logo
ИЗО!!!!! шпоры

8. Особенности восприятия дошкольниками иллюстраций и методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией.

ХАРАКТЕР ВОСПРИЯТИЯ книжной иллюстрации дошкольниками.

• Дети мл возраста (3-4 года) не могут сосредоточиться при рассматривании картинок, отношение к иллюстрации у них действенное. При рассматривании они беспорядочно выхватывают отделе части и устанавливают м/у ними частные связи, не м подчинить процс воспря поставл зад (В.А.Езикеева). • Дети мл возраста не всегда видят разницу м/у реал предметом и его изображением, поэтому отношение к иллюстрации в книге у них как к игрушке; они рассматривают картинки непродолжител время, не м обосновать св суждения, т к не поним художестй образ, воспринимают рисунки, соотнося их с текстом (В.Я.Кионова, Р.А.Мирошкина). • Дошкольникам свойственно худное воспре иллюстраций при усл доступности их содержя, иллюстрации воспринимаются в единстве с текстом, с опорой на лный опыт (И.О.Котова). • В ст возрасте дети м подчинить процс воспря поставлен задаче, но чаще обращают внимание на второстепенные детали. В этом возрасте восприятие искусства начинает «отходить» от игры и выделяется в самостоятельный вид деятельности (Р.А.Мирошкина).

Понимание детьми дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ иллюстраций, то есть его сюжет и настроение. • (Е.А.Флериной, В.А.Езикеевой, И.О.Котовой и др.) Зне детьми текста повает урь воспря содержя иллюстрации. Кроме опоры на текст для детей важно узнать изображенный предмет, позу героя, его мимику.

Понимание детьми СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ книжной графики. • (А.В.Заваровой, В.С.Матафонова, Я.Мексина, Е.А.Флериной и др.)цвет воспринимается детьми как жизненно реал окраска предмета, мл дети терпимо относятся к цветовой условности, но с возрастом предпочитают произвольной окраске реальную. • дошкольники ч/з цвет понимают настроение иллюстрации, переданное художником • детей притягивают яркие, цветные книги, иллюстрации доставлт реб радость, привлекают его вниме, а черно-белые картинки не нравятся детям. • дети выделяют гл героя из окруж обстановки, если он отличается цветом, только после специал обучя (Р.А.Мирошкина). Значт и композиционная фуня цвета доступна воспрю реб. • динамичные, стремительные изображения очень близки детям любого возраста. • дети не воспринимают сложный ракурс, но ч/з движение рук, положение частей тела в ст возрасте могут понять настроение героев. • При восприятии иллюстраций дети замечают стиль рисования (линией или пятном), видят разницу в передаче формы и фактуры разн материалами (карандашами и красками), воспринимают линии разн толщины, м вычленить харр линии по светлоте, но в основ, по требованию взрослого (Р.А.Мирошкина). • дети затрудняются в понимании сложной, незамкнутой композиции, когда рисунки обрамляют текст, изображенные предметы не объединены сюжетом в единую иллюстрацию, а даются отдельно друг от друга (Л.Невлер).

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ. А.В.Заварова, Р.А.Мирошкина и др.предлагают использовать иллюстрации как самостояте худе произведя, кот: влияют на развитие личности ребенка, его эстетическое воспитание; картинки из книг способствуют изобразитму творву детей. В работе В.Я.Кионовой апробирована методика ознакомления детей стар возраста с выразитно-изобразителми средстми, кот способствуют раскрытию худго образа иллюстрации. Было выявлено, что наиболее эффектив методичес приемами будут являться сравня иллюстраций, вопр по содержанию картинки с опорой на средва выразитти, различн дидактич игры. Р.А.Мирошкина необходимо использовать приемы: сенсорное обследование рукой формы предметов (изучение формы и фактуры), домысливание соб, придумывание назван картинке, наблюде за объектами, использе различх моделей на занх. Н.А.Курочкина предлагает св систеу ознакомлю детей 3-7 лет с иллюстрацией. Система вкл ознакомите и практиче заня, боле колво игр, игр-драматизаций для конкрной возраст гр. На основе изучения имеющихся в психолого-педагогической литературе исследований, посвященных особенностям, восприятия дошкольниками произведений книжной графики, ознакомлению их с этим видом изобразительного искусства, мы выявили, что все ученые придавали большое значение руководящей роли взрослого в этом виде деятельности детей.

9. Скульптура, как вид изобразительного искусства вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения {статуи, бюсты, рельефы и т. п.) также называют скульптурой.

два вида: круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве, и рельеф (барельеф и горельеф), в котором объемные изображения располагаются на плоскости. Скульптура бывает по своему назначению станковой, монументальной, монументально-декоративной. Отдельно выделяется скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую (жанровую), анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами м б воссозданы пейзаж и натюрморт. Но гл объектом для скульптора явлся челк, кот м б воплощен в разнообразных формах (голова, бюст, статуя, скульптурная группа).

Технология изготовления скульптуры обычно сложная и многоэтапная, сопряжена с большим физическим трудом. Скульптор вырезает или высекает свое произведение из твердого материала (камня, дерева и др.) путем удаления лишней массы. Другой процесс создания объема за счет прибавления пластической массы (пластилина, глины, воска и др.) называется лепкой (пластикой). Скульптуры создают также свое произведение с помощью отливки из веществ, способных переходить из жидкого состояния в твердое (различных материалов, гипса, бетона, пластмассы и т. п.)- Нерасплавленный металл для создания скульптуры обрабатывается путем ковки, чеканки, сварки и резки.

Скульптура — одна из самых древних видов искусства. В первобытном обществе существовали женские фигурки и рельефы. При раскопках древних поселений находили небольшие скульптурки из обожженной глины, вырезанные из камня, кости, дерева. У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных. Период античности характеризуется как один из самых важных в истории развития скульптуры. Мастера этого периода оставили нам классические образцы искусства ваяния. Они разработали возможность передачи движения в скульптуре.

Цвет, издавна применяемый в скульптуре (античность, средние века, Возрождение), активно используется для повышения художественной выразительности станковой скульптуры и в наши дни. Обращение к полихромии в скульптуре или отказ от нее, возвращение к естественному цвету материала (камня, дерева, бронзы и др.) связаны с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.