительные задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности,
- 32. Технические задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности.
- 33. Воспитательные и развивающие задачи на занятиях по изобразительной дти в д/с.
- 35. Использование натуры как наглядного метода обучения дошкольников изо дти.
- 36. Использование образца на занятиях по изобразительной деятельности как наглядного метода обучения дошкольников. Методика выполнения заданий по образцу на занятиях по изобразительной деятельности.
- 39. Показ способов действий как наглядный метод обучения дошкольников изобразительной деятельности.
- 40. Анализ детских работ как словесно-наглядный метод обучения дошкольников изобразительной деятельности. Формы организации анализа детских работ.
- 41. Обучение детей анализу работ по изобразительной деятельности
- 1 Эт (1 полугодие)
- 2 Эт (2 полугодие)
- 42. Игровые приемы обучения дошкольников изобразительной деятельности
- 43. Словесные методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.
- 1. Вопросы
- 3. Ипсользование худ литры
- 44. Изо дь детей в группах раннего возраста, своеобразие задач и методов обучения.
- 2 Периода разв изо Дти: